Охрана окружающей среды в городах. Режим использования и охраны окружающей среды на территории города. Функциональные зоны населенных пунктов
Экологическое состояние земель населенных пунктов можно охарактеризовать скорее как неблагополучное. Наиболее острыми проблемами, особенно крупных городов, является загрязнение земель токсическими выбросами загрязняющих веществ транспорта, захламление территорий, образование неконтролируемых свалок коммунальных и промышленных отходов.
На территориях поселений размещаются огромные массивы производственных и иных предприятий, которые буквально обрушивают на проживающих в данных населенных пунктах граждан производ- ственный шум, поэтому в законодательстве имеются нормы, посвя- щенные предупреждению и устранению шума, а также специальное постановление, регламентирующее систему мероприятий в этом направлении, где установлены обязанности и для лиц, ответственных за эксплуатацию автотранспорта, за содержание автомобилей, у которых уровень шума превышает установленные нормативы (ст. 81, 82 КоАП РСФСР).
Деятельность промышленных и транспортных предприятий неизбежно сопряжена с выбросами вредных веществ в окружающую атмосферу. Даже при экологически чистом транспорте и прочных асфальтобетонных дорогах неизбежно запыление близлежащих территорий. Фактически же автотранспорт является основным загрязнителем окружающей среды, на его долю приходится около половины всего объема загрязнений. Поэтому на территории населенных пунктов предусмотрена целая система мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения,выражающаяся в следующем:
а) деятельность государственных предприятий и кооперативов, грубо нарушающих режим экологопользования и наносящих вред окружающей природной среде, может быть приостановлена,
б) хозяйственная деятельность может считаться правомерной лишь тогда, когда она не наносит вреда окружающей природной среде и людям, т. е. является экологически и социально безопасной;
в) если предприятиям и иным объектам свойственна экологически опасная производственно-хозяйственная деятельность, то они должны быть закрыты или их профиль подлежит изменению (ст. 33, 39 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха);
г) в силу того, что в ходе производственно-хозяйственной деятельности у производителей может возникнуть стремление достичь производственных результатов любым путем, в том числе и за счет экономии на очистных сооружениях, природоохранном оборудовании и иных охранительных элементах, необходим постоянный контроль со стороны государства.
Он осуществляется как через общую систему экологического наблюдения и контроля, в ходе которого обеспечивается общее экологическое благополучие в той или иной местности, так и путем
специального контроля, цель которого составляет эпидемиологическое благополучие населения.
- Требования к учету экологических факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Основным элементом правового режима земель поселений является принцип планирования использования земель этой категории. Планирование использования земель осуществляется в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений и правилами землепользования и застройки.
Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса генеральный план представляет собой градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Федерации.
Это основной документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Экологические требования, предъявляемые к планированию территории городов и других населенных пунктов, касаются их размещения таким образом, чтобы исключалось неблагоприятное воздействие негативных факторов на здоровье населения и санитарно-бытовые условия. Необходимо обеспечение надлежащего устройства водоснабжения и канализации, рационального сооружения основных магистралей, проведения озеленения, санитарной очистки территории и других видов благоустройства.
При планировке городов и других поселений проводится зонирование территории по видам ее использования. Выделяются следующие функциональные зоны: промышленная, жилая, коммунально-складская, внешнего транспорта, пригородная.
Стремительный рост городов приводит к тому, что земельные ресурсы, пригодные к застройке, быстро истощаются. Происходит постепенное отчуждение новых участков и ликвидация ранее освоенных сельскохозяйственных угодий. Возникает опасность частичного, а в некоторых случаях и полного, уничтожения естественного ландшафта, резкого ухудшения санитарно-гигиенического состояния городов из-за недостаточного озеленения, увеличения количества транспортных средств и потоков. Чтобы ослабить остроту этих проблем, для размещения различных объектов используется подземное пространство.
- Санитарно-эпидемиологические требования к градостроительной деятельности.
Правовое обеспечение санитарного режима в поселениях включает комплекс мер: по предотвращению загрязнения внешней среды вредными веществами при проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий и других объектов, вводе новых и реконструированных предприятий и объектов, при установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и их выбросов стационарным источником и предотвращению вредных физических воздействий от шума, вибрации, влияния магнитных полей; по захоронению и утилизации производственных коммунально-бытовых отходов.
Зеленая растительность поселений выполняет различные функции: санитарно-гигиенические, структурно-планировочные, декоративно-художественные, культурно-оздоровительные и поэтому играет огромную роль в обеспечении благоприятной для человека среды. Обязательные требования к системе озеленения - равномерность и непрерывность.
Основные элементы этой системы - парки, сады, озелененные территории жилых и промышленных районов, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны, зеленые насаждения отдельных граждан. Наибольшую часть озеленительной системы составляют городские леса, которые относятся к категории особо охраняемых лесов первой группы.
На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, которые по своему целевому назначению подразделяются на лесопарковые, леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты и лесохозяйственные зоны.
Мероприятия по обеспечению «щадящих» условий существования перегруженных экосистем поселений и проживающих там людей заложены в правовом режиме земель населенных пунктов.
Правовой режим поселений имеет следующие специфические особенности:
1. Включение земельного участка в черту города (поселка) не влечет прекращения права собственности на землю, землевладения и землепользования на этом участке. Поэтому стержневым положением режима земель городов и других населенных пунктов является обеспечение гармонии интересов конкретных собственников, землевладельцев и землепользователей и города с приоритетом интересов городского хозяйства и населения.
2. Поскольку города и другие поселения представляют собой целостные организмы, в которых каждое отклонение может привести к значительным неблагоприятным последствиям, необходим целостный подход к планированию и увязке целей землепользователей, являющихся представителями многочисленных разнородных ведомств. Во избежание диктата одного из них создается и утверждается генеральный план застройки и развития города и иного поселения. Генеральный план позволяет обеспечить и отстоять стратегию развития населенного пункта, составными частями которой являются и проводимые мероприятия по созданию благоприятного режима экосистемам и населению, проживающему на территории города, поселка, сельского поселения.
3. Поскольку города и иные поселения представляют собой «мозаичное» собрание земель различных режимов и категорий, особое значение приобретает регулирование отношений соседства различных объектов. Например, между производственными объектами (заводами, фабриками) и жилыми массивами целесообразно возводить сооружения, «нейтральные» по воздействию на людей и окружающую среду (складские помещения, учреждения, не связанные с работой в них значительного числа людей, и т. п.); центральные магистрали, связывающие различные населенные пункты, целесообразно прокладывать за пределами населенных пунктов, с тем чтобы разгрузить их от потока автомашин.
Оптимальному отношению соседства различных объектов способствует градация земель на категории и виды, которая сопровождается приданием каждой из них различного правового статуса. Так, все земли подразделены на категории; введены определенные правила хозяйственной деятельности на каждой из них: целевое использование по определенному назначению, запрещение деятельности, противоречащей целевому назначению земель, нормирование размеров отводимых участков и порядков отвода под соответствующие объекты и т. п.
Наряду с общей для всех земель градацией на территории поселений применяется особая градация, согласно которой их земли подразделяются на земли городской застройки, земли общего пользования, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земли, занятые городскими лесами, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
4. Градация земель поселений на общепринятую в земельном законодательстве и специфическую для городов, обретение землями городов дифференцированного правового режима из-за «пересечения» этих режимов на каждом земельном участке сопровождается введением экологических правил, суть которых можно свести к следующему:
а) экологически обоснованное размещение объектов, благодаря которому устраняются проблемы, возникающие из-за свойств этих объектов, особенностей природной среды, уязвимости мест человеческого обитания и т. п. Например, вынос источников шума за пределы поселения;
б) применение технических средств, материалов и оборудования, нейтрализующих экологически вредные объекты. Так, внедрение безотходных технологических процессов позволяет обеспечить чистоту окружающей среды; внедрение бесшумных процессов и покрытий дорог, снижающих шум, - защитить данную местность от повышенного шумового фона;
в) озеленение территорий предприятий и поселений решает одновременно несколько задач: очистительную (растения поглощают большое количество углекислого газа и пыли), восстановительную (деревья вырабатывают кислород, обогащая окружающую среду) и защитную (зеленая растительность, помимо перечисленных полезных функций, является шумопоглотительным объектом).
Одновременно с этим все зеленые насаждения как городского, так и внутриквартального значения образуют неприкосновенный городской зеленый фонд. Зеленым насаждениям в городах придан особый правовой статус, поскольку всякое их повреждение, самовольная, без разрешения органа местного самоуправления, вырубка или перенесение в другие места влечет за собой наложение штрафа на граждан и должностных лиц.
Наконец, «щадящий» режим для граждан, проживающих в поселениях, городах и городских агломерациях, выражается в обеспечении населенных пунктов рекреационными зонами. Эти зоны служат для кратковременного или длительного отдыха людей, снятия усталости от индустриального прессинга, утомления от городского шума и других отрицательных воздействий.