Сущность экологической воспитанности детей дошкольного возраста
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Результатом экологического образования дошкольников является их экологическая воспитанность.
Прежде чем рассматривать сущность экологической воспитанности, обратимся к понятию «воспитанность».
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегов под воспитанностью понимает умение хорошо себя вести.
Умение себя вести как смысловой компонент воспитанности, указанный в данном определении, представляет собой более узкую трактовку, не содержит в себе всю наполняемость рассматриваемого понятия: объем, структуру, показатели.
Для его конкретизации обратимся к понятию «воспитанность личности».
По мнению В.В. Воронова, воспитанность личности учащихся выражается в наблюдаемых признаках поведения и сознания, таких как умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов.
Экологическую воспитанность Л.С. Глушкова рассматривает как интегральное качество личности, позволяющее человеку жить в гармонии с окружающей природной и социальной средой, и его поведение, отвечающее принципам экологических ценностей.
Т.А. Маркова считает, что экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Сказанное выше позволяет нам сформулировать экологическую воспитанность дошкольниковкак сложное интегральноекачество личности, заключающееся в согласованности междуэкологическими знаниями, поведением, выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе.
На основе анализа педагогической и методической литературы (С.В. Алексеев, И.Д. Андреева, Н.Ф. Бочкарева, Н.Н. Кондратьева, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова) нами было определено содержание экологического образования дошкольников:
1. Единство живого и неживого в природе.
2. Неживая природа является источником удовлетворения потребностей живой природы и условием его существования.
3. Взаимосвязь живого и неживого в природе.
4. Взаимосвязь живого организма со средой обитания.
5. Конкретные формы морфофункциональной приспособленности живого существа к условиям среды.
6. Адаптация живых организмов к изменениям условий среды обитания (сезонные изменения).
7. Разнообразие сред обитания живых организмов, комплекс факторов, присущих каждой среде; системное строение природы.
8. Экосистемы различной сложности как «общий дом», в котором «проживают» совместно на одной территории, в одних и тех же условиях растения и животные, взаимосвязанные между собой (экосистема отдельно стоящего дерева, леса, луга, пруда и т.д.); единство человека и природы.
9. Человек – живое существо.
10. Человек взаимодействует с природой.
11. Природа оказывает влияние на человека.
12. Благоприятные условия среды – основа здоровья и благополучия человека.
Следующей проблемой является выяснение структуры воспитанности. Выделяют разное количество ее элементов:
два компонента – сознание и поведение (Б.Т. Лихачев);
три стороны (слагаемых): когнитивную, в основе которой лежат оценочные суждения; эмоционально-чувственную (отзывчивость, доброжелательность и др.), в основе которой лежат эмоции, чувства, эмпатия; действенно-практическую (умения, навыки, привычки, характер поведения и др.), в основе которой лежат действия и поступки (Т.А. Стефановская, И.П. Подласый).
Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Выделяют две группы критериев воспитанности: содержательные и оценочные
Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности.
2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя – мотивами, убеждениями, планами и ориентациями.
Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер личности человека, его индивидуальности.
Решение проблемы соотнесения личностного и индивидуального в структуре воспитанности позволяет определить компоненты экологической воспитанности:
1) экологические знания;
2) экологические отношения в системе «человек–природа» и их оценки;
3) экологические переживания, связанные с состоянием как всей социоприродной среды, так и отдельных ее компонентов;
4) волевые устремления во взаимодействии с миром природы;
5) экологический выбор целей и средств оптимизации отношений в системе «человек–общество–природа»;
6) поступки, обеспечивающие экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды;
7) проектирование у самого себя экологических качеств личности, осознающей себя органической частью природы (Эко – Я).
Для определения эталонных содержательных показателей экологической воспитанности соотнесем выделенные компоненты с основными сферами индивидуальности человека в соответствии с экологическими ценностями, которые будут обеспечивать общую направленность личности.
Представим эталонные содержательные показатели экологической воспитанности детей в основных сферах.
Когнитивную сферу составляют познавательные интересы, мыслительные операции, познавательные умения, знания и способы действий.
Показателями экологической воспитанности в когнитивной сфере являются: объем, глубина, системность, осознанность знаний об основных экологических ценностях, о месте человека в мире природы, об экологической ответственности не только за себя, но и за все живое; развитые познавательные умения.
Мотивационная сфера включает всю совокупность побуждений – потребностей, мотивов и желаний человека. Мотивация экологической воспитанности входит составляющей частью в мотивацию поведения и деятельности, поэтому и рассматривается как нарушающая или поддерживающая их.
Следовательно, от присутствия в составе экологической воспитанности деструктивных мотивов поведения и деятельности и сформированности конструктивных также зависит отношение к экологическим нормам, стремление их нарушать или соблюдать.
В эмоционально-волевой сфере доминирующим компонентом является цель. Поэтому нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации экологических поступков при оптимизации отношений в системе «человек–общество–природа»: твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании экологических ценностей. Характер и глубина экологических переживаний, связанных с нормами и идеалами в отношениях человека к природе, способствуют формированию в экологической деятельности людей таких чувств, как радость, осторожность, бережливость, забота и др. Восприятие природных объектов, относимых к сфере «человеческого», равного по самоценности, и взаимодействие с ними могут вызвать жалость, сочувствие, доверие, благодарность, уважение, любовь ко всему живому, эмпатию, стыд и др. Отклонения от норм и идеалов в отношениях человека к природе проявляются в агрессивности, жестокости.
Предметно-практическая сфера включает склонности, поступки, привычки, навыки и умения в различных сферах деятельности и общения. Развитая предметно-практическая сфера позволяет ребенку совершать нравственные экологические поступки, проявлять гуманное отношение к социоприродной среде; оценивать с нравственных позиций собственные поступки; оценивать поведение сверстников и взрослых с точки зрения экологических норм.
Сказанное выше позволило нам определить следующую эталонную модель экологически воспитанного дошкольника.
Идеальный в плане экологической воспитанности ребенок:
– владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений (как отдельных объектов, так и группы в целом). Называет всю совокупность существенных признаков (двигаются, дышат, питаются, удовлетворяют потребности, растут, развиваются, рождают себе подобных, приспосабливаются к определенной среде обитания, чувствуют);
– его знания характеризуются системностью: ребенок осознает, что для нормального существования живого не должны быть нарушены его внутренние, морфофункциональные связи (он должен быть «целым»), а также связи с условиями среды и другими живыми существами;
– видит многообразное значение природы, признает ценность жизни. Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями. Он может определить, как чувствует себя живой организм в среде, оценить его состояние по внешним признакам, выделить его причины. Предвидит последствия разного отношения к природе (к организму, среде обитания, обитателям экосистемы);
– по собственной инициативе длительно наблюдает за живыми организмами. Проявляет элементарную наблюдательность: задает разнообразные поисковые вопросы, высказывает эвристические суждения;
– охотно и доброжелательно общается с живыми организмами: не обижает людей, животных, не наносит вреда растениям. Учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников. Умеет
оценить поведение с точки зрения экологических норм. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий;
– радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Испытывает глубокие чувства: жалость, радость, отзывчивость, эмпатию, стыд и др.
Уровни развития экологической воспитанности дошкольников.
В педагогике иерархическое распределение уровней обычно производится по ценностному признаку: высшим считается уровень, более всего соответствующий целям общества. Чем выше уровень развития экологической воспитанности, тем богаче, совершеннее внутренние и внешние связи между компонентами экологической воспитанности дошкольника.
Рассмотрим сущность каждого уровня экологической воспитанности. Показатели уровней экологической воспитанности мы связываем с основными сферами личности: когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной, предметно-практической.