Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов
Изготовитель или продавец товара обязаны своевременно предоставлять потребителю (покупателю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации продовольственных товаров, обеспечивающую возможность их компетентного выбора. Такая информация в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде маркировки, т.е. информации, наносимой непосредственно на конкретные товары, тару, этикетки, ярлыки и т.п., или в виде текстового документа (паспорта, руководства по применению и др.), непосредственно прикладываемого к конкретному товару. Информация, предоставляемая непосредственно с товаром, должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Информация может быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных языках объектов Российской Федерации и языках народов РФ.
Информация для потребителя регламентируется ГОСТами и в обязательном порядке должна содержать следующие данные:
- наименование продукта;
- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес)
- товарный знак изготовителя;
- массу нетто, или объем, или количество продукта;
- состав продукта (Обязательна информация о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, облученных ионизирующим излучением.);
- пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов),
- назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок
- рекомендации по приготовлению готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов,
- условия хранения пищевых продуктов;
- срок годности, срок хранения или срок реализации пищевого продукта,
- дата изготовления и дата упаковывания;
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт,
- информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов.
Вся информация должна быть достоверной и соответствие товара заявленной информации должно является обязательным требованием для изготовителя и продавца.
В информации для потребителя на отечественную продукцию должна приводиться ссылка на нормативную или техническую документацию, из которой она была приведена.
Информация о товаре располагается в одном или нескольких удобных для прочтения местах, при этом следует размещать информацию всегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки.
При небольших размерах единиц тары или упаковки, на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью, а также на сувенирных и подарочных изделиях, допускается данные о товаре или часть из них размещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки, групповой упаковке или в сопроводительной документации к поставляемому товару.
Товарные знаки и знаки обслуживания представляют собой обозначения, позволяющие различать между собой товары и услуги различных юридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию и услуги определенного предприятия из числа аналогичных, предлагаемых другими предприятиями (рис.).
Рис. Товарные фирменные знаки
а- фирмы Дюпон; б— Волжского автомобильного завода
Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям стандартов или других технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует о проведении идентификации продукции и оценке ее соответствия требованиям безопасности третьей независимой стороной.
Гарантии соответствия продукции стандартам и техническим условиям обеспечивали ранее в Советском Союзе путем маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам (ГОСТ), отраслевым стандартам (ОСТ), республиканским стандартам (РСТ), техническим условиям (ТУ) (рис.).
Рис. Знаки соответствия стандартам бывшего СССР
В настоящее время в Российской Федерации вся сертифицированная продукция маркируется российским знаком соответствия с указанием присвоенного Госстандартом РФ шифра органа сертификации, осуществлявшего процедуру сертификации (рис.).
Рис. Российский знак соответствия, которым маркируется продукция
Этот знак подтверждает, что по результатам сертификационных испытаний продукция признана соответствующей определенным требованиям стандартов, санитарно-эпидемиологических положений и других нормативных документов, о чем указывается в сертификате соответствия.
Для указания допустимых способов обращения с грузами (транспортной упаковкой товаров) используются манипуляционные знаки (рис.).
Рис. Манипуляционные знаки:
Изображение, наименование, назначение, размеры и правила размещения манипуляционных знаков регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
Важное значение имеет предупредительная маркировка, наносимая на упаковку или транспортную тару материалов и веществ, способных причинить вред человеку или окружающей среде. Предупредительную маркировку производят с помощью предупреждающих символов и поясняющего текста (рис.).
Рис. Предупредительные символы:
а — Окислитель; б - Ядовито; в -Взрывоопасно
В соответствии с этими директивами информация по безопасному использованию вещества па этикетке включает в себя изображенные на оранжевом, желтом или красном фоне графические символы, характеризующие виды опасности, вызываемые данным веществом, и текстовое определение этих видов опасности, состоящего из буквы R латинского алфавита и цифр от 1 до 59, характеризующие виды опасности (например, R-24 - «токсично при контакте с кожей»), а также шифра действий по безопасному использованию, состоящему из буквы S латинского алфавита и цифр от 1 до 60 (например, S-24 — «избегать контакта с кожей»),
Рис. Экологический знак «Зеленая точка»(Германия)
Среди наиболее часто используемых экологических знаков - знак «Зеленая точка» (рис.), впервые получивший распространение в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. Этим знаком маркируется упаковка, на которую распространяется гарантия возврата и вторичной переработки. В настоящее время некоторые страны Западной Европы приняли в качестве экологического закона германский знак «Зеленая точка». К сожалению, в России нет национального экологического знака.
Важнейшим видом маркировки товара являются штриховые коды (ШК).
Штриховые коды, представляющие собой по внешнему виду прямоугольник с комбинацией темных и светлых полос и цифровых обозначений, стали неотъемлемым элементом маркировки товаров не только импортного, но и отечественного происхождения.
Штриховой код (ШК) - товарный знак, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового или цифрового символа, считываемого сканером.
Таблица
Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Срана | Код | Страна | Кед |
I | |||
Австрия | 90-91 | Перу | |
Австралия | Португалия | ||
Аргентина | Польша | ||
Бельгия и Люк | Россия | 400-460 | |
сембург | Сингапур | ||
Болгария | Словения | ||
Бразилия | США и Канада | 00—09 | |
Великобритания | Таилаил | ||
Венгрия | Тайвань | 47] | |
Венесуэла | Тунис | ||
Германия " | 400-440 | Турция | |
Греция | Уругвай | ||
Гонконг | Филлипины | ||
Дания | Франция | 30-37 | |
Израиль | Финляндия | ||
Индонезия | Чехия | ||
Ирландия | Чили | ||
Исландия | Хорватия | ||
Испания | Швейцария | ||
Италия | 80-83 | Швеция | |
Кипр | Центральноамериканские страны | ||
Китай | Гватемала | ||
Колумбия | Сальвадор | ||
Куба | Гондурас | 740-745 | |
Латвия | Панама | ||
Мальта | Никарагуа | ||
Малайзия | Коста-Рика | ||
Марокко | Эквадор | ||
Мексика | Эстония | ||
Нидерланды | Южная Корея | ||
Новая Зеландия | Югославия | ||
Норвегия | Япония | 45-49 |
Следует отметить, что, используя штрих-код, можно с известной степенью достоверности, судить о подлинности товара или же установить наличие фальсификации продукции.
Это может быть сделано с помощью имеющего в штрих -коде контрольного знака (последняя цифра штрих-кода).
Ниже приводится методика такого анализа на примере штрих -кода типа EAN-13, приведенного на рис. (код 5900501002822).
Рис. Образец штрихового кода в системе EAN-13
Для такого анализа следует провести следующие вычисления:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 9+0+0+0+2+2=13;
2. Полученную в п. I сумму умножить на 3: 13 х 3 = 39;
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры: 5+0+5+1+0+8= 19;
4. Сложить суммы, полученные в п.2 и п.З: 39+19 = 58;
5. Отбросить десятки, получим число 8;
6. Из 10 вычесть полученную в п. 5 сумму: 10-8 = 2.
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих -коде, это означает, что товар произведен незаконно.
Если полученная в п. 6 цифра совпадает с контрольной, что мы наблюдаем в нашем примере, то произведенный и промаркированный товар является подлинным.
Существует ряд правил нанесения штрих-кода, отклонение от которых также может позволить отличить подлинные штриховые коды от поддельных.
Средствами информации о товаре служат: маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама, пропаганда.