Глобальные экологические проблемы
Биосфера
I:
S: Заполните пропуск
Формирование железных и марганцевых руд связано с __________ функцией живого вещества биосферы.
+ : окислительно–восстановительной
– : космической
– : эволюционной
– : экологической
I:
S: Заполните пропуск
Вся совокупность организмов является (по В.И. Вернадскому) _______веществом биосферы.
– : биогенным
– : биокосным
– : космическим
+ : живым
I:
S: Биоэкология изучает ...
– : организмы и их строение
– : климат и погоду
+ : экологию систематических групп организмов
– : биологию зверей и птиц
I:
S: Биосфера относится к …
+ : глобальной экосистеме
– : мезоэкосистеме
– : микроэкосистеме
– : макроэкосистеме
I:
S: Верхняя граница жизни в атмосфере определяется …
+ : уровнем ультрафиолетового излучения
– : температурой
– : концентрацией кислорода
– : давлением
I:
S: Экологическое мировоззрение специалистов выражается через профессиональный вклад в ...
+ : оптимизацию взаимоотношений в системе «общество – природа»
– : национальные экологические проекты
– : максимальное использование природы
– : международные экологические проекты
I:
S: Углерод выходит из круговорота веществ, образуя осадочные породы, в форме ...
– : сульфата кальция
– : нитрата кальция
+ : карбоната кальция
– : сульфида кальция
I:
S: Промышленная (инженерная) экология...
+ : изучает влияние производственной деятельности на природу и влияние природных условий на функционирование предприятий
– : выявляет общие закономерности организации жизни
– : исследует основы взаимодействия организма и среды
– : изучает структуру и динамику антропоэкосистем
I:
S: Заполните пропуск
Сокращение площадей, покрытых зеленой растительностью, нарушает круговорот____________ в биосфере
– : фосфора
+ : углерода
– : азота
– : серы
I:
S: Заполните пропуск
Круговорот биогенных элементов охватывает ___________ и ____________ компоненты биосферы
– : информационные
+ : абиотические
+ : биотические
– : рассеянные
– : космические
I:
S: Сущность учения В. Вернадского заключается в ...
– : выделении главных экологических проблем
– : выделении основных функций литосферы
– : признании исключительной роли почвы в преобразовании облика планеты
+ : признании исключительной роли живого вещества, преобразующего облик планеты
I:
S: Заполните пропуск
Совокупность веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют, получила название ____________ вещества.
+ : косного
– : мертвого
– : биогенного
– : биокосного
I:
S: Заполните пропуск
Через осадочный круговорот веществ в биосфере проходят такие биогенные элементы как _________ и _____________.
+ : сера
– : фтор
– : гелий
– : хлор
+ : фосфор
I:
S: Раздел экологии, в котором рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром, называется ...
+ : антропоэкологией
– : биогеоценологией
– : аутэкологией
– : синэкологией
I:
S: Одной из особенностей живого вещества по сравнению с неживым веществом является...
– : отсутствие внутренних химических реакций
– : высокая скорость протекания химических реакций
– : отсутствие взаимодействия с окружающей средой
+ : невысокая скорость протекания химических реакций
I:
S: В биосферe выделяют два основных круговорота веществ:...
– : антропогенный (техногенный)
– : энергетический (космический)
+ : большой (геологический)
+ : малый (биогеохимический)
– : приливный и отливный
I:
S: «Стремление» живого вещества заполнить собой все возможное пространство В.П. Вернадский
называл ...
+ : «давлением жизни»
– : биоразнообразием
– : продуктнвностъю
– : автотрофностъю
РАЗДЕЛ 2.
Экосистемы
I:
S: Взаимодействие волка и зайца является примером …
+ : хищничества
– : паразитизма
– : нейтрализма
– : симбиоза
I:
S: Заполните пропуск
Наиболее неустойчивыми являются __________ природные экосистемы.
+: молодые
– : крупные
– : наземные
– : водные
I:
S: Преобладающей экологической группой в степных биоценозах являются …
+ : детритофаги
– : фитофаги
– : сапрофаги
– : копрофаги
I:
S: Популяция – это совокупность особей ...
– : двух близких по требованиям к биотопу видов, проживающих на определённой территории
– : разных видов, связанных пищевыми взаимодействиями
– : разных видов, проживающих в пределах общей территории
+ : одного вида, которая обладает общим генофондом и занимает определённую территорию
I:
S: Заполните пропуск
Вторичная продукция _________ первичной продукции.
– : больше
– : составляет 50%
+ : меньше
– : равна
I:
S: Примером пищевой цепи в экосистеме луга является последовательность …
+ : трава → мышь →лиса
– : лиса → трава → мышь
– : лиса → мышь → трава
– : трава →лиса → мышь
I:
S: Совокупность разнополых и разновозрастных особей уссурийского тигра, обитающих на одной территории, является ...
– : семьей
– : популяцией
+ : прайдом
– : сообществом
I:
S: Процессы, характерные для природных экосистем: …
– : продуцирует и расходует диоксид углерода при сжигании ископаемого топлива
– : потребляет и преобразует энергию ископаемого или ядерного топлива
– : расходует и преобразует органическое вещество без накопления
+ : получает, преобразует, накапливает солнечную энергию
I:
S: Форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них испытывают отрицательное влияние, называется …
– : зоохорией
– : охотой
+ : антибиозом
– : симбиозом
I:
S: Группа организмов, представители которой в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называется …
– : редуцентами
– : консументами I порядка
– : консументами П порядка
+ : продуцентами
I:
S: Вторичная сукцессия проявляется на сформировавшимся биоценозе после его ...
– : восстановления
– : уменьшения
– : обновления
+ : нарушения
I:
S: Величина прироста биомассы растений называется __________ продукцией.
+ : чистой первичной
– : валовой первичной
– : пищевой
– : валовой вторичной
I:
S: Вечнозеленые тропические дождевые зеленые леса располагаются …
+ : вдоль экватора
– : в Северной Америке
– : в Европе
– : в Австралии
I:
S: Структуру населения государства и информацию о численности каждой возрастной категории людей отражает ...
– : пирамида энергии
– : пирамида Элтона
– : пирамида Хеопса
+ : половозрастная пирамида
I:
S: Процесс почвенной нитрификации осуществляют бактерии …
– : псевдомонас, уробактерии, протей
+ : азотобактер, азоспириллы, клостридии
– : стрептококки, стафилококки, вибрионы
–: нитробактер, нитрозомонас, нитрококкус
I:
S: Заполните пропуск
Внутривидовое разнообразие живых организмов, обусловленное изменчивостью особи, обеспечивается ___________ биоразнообразием.
– : видовым
– : биогеоценотическим
+ : генетическим
– : экосистемным
I:
S: На каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени, ...
+ : больше, чем на последующем
– : меньше, чем на последующем
– : постоянно меняется
– : характеризуется постоянством
I:
S: Пищевая цепь, включающая звенья «береза → гриб–трутовик → личинки насекомых», является цепью ...
– : детритофагов
– : симбионтов
+ : паразитов
– : фитофагов
I:
S: Заполните пропуск
Скорость возрастания численности популяции в конкретных условиях среды обитания называется ______ рождаемостью.
– : теоретической
– : экологической
+ : оптимальной
– : идеальной
I:
S: Трофическая структура экосистемы включает ...
– : доминантов, предоминантов, кодомннантов
– : абиотический и биотический компоненты
+ : продуцентов, консументов, редуцентов
– : ярусность и мозаичность
I:
S: Заполните пропуск
Скорость, с которой продуценты усваивают лучистую энергию в процессе фотосинтеза, образуя органическое вещество, которое затем может быть использовано в качестве пищи, называется __________ экологической системы.
– : гомеостазом
– : климаксом
– : сукцессией
+ : продуктивностью
I:
S: Формирование флоры и фауны на территории поднявшегося в океане острова является примером _______________сукцессии.
– : водной
+ : островной
– : вторичной
– : первичной
I:
S: Заполните пропуск
Организмы, занимающие в пищевых цепях 3–й трофический уровень, характеризуются как _________ и _________
+ : консументы 2–го порядка
– : детритофаги
– : травоядные
+ : плотоядные
– : консументы 1–го порядка
I:
S: Первоисточником энергии в природных наземных экосистемах и агроэкосистемах является(ются)...
– : человек
– : растения
+ : Солнце
– : Земля
I:
S: Заполните пропуск
В пищевой цепи «трава – мышь – змея – еж» змея одновременно является и _________ и _________
– : паразитом
– : продуцентом
+ : хищником
+ : жертвой
– : фитофагом
I:
S: Заполните пропуск
Разная активность растений и животных в течение суток создает в экосистемах __________ динамику.
– : сукцессионную
– : сезонную
+ : суточную
– : многолетнюю
I:
S: Гепарды и львы, обитающие в саванне на одной и той же территории, используют общий пищевой ресурс –антилоп. Такой вид биотических отношений относится к...
– : паразитизму
+ : конкуренции
– : нейтрализму
– : симбиозу
I:
S: Заполните пропуск
Организмы, питающиеся травоядными и занимающие третий трофический уровень пищевой цепи в экосистеме, характеризуется как _________и _________ .
– : продуценты
– : консументы первого порядка
+ : хищники
+ : консументы второго порядка
– : микроконсументы
I:
S: Птицы переносят на лапках и перьях мелких животных или их яйца из одного биотопа в другой. Такой тип взаимодействия называется...
– : мутуализмом
+ : форезней
– : паразитизмом
– : конкуренцией
I:
S: Наиболее приспособлены улавливать и сохранять влагу животные и растения...
+ : пустыни
– : влажного тропического леса
– : степи
– : тайги
I:
S: Заполните пропуск
Органическая масса, создаваемая _____________ в единицу времени, называется первичной продукцией.
– редуцентами
– : консументами
– : сапрофагами
+ : продуцентами
I:
S: Факторами, вызывающими многолетнюю цикличность массового размножения саранчи, являются...
+ : флуктуации климата
– : сезонные изменения среды
– : антропогенные воздействия на экосистемы
– : лунные циклы
I:
S: Заполните пропуск
Белка, использующая пищу растительного и животного происхождения, является ________ и может занимать __________ .
– : консументом 2–го и 3–го порядка
+ : 2–ой и 3–ий трофический уровень
– : продуцентом
+ : консументом 1–го и 2–го порядка
– : 1–ьй трофический уровень
I:
S: Последовательная смена биоценозов, преемственно возникающая на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека, называется...
– : климаксом
+ : сукцессией
– : изменчивостью
– : цикличностью
I:
S: Построение экологических пирамид подчиняется правилу:...
– : в основании любой экологической пирамиды находятся плотоядные
– : в основании любой экологической пирамиды находятся травоядные
+ : в основании любой экологической пирамиды находятся зеленые растения
– : в основании любой экологической пирамиды находятся редуценты
I:
S: В пищевых взаимодействиях «цветок – бабочка –стрекоза – лягушка – уж» играют роль и хищника и жертвы...
+ : стрекоза и лягушка
– : бабочка и стрекоза
– : бабочка и уж
– : цветок и стрекоза
РАЗДЕЛ 3.
Организм и среда
I:
S: Процесс образования магматических пород из магмы происходит за счет …
+ : метаморфизма
– : выветривания
– : кристаллизации
– : переноса
I:
S: Фотосфера – это …
– : сфера, лишенная света
– : сфера слабого освещения
+ : освещенная часть биосферы
– : газовая оболочка Земли
I:
S: Эдафическим фактором среды является …
– : качество воздуха
+ : плодородие почвы
– : рельеф местности
– : продуктивность водоема
I:
S: Заполните пропуск
Закон ______ гласит: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам переносимым данным организмом.
– : константности В.Вернадского
+ : толерантности В. Шелфолда
– : максимизации энергии Одумов
– : независимости факторов В. Р. Вильямса
I:
S: Химическое воздействие наземно–воздушной среды на живые организмы проявляется через процесс…
– : движения
– : пищеварения
+ : дыхания
– : размножения
I:
S: Наличие плавательных пузырей у рыб, обитающих в толще воды, – это адаптация, направленная на…
– : уменьшение плавучести
– : способность к дыханию под водой
+ : увеличение плавучести
– : обеспечение возможности жить в соленых водах
I:
S: Заполните пропуск
Количество осадков и пищевых ресурсов среды являются ________ факторами.
– : вторично–непериодическими
– : первичными постоянными
– : первично–периодическими
+ : вторично–периодическими
I:
S: Если сообщество существует в оптимальных условиях среды, то оно ...
– : не имеет преимуществ перед другими сообществами
– : не конкурентоспособно в борьбе с другими сообществами
– : характеризуется угнетением жизнедеятельности
+ : имеет преимущества перед другими сообществами
I:
S: Заполните пропуск
Освещенность и температура среды являются ________ факторами.
– : непериодическими стабильными
– : непериодическими случайными
+ : первично–периодическими
– : вторично–периодическими
I:
S: Понятие о лимитирующих факторах разработал
– : К. Тимирязев
+ : В. Шелфорд
– : Н. Реймерс
– : Б. Коммонер
I:
S: Характерной особенностью водной среды жизни является...
– : низкая плотность
+ : высокая аэрируемость
– : незначительное давление
– : течение и волнение
I:
S: Суточные биоритмы и отсчет времени у млекопитающих и птиц осуществляются, благодаря ...
– : влиянию температуры
+ : внутренней генетической программе
– : воздействию осадков
– : сочетанию внешних факторов
I:
S: Вода является ______ экологическим фактором для человека и других организмов биосферы.
– : информационными
+ : незаменимым
– : антибиотическим
– : заменимым
I:
S: Свойство видов приспосабливаться к тому или иному диапазону колебаний фактора среды – это...
+ : экологическая пластичность
– : экологическое требование
– : экологический ряд
– : экологическая ниша
I:
S: Климатическим фактором среды является…
– : газовый состав воздуха
– : прозрачность атмосферы
+ : влажность воздуха
– : рельеф местности
I:
S: Растением–склерофитом пустыни является...
+ : саксаул
– : пальма
– : аспарагус
– : очиток
I:
S: Заполните пропуск
Диоксины относятся к __________ загрязнителям воды.
– : химическим минеральным
– : opганоминеральным
– : металлоорганическим
+ : химическим органическим
I:
S: Заполните пропуск
У всех организмов физиологические процессы наиболее интенсивно протекают при __________ температуре среды.
+ : оптимальной
– : минимальной
– : изменчивой
– : максимальной
– : Заполните пропуск
I:
S: В состав атмосферы входит ...
+ : тропосфера
– : гидросфера
– : педосфера
– : литосфера
I:
S: Заполните пропуск
Меховой покров, перья у животных, обеспечивающие теплорегуляцию. относятся к ____________________ адаптациям.
– : поведенческим
– : механическим
+ : структурно – морфологическим
– : комплексным
РАЗДЕЛ 4.
Глобальные экологические проблемы
I:
S: Заполните пропуск
Для сохранения невозобновляемых ресурсов – нефти и каменного угля – в качестве источника энергии можно применит их замену на _____ или _____.
– : астраэнергетику
+ : гидроэнергетику
+ : гелиоэнергетику
– : сейсмоэнергетику
I:
S: К альтернативным источникам энергии относятся…
– : известняк
– : природный газ
+ : биоэнергия
+ : солнечная энергия
– : нефть
I:
S: Таяние вечной мерзлоты будет усугублять парниковый эффект, так как из оттаявших грунтов в атмосферу будут поступать …
– : оксиды серы
– : оксиды азота
+ : углекислый газ и метан
– : фториды
I:
S: Слабокислая реакция (рН=5,6) природной дождевой воды обусловлена растворением в ней …
– : фреонов
– : инертных газов
– : сероводорода
+ : углекислого газа
I:
S: Интродукция (случайная или целенаправленная) вида в новую экосистему может привести к …
– : вспышке численности аборигенных видов
+ : полному вытеснению аборигенных видов
– : уменьшению количества хищников
– : скрещиванию с аборигенными видами
I:
S: Монреальское соглашение (Канада, 1986) о защите озонового слоя от разрушения направлено на …
– : стимуляцию образования озона в озоносфере
– : создание искусственного экрана для защиты Земли от ультрафиолетового излучения
– : поставки озона в озоносферу с Земли на стратостатах
+ : сокращение производства хлорфторуглеродов
I:
S: Доля вклада фреонов в глобальное потепление составляет ...
– : 80%
– : 24%
– : 15%
+ : 6%
I:
S: Экологическая опасность подкисления водной среды состоит в том, что икра и молодь водных обитателей...
– : мутирует
+ : гибнет
– : видоизменяется
– : быстро развивается
I:
S: Эколого–биологическое значение озона как компонента атмосферы заключается в его способности ...
– : повышать стабильность кислорода
– : нейтрализовать «кислотные осадки»
+ : поглощать ультрафиолетовое излучение Солнца
– : стимулировать образование дождевых облаков
I:
S: Использование энергии, заключенной в растительной биомассе, возможно путем...
+ : получения биогаза
– : использования ветротурбин
– : создания солнечных батарей
+ : прямого сжигания
– : использования гидротурбин
I:
S: Заполните пропуск
Выбросы диоксида серы и оксида азота из стационарных источников относятся к________
загрязнителям.
– : вторичным
+ : первичным
– : третичным
– : комбинированным
I:
S: Установлено, что разрешающее воздействие на молекулу озона оказывает не только хлор, но и ...
– : оксиды железа
– : оксиды свинца
– : диоксины
+ : оксиды азота
I:
S: Антропогенное нарушение биотической регуляции круговорота углерода (из–за быстрого сокращения площади лесов) приводит к ...
+ : усилению парникового эффекта
– : фотохимическим реакциям
– : снижению парникового эффекта
– : похолоданию климата
I:
S: В связи с интенсивным использованием водных ресурсов человечеству в ближайшем будущем угрожает...
– : избыток тяжелой воды
– : недостаток чистой воды
+ : недостаток пресной воды
– : всемирный потоп
I:
S: Заполните пропуск
По возможности замены одних ресурсов другими различают _______ и _______ природные ресурсы.
– : используемые
– : недоступные
+ : незаменимые
+ : заменимые
– : доступные
I:
S: Направления рекультивации: ...
– : естественное, антропогенное, санитарно–гигиеническое
– : плановое, реальное, перспективное
– : экономическое, биологическое, культурное
+ : водохозяйственное, рекреационное, строительное
I:
S: Заполните пропуск
Срок действия АЭС_______лет.
– : 100
– : 150
+ : 30
– : 10
I:
S: Под действием кислотных осадков не разрушаются изделия из ...
– : железа
+ : кирпича
– : известняка
– : алюминия
I:
S: Наиболее распространенным по запасам видом ископаемого топлива является ...
+ : нефть
– : торф
– : уголь
– : уран
I:
S: Для сохранения биологического разнообразия лесных птиц запрещается...
+ : сбор яиц и разрушение гнёзд
– : фотографирование
– : изготовление скворечников
– : видеосъемка
I:
S: Виновником подкисления атмосферной влаги не является ...
+ : оксид углерода
– : оксид азота
– : диоксид азота
– : диоксид серы
I:
S: К исчерпаемым возобновляемым природным ресурсам не относятся (ится) ...
+ : мир животных
– : плодородная почва
– : мир растений
– : энергия приливов
I:
S: К незаменимым природным ресурсам не относится (ится)...
– : генетические ресурсы животных
+ : плодородная почва
– : пресная вода
– : ископаемое топливо
I:
S: Чрезмерная добыча и случайные уничтожения относятся к факторам __________ воздействия ведущим к сокращению биоразнообразия.
– : естественного
– : остаточного
– : косвенного
+ : прямого
I:
S: Резкое уменьшение смертности при сохраняющемся высоком уровне рождаемости приводит к ...
– : снижению суммарного коэффициента рождаемости
+ : быстрому увеличению численности населения
– : уменьшению естественного прироста населения
– : сокращению средней ожидаемой продолжительности жизни
I:
S: Выбросы кислотообразующих веществ не происходят при выработке энергии ...
+ : на гидроэлектростанциях
– : в котельных установках, работающих на угле
– : в котельных установках, работающих на природном газе
– : в котельных установках, работающих на мазуте
I:
S: За время, прошедшее со времени промышленной революции восемнадцатого века, концентрация диоксида углерода в атмосфере...
– : осталась неизменной
– : уменьшилась примерно в два раза
+ : увеличилась примерно в два раза
– : уменьшилась на 20%
РАЗДЕЛ 5.