Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов

Изготовитель или продавец товара обязаны своевременно предоставлять потребителю (покупателю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации продовольственных товаров, обеспечивающую возможность их компетентного выбора. Такая информация в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде маркировки, т.е. информации, наносимой непосредственно на конкретные товары, тару, этикетки, ярлыки и т.п., или в виде текстового документа (паспорта, руководства по применению и др.), непосредственно прикладываемого к конкретному товару. Информация, предоставляемая непосредственно с товаром, должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Информация может быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных языках объектов Российской Федерации и языках народов РФ.

Информация для потребителя регламентируется ГОСТами и в обязательном порядке должна содержать следующие данные:

- наименование продукта;

- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес)

- товарный знак изготовителя;

- массу нетто, или объем, или количество продукта;

- состав продукта (Обязательна информация о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, облученных ионизирующим излучением.);

- пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов),

- назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок

- рекомендации по приготовлению готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов,

- условия хранения пищевых продуктов;

- срок годности, срок хранения или срок реализации пищевого продукта,

- дата изготовления и дата упаковывания;

- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт,

- информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов.

Вся информация должна быть достоверной и соответствие товара заявленной информации должно является обязательным требованием для изготовителя и продавца.

В информации для потребителя на отечественную продукцию должна приводиться ссылка на нормативную или техническую документацию, из которой она была приведена.

Информация о товаре располагается в одном или нескольких удобных для прочтения местах, при этом следует размещать информацию всегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки.

При небольших размерах единиц тары или упаковки, на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью, а также на сувенирных и подарочных изделиях, допускается данные о товаре или часть из них размещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки, групповой упаковке или в сопроводительной документации к поставляемому товару.

Товарные знаки и знаки обслуживания представляют собой обозначения, позволяющие различать между собой товары и услуги различных юридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию и услуги определенного предприятия из числа аналогичных, предлагаемых другими предприятиями (рис.).

Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru

Рис. Товарные фирменные знаки

а- фирмы Дюпон; б— Волжского автомобильного завода

Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям стандартов или других технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует о проведении идентификации продукции и оценке ее соответствия требованиям безопасности третьей независимой стороной.

Гарантии соответствия продукции стандартам и техническим условиям обеспечивали ранее в Советском Союзе путем маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам (ГОСТ), отраслевым стандартам (ОСТ), республиканским стандартам (РСТ), техническим условиям (ТУ) (рис.).

Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru

Рис. Знаки соответствия стандартам бывшего СССР

В настоящее время в Российской Федерации вся сертифицированная продукция маркируется российским знаком соответствия с указанием присвоенного Госстандартом РФ шифра органа сертификации, осуществлявшего процедуру сертификации (рис.).

Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru

Рис. Российский знак соответствия, которым маркируется продукция

Этот знак подтверждает, что по результатам сертификационных испытаний продукция признана соответствующей определенным требованиям стандартов, санитарно-эпидемиологических положений и других нормативных документов, о чем указывается в сертификате соответствия.

Для указания допустимых способов обращения с грузами (транспортной упаковкой товаров) используются манипуляционные знаки (рис.).

Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru

Рис. Манипуляционные знаки:

Изображение, наименование, назначение, размеры и правила размещения манипуляционных знаков регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».

Важное значение имеет предупредительная маркировка, наносимая на упаковку или транспортную тару материалов и веществ, способных причинить вред человеку или окружающей среде. Предупредительную маркировку производят с помощью предупреждающих символов и поясняющего текста (рис.).

Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru

Рис. Предупредительные символы:

а — Окислитель; б - Ядовито; в -Взрывоопасно

В соответствии с этими директивами информация по безопасному использованию вещества па этикетке включает в себя изображенные на оранжевом, желтом или красном фоне графические символы, характеризующие виды опасности, вызываемые данным веществом, и текстовое определение этих видов опасности, состоящего из буквы R латинского алфавита и цифр от 1 до 59, характеризующие виды опасности (например, R-24 - «токсично при контакте с кожей»), а также шифра действий по безопасному использованию, состоящему из буквы S латинского алфавита и цифр от 1 до 60 (например, S-24 — «избегать контакта с кожей»),

Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru

Рис. Экологический знак «Зеленая точка»(Германия)

Среди наиболее часто используемых экологических знаков - знак «Зеленая точка» (рис.), впервые получивший распространение в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. Этим знаком маркируется упаковка, на которую распространяется гарантия возврата и вторичной переработки. В настоящее время некоторые страны Западной Европы приняли в качестве экологического закона германский знак «Зеленая точка». К сожалению, в России нет национального экологического знака.

Важнейшим видом маркировки товара являются штриховые коды (ШК).

Штриховые коды, представляющие собой по внешнему виду прямоугольник с комбинацией темных и светлых полос и цифровых обозначений, стали неотъемлемым элементом маркировки товаров не только импортного, но и отечественного происхождения.

Штриховой код (ШК) - товарный знак, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового или цифрового символа, считываемого сканером.

Таблица

Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах

Срана Код Страна Кед
I
Австрия 90-91 Перу
Австралия Португалия
Аргентина   Польша
Бельгия и Люк   Россия 400-460
сембург Сингапур
Болгария Словения
Бразилия США и Канада 00—09
Великобритания Таилаил
Венгрия Тайвань 47]
Венесуэла Тунис
Германия " 400-440 Турция
Греция Уругвай
Гонконг Филлипины
Дания Франция 30-37
Израиль Финляндия
Индонезия Чехия
Ирландия Чили
Исландия Хорватия
Испания Швейцария
Италия 80-83 Швеция
Кипр Центральноамериканские страны
Китай Гватемала  
Колумбия Сальвадор  
Куба Гондурас 740-745
Латвия Панама  
Мальта Никарагуа  
Малайзия Коста-Рика  
Марокко Эквадор  
Мексика Эстония  
Нидерланды Южная Корея
Новая Зеландия Югославия
Норвегия Япония 45-49

Следует отметить, что, используя штрих-код, можно с известной степенью достоверности, судить о подлинности товара или же установить наличие фальсификации продукции.

Это может быть сделано с помощью имеющего в штрих -коде контрольного знака (последняя цифра штрих-кода).

Ниже приводится методика такого анализа на примере штрих -кода типа EAN-13, приведенного на рис. (код 5900501002822).

Рис. Образец штрихового кода в системе EAN-13

Информация для потребителя на упаковке пищевых продуктов - student2.ru

Для такого анализа следует провести следующие вычисления:

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 9+0+0+0+2+2=13;

2. Полученную в п. I сумму умножить на 3: 13 х 3 = 39;

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры: 5+0+5+1+0+8= 19;

4. Сложить суммы, полученные в п.2 и п.З: 39+19 = 58;

5. Отбросить десятки, получим число 8;

6. Из 10 вычесть полученную в п. 5 сумму: 10-8 = 2.

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих -коде, это означает, что товар произведен незаконно.

Если полученная в п. 6 цифра совпадает с контрольной, что мы наблюдаем в нашем примере, то произведенный и промаркированный товар является подлинным.

Существует ряд правил нанесения штрих-кода, отклонение от которых также может позволить отличить подлинные штриховые коды от поддельных.

Средствами информации о товаре служат: маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама, пропаганда.

Наши рекомендации