Глобальные экологические проблемы
Энергетический кризис как последствие нарушенных человеком энергетических потоков. Последствия загрязнения биосферы в проявлениях глобального экологического кризиса: «парниковый эффект», кислотные дожди, истощение озонового слоя, вырубка лесов, сокращение биоразнообразия. Человек в биосфере. Место человека в природе как биологического вида, его экологическая ниша. Популяционные характеристики человечества: проблемы демографии, ресурсы биосферы, развитие технологической цивилизации. Распределение природных ресурсов; проблема богатых и бедных стран. Перспективы взаимоотношений человечества и биосферы. Ноосфера. Глобальные модели экоразвития. Концепция устойчивого развития. Особенности экосистемы человека. Виды загрязнений окружающей природной среды. Вклад автомобильной промышленности и автотранспорта в загрязнение окружающей среды.
Экологические основы природопользования
Экологические основы охраны природы. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Всемирная стратегия охраны природы на ближайшие годы. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Мировая сеть охраняемых природных территорий. Концепция устойчивого развития. Мониторинг: виды, назначение. Аспекты рационального природопользования: юридический, нормативно-правовой, заповедный, региональный. Заповедники и охраняемые территории: основные принципы выделения, организации и использования. Памятники природы. «Красная книга»
Основные направления охраны окружающей среды
Технологические направления защиты окружающей среды. Методы очистки промышленных стоков и выбросов. Бытовые отходы и проблемы их утилизации. Мероприятия по охране воздуха, воды, почвы и сохранению биоразнообразия в условиях современного промышленного производства. Определение и прогноз экологического риска. Общая стратегия устойчивого развития.
3 Конспективное содержание курса
Предмет и задачи экологии
Технические достижения последних лет создали иллюзию обособленности человека от природы и даже господства над ней. На деле оказалось, что все обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием мы только усиливаем нашу зависимость от природы - современный человек нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше. И этот процесс возрастания нашей зависимости от наличия природных ресурсов сопровождается пропорциональным их уменьшением по мере использования или загрязнения.
Эта тенденция взаимоотношений человека и природы привела к созданию ситуации, характеризующейся как экологический кризис. Кризис, который затрагивает все живое на планете, который появляется во всей совокупности биосферы.
«Парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди», сырьевые и энергетические кризисы, всеобщее загрязнение среды - все эти проблемы встали перед человечеством, требуя незамедлительного разрешения. Для этого требуются совместные усилия всех людей, независимо от места жительства и рода занятий, перестройка не только производственных технологий, но и образа жизни и мышления. От экологического образования и воспитания населения во многом зависит, произойдут ли необходимые перемены во взаимоотношениях общества и природы. Рациональное использование природных ресурсов и действенная охрана окружающей природной среды от загрязнителей могут быть реализованы только на основе экологических знаний.
Невозможно охранять природу и использовать ее богатства, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки на природные системы может позволить себе общество, чтобы не разрушить их. Все это является предметом экологии.
Современный этап развития отношений человека и природы характеризуется тем, что человек осознал, что в дальнейшем преобразовании нуждается не природа, а мир людей. На смену сначала присваивающему, а затем производящему хозяйству с их экологическими и экономическими кризисами приходит новый этап, названный Н. Реймерсом этапом «саморегуляции человечества».
Экология - это наука об отношениях отдельных групп организмов или их групп между собой и с окружающей средой, или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Связи между живыми организмами и окружающей их средой настолько разнообразны, что математический расчет параметров биосферы при современных достижениях информационных технологий потребует больше времени, чем весь период существования биосферы. Эта сложность и отражена в структуре и содержании экологической науки.
Две главные составные части современного экологического знания -это общая экология (фундаментальная), изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой.
Экология подразделяется на аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию, занимающуюся отношениями между популяциями и окружающей средой; синэкологию – комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах). Выделяется экология теоретическая, покрывающая общие закономерности жизни, и экология прикладная, призванная помочь применить эти законы в хозяйственной практике людей.
Выделяют также экологию систематических групп (экология растений, экология животных и т.д.), экологию сред жизни, сфер ее распространения и географических подразделений (гидроэкология, литоэкология, экология лесов, экология пустынь и т.д.). Концептуальная и экспериментальная экология включает в себя общую и теоретическую экологию, динамическую и экспериментальную экологию. По мнению Н.Ф. Реймерса в настоящее время насчитывается более 50 отраслей экологии.
В идеале экологи пытаются раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими планету живыми существами и их средой обитания, хотя это практически и невозможно в силу сложностей этих связей. Однако выявить хотя бы основные закономерности, создать фундаментальную теорию устойчивости биосферы и строго придерживаться вытекающих из нее требований к повседневной хозяйственной практике, люди просто вынуждены, если хотят выжить. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся всемирный саммит по окружающей среде и развитию, основным результатом которого стала «Повестка на 21 век», отражающая Концепцию устойчивого развития.
«Устойчивое развитие» понимается как «развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности». Иначе говоря, мы живем в долг у будущих поколений, не имея возможности его отдать.
Термин «экология» ввел в науку в 1866 г. Э. Геккель в предисловии к книге «Всеобщая морфология». Наука об организмах и окружающей их среде была наречена «экологией». Самую большую поддержку экология нашла в лице И. Мечникова, который уже через 3 года после появления термина, представил его как составную часть биологической науки.
В 1939 г. А. Тенсли было сформулировано понятие об экосистемах. В 1942 г. В. Сукачев вводит понятие «биогеоценоз» как пример элементарной экосистемы суши.
К концу двадцатого столетия сформировались основные задачи экологии:
- исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными, т.е. являющимися результатом человеческой деятельности, воздействиями на природные системы;
- создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов;
- прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека;
- сохранение среды обитания человека.
Среды жизни
Жизнь любого организма зависит от определенного состояния окружающих его веществ и процессов, т.е. определенных условий. С экологических позиций все тела и явления, с которыми организм вступает в прямые или косвенные взаимоотношения, составляют среду его обитания. Выделяют около тридцати различных сред обитания: среда обитания, среда окружающая, среда антропогенная, среда производственная, среда природная и т.п.
Все элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. Воздействующие на организм факторы делят па две большие группы: абиотические и биотические. К абиотическим относятся элементы неживой природы: температура, влажность, химизм среды и т.п. Биотические факторы включают все воздействия со стороны живых организмов (как пассивные, так и активные).