Возможные неисправности машин и способы их устранения
Неисправностью называется состояние машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Основными причинами возникновения неисправностей деталей, сборочных единиц и составных частей являются некачественное изготовление, нарушение правил эксплуатации, перегрузка деталей при передвижении и выполнении рабочих операций на объектах применения, несоблюдение периодичности и объема работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, неправильный выбор топливно-смазочных материалов и рабочих жидкостей. Вследствие этого значительно ухудшаются условия работы деталей, повышается интенсивность их изнашивания, увеличиваются зазоры в сопряжениях, возрастают динамические нагрузки, что приводит к преждевременному выходу из строя, отказу сборочных единиц, нарушению работоспособности машин.
Неисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки | Вероятная причина неисправности | Способ устранения неисправности | |||
Двигатель и его системы | |||||
Двигатель не запускается или работает с перебоями | В топливную систему попал воздух | Удалить воздух, проворачивая коленчатый вал или прокачивая воздух ручным насосом | |||
Стартер не проворачивает вал или вращает его медленно | Проверить заряд аккумуляторных батарей и при необходимости зарядить их. Проверить состояние контактов в цепях питания стартера и зачистить их | ||||
Загрязнение топливных фильтров, трубопроводов или воздухоочистителя | Промыть фильтры грубой и тонкой очистки, при необходимости заменить фильтрующие элементы; прочистить трубопроводы; промыть воздухоочиститель | ||||
Неправильный угол опережения впрыска топлива | Отрегулировать угол опережения впрыска | ||||
Не работает топливоподкачивающий насос | Отремонтировать или заменить исправным | ||||
Заедание рейки топливного насоса высокого давления | Отремонтировать или заменить исправным | ||||
Двигатель не развивает мощности, дымит | Загрязнение воздухоочистителя | Промыть фильтрующий элемент | |||
Рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов | Проверить и отрегулировать систему тяг | ||||
Неплотное прилегание клапанов газораспределения | Отрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма | ||||
Нарушение регулировки или засорение форсунки | Отрегулировать, промыть и прочистить форсунку | ||||
Изношены поршневые кольца | Заменить кольца | ||||
Двигатель стучит | Ранний впрыск топлива в цилиндры | Отрегулировать угол опережения впрыска топлива | |||
Нарушена регулировка клапанного механизма | Отрегулировать тепловые зазоры | ||||
Повышенный расход масла | Изношены поршневые кольца | Заменить кольца | |||
Утечка масла через прокладки и сальники | Устранить неисправность | ||||
Двигатель внезапно глохнет | Загрязнение топливных фильтров | Промыть фильтры и заменить фильтрующие элементы | |||
Прекращение подачи топлива | Проверить работу топливоподкачивающего насоса | ||||
Пониженное давление масла в смазочной системе | Увеличение зазоров в коренных и шатунных подшипниках | Отремонтировать двигатель | |||
Загрязнение фильтра грубой очистки | Промыть или заменить фильтрующий элемент | ||||
Повышенная температура масла | Неисправность системы охлаждения масла | ||||
В смазочную систему попадает охлаждающая жидкость | Разрушение прокладок головки цилиндров | Заменить прокладки | |||
Подтекание по резиновым кольцам гильз | Заменить неисправные уплотнительные кольца | ||||
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения | Слабое натяжение или обрыв ремня водяного насоса | Натянуть или заменить ремень | |||
Загрязнение внешней поверхности радиатора | Очистить сердцевину радиатора | ||||
Заедание клапана термостата в закрытом виде | Заменить термостат | ||||
Муфта сцепления | |||||
Пробуксовка сцепления | Недостаточная величина свободного хода педали | Отрегулировать свободный ход и зазор между кулачками и выжимными подшипником в пределах 3,5…4,5 мм | |||
Замаслены или изношены накладки дисков | Промыть накладки дисков в бензине или керосине, изношенные заменить | ||||
Ослаблены или сломаны нажимные пружины | Заменить пружины | ||||
Неполное включение сцепления | Большой зазор между отжимными кулачками и подшипником | Отрегулировать зазор в пределах 3,5…4,5 мм | |||
Покороблен ведомый диск | Выправить или заменить диск | ||||
Изношен выжимной подшипник | Заменить подшипник | ||||
Гидрооборудование | |||||
Обильное пенообразование в гидробаке | Объем рабочей жидкости ниже нормы | Долить рабочую жидкость | |||
Понижение давления в гидросистеме | Заужение или деформация всасывающей гидролинии | Заменить или выправить трубопровод | |||
Защемление и перегибы рукавов высокого давления | Расправить рукава | ||||
Штоки гидроцилиндров перемещаются неравномерно, медленно или останавливаются | Изношены манжеты поршня гидроцилиндров или золотники гидрораспределителя | Сменить манжеты, отремонтировать или заменить гидрораспределитель | |||
Изогнут шток | Выправить шток | ||||
В гидросистему попал воздух | Устранить подсос воздуха | ||||
Уменьшение усилия, развиваемого гидроцилиндром | Повреждение и износ внутренних поверхностей корпуса гидроцилиндра | Зачистить зеркало, заменить уплотнения | |||
Температура масла выше 80…90 *С | Пониженный уровень масла в баке | Долить масло до номинального уровня | |||
Загрязнение фильтров | Промыть фильтры | ||||
Изношен насос | Заменить насос | ||||
Сильный шум при работе насоса | Пониженный уровень масла в баке | Долить масло до номинального уровня | |||
В гидросистему попадает воздух | Устранить подсос воздуха | ||||
Загрязнение фильтра | Промыть фильтр | ||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАЗОВЫХ МАШИН. Технология технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на дорожных и строительных машинах, изложена в руководствах по эксплуатации, поставляемых вместе с машинами. Техническому обслуживанию подлежат кривошипно-шатунный и распределительный механизмы, системы питания, охлаждения, смазочная система. К наиболее сложным работам техни-ческого обслуживания двигателя относятся регулирование распределительного и декомпрессионного механизмов, натяжение ремней вентилятора, контроль давления впрыска топлива форсунками, про-верка угла опережения подачи топлива, удаление накипи в системе охлаждения и чистка фильтрую-щих элементов систем питания и смазочной. Основной вид работ по обслуживанию кривошипно-шатунного механизма двигателей – проверка его технического состояния, которая производится при ТО-3 машины. О неисправности механизма свидетельствуют посторонние стуки и шумы в двигателе, которые оцениваются с помощью автостетоскопа. Состояние цилиндропоршневой группы в целом определяют по количеству газов, прорывающихся в картер. В состав работ по техническому обслуживанию системы охлаждения двигателей входят контроль температуры и уровня охлаждающей жидкости и герметичности системы, очистка сердцевины радиа-тора, проверка состояния уплотнений водяного насоса, смазывание его подшипников, удаление наки-пи из системы, проверка исправности действия термостата и термометра. При нормальной загрузке машины температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается равной 80…95*С. Если зна-чение температуры превышает номинальное, необходимо проверить, достаточно ли охлаждающей жидкости в системе, нет ли утечек, не засорены ли трубки радиатора, не ослабло ли натяжение ремня привода вентилятора, полностью ли открыта шторка или жалюзи радиатора. У двигателей с воздуш-ным охлаждением проверяют крепление кожуха и при необходимости подтягивают его, очищают от загрязнений оребрение цилиндров, их головок, проверяют правильность натяжения ремней вентиля-тора. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе не должен быть ниже 80 мм от верхней плоскости наливной горловины. В перегретый двигатель не допускается заливать холодную жидкость, а в хо-лодный двигатель – горячую, чтобы не появились трещины в блоке и головке цилиндров. При пони-жении уровня жидкости в радиаторе ее доливают. Правильность натяжения ремней вентилятора и водяного насоса проверяют нажатием рукой на ремень. По величине его прогиба оценивают правиль-ность натяжения. У двигателей Д-65, СМД-14 и Д-240 для натяжения ремня вентилятора необходимо ослабить крепление генератора к кронштейну, отвернуть немного гайку крепления генератора к план-ке и, поворачивая рукой генератор, добиться требуемого натяжения ремня, после чего, удерживая одной рукой генератор, второй закрепляют его. Натяжение ремня вентилятора двигателей А-41 и А-01М осуществляют перемещением натяжного ролика регулировочным болтом при ослаблении гайки крепления оси ролика и контргайки регулиро-вочного болта. У двигателя Д-160 ремень вентилятора натягивают вращением регулировочного вин-та, в результате чего вместе с натяжным роликом перемещается кронштейн, на котором он закреплен. По завершении регулирования следует завернуть контргайку винта. Существенное влияние на работоспособность двигателей оказывает состояние воздухоочистителей. По мере их засорения возрастает сопротивление движению воздуха в цилиндры, в результате чего снижается мощность двигателя. Недостаток масла в поддоне воздухоочистителя или насыщение его частицами пыли приводят к ухудшению очистки воздуха, находящиеся в нем абразивные частицы по-падают в цилиндры двигателя, вызывая повышенный износ деталей кривошипно-шатунного и других механизмов. Загрязнения попадают в цилиндры и в случае нарушения герметичности воздухоподачи. Герметичность системы воздухоподачи проверяют при каждом периодическом обслуживании маши-ны. Для этого снимают инерционный очиститель, запускают двигатель и на средней частоте враще-ния коленчатого вала закрывают впускную трубу воздухоочистителя. Если двигатель глохнет, систе-ма герметична. В противном случае следует осмотреть систему и устранить места подсоса воздуха. Нормальное функционирование пусковых устройств дизелей поддерживается выполнением работ по техническому обслуживанию, в том числе которых дозаправка бачка топливом и периодическая его промывка, очистка отстойника фильтра и воздухоочистителя, регулирование карбюратора и слив отстоя топлива, дозаправка и щеток стартера и регулирование его привода, проверка правильности установки зажигания и регулирование зазора между контактами прерывателя магнето, регулирование зазора между электродами свечей, проверка сцепления и механизма выключения. 3.4.1. Содержание и требования к выполнению ЕО, ТО-1, ТО-2, СО бульдозера на гусеничном ходу
|
Сезонное техническое обслуживание (СО) | ||
Слить масло из масляных емкостей и гидробака | Отвернуть сливные пробки редуктора гидростатической передачи и бортовых редукторов. Очистить и установить все сливные пробки и болты. Отвернуть сливной штуцер гидробака, слить рабочую жидкость, очистить и завернуть штуцер | Ключи для сливных пробок |
Промыть масляные емкости и гидробак | __________ | Ключи для сливных пробок |
Заправить емкости маслом в соответствии с сезоном | Отвернуть контрольные пробки, проверить уровень масла, при необходимости долить | Ключи для сливных пробок, заправочное устройство, емкости с маслом |
Слить рабочую жидкость из цилиндров | Снять гидроцилиндры и движением штока удалить рабочую жидкость из гидроцилиндров. На насосах отсоединить всасывающий трубопровод и слить масло | _________ |
Заправить гидросистему рабочей жидкостью | Залить гидробаки до уровня верхнего смотрового окна. Дать поработать бульдозеру с пятикратным доведением поршней рабочих гидроцилиндров до каждого крайнего положения. Долить рабочую жидкость в гидробаки | Рабочая жидкость согласно сезону или всесезонная |
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации снять утеплительный чехол с капота, заменить зимнее топливо на летнее, закрыть край отопителя, довести плотность электролита в аккумуляторных батареях до летней нормы | _________ | Аккумуляторный денсиметр, термометр, воронка |
При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации очистить от нагара свечу зажигания и горелку предпускового подогревателя двигателя, при необходимости заменить фильтры электромагнитного клапана и форсунки предпускового подогревателя, проверить работу подогревателя, отрегулировать расход топлива, очистить паровоздушный клапан радиатора, заменить масло и топливо летних сортов на зимние, довести плотность электролита в аккумуляторных батареях до зимней нормы | Наличие нагара не допускается. Отсоединить от горелки электромагнитный клапан с форсунки и электродвигателем. Вывернуть корпуса фильтров, промыть фильтры в ацетоне или бензине и продуть сжатым воздухом. Установить все элементы на свои места | Ключ 27, плоская отвертка, проволочная щетка, ацетон или бензин, сжатый воздух, удлинитель, вороток, сменная головка 14, воронка, емкость, обтирочный материал |
Таблица смазывания бульдозера на гусеничном ходу (рис. смотрите в графической части)
Составные части, сборочные единицы | ТСМ и рабочие жидкости | Периодичность смазывания и заправки | Позиция точки смазывания по рисунку |
Топливный бак | Дизельное топливо Л-0,2-40 | ЕО, ТО-1 | |
Насосная станция | Трансмиссионное масло | Проверить уровень масла через 125 ч работы, при необходимости долить. Замена масла через 1000 ч работы, но не более чем через один год | |
Маслоналивная горловина, поддон двигателя | Моторное масло | Ежесменно проверять уровень масла, при необходимости долить. Замена масла через 500 ч работы | |
Муфта опережения впрыска топлива | Масло, применяемое для двигателя | Проверить уровень масла через 500 ч работы. Замена масла через 3000 ч | |
Наливная горловина расширительного бачка системы охлаждения двигателя | Охлаждающая жидкость типа тосол | Ежесменно проверять уровень охлаждающей жидкости, при необходимости довести его до 120…170 мм от верхней плоскости наливной горловины бачка. Замена жидкости один раз в два года | |
Баки гидравлической системы | Гидравлическое масло МГ-46-В, МГ-22-Б | Ежесменно проверять уровень масла, при необходимости долить каждый бак. Замена через 3500…4000 ч работы, не реже одного раза в год | |
Шарниры гидроцилиндров подъема-опускания бульдозерного отвала | Солидол С, ЦИАТИМ-201 | Через 500 ч работы |
ОХРАНА ТРУДА
К системе технического обслуживания и ремонта машин предъявляется ряд обязательных требований, невыполнение которых может привести к опасным последствиям для жизни и здоровья человека.
К работам по техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин допускаются лица, прошедшие обучение программ для профессий «Машинист дорожно-строительных машин», «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов», утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и аттестованным квалифицированной комиссией. Предприятие, силами которого осуществляется техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительной маши-ны, назначает для проведения работ бригаду рабочих, включая машиниста обслуживаемой или ремон-тируемой машины. Каждый из членов бригады должен быть обеспечен спецодеждой в соответствии с нормами, инструкцией по безопасному ведению работ на рабочем месте. Допуск в рабочую зону по-сторонних лиц запрещается.
Для безопасного и производительного труда в рабочей зоне следует заблаговременно подготовить рабочие места каждого работника, участвующего в процессе технического обслуживания и ремонта машин.
Перед началом работ необходимо надеть спецодежду, в том числе спецобувь, головной убор, и при необходимости средства защиты глаз. Спецодежда не должна иметь свисающих концов, волосы должны быть убраны под головной убор. Приступая к работе, проверяют исправность инструмента, приспособлений, оснастки, подъемных средств.
Бойки молотков не должны иметь заусенцев и трещин, поверхность их делается слегка выпуклой, гладкой. Ручки молотков должны быть заклинены, их поверхность должна быть гладкой, без трещин и заусенцев и сучков. На ударной поверхности зубил, крейцмейселей, бородков не должно быть заусенцев, выбоин, трещин. Напильники, шаберы, ножовки и другой инструмент с заостренными рабочими концами снабжают рукоятками с бандажными кольцами. Не допускается применение клю-чей, зевы которых не соответствуют размерам гаек. Нельзя наращивать и удлинять ключи другим ключом, ставить прокладки между ключом и гайкой, пользоваться зубилом и молотком для отверты-вания гаек.
Запрещается работать на заточенном станке без защитного экрана или защитных очков. Расстояние между подручником и абразивным кругом должно быть не более 3 мм. При обработке детали не следует сильно прижимать ее к абразивному кругу во избежание его разрушения. При замене абра-зивного круга нужно уложить между кругом и зажимными фланцами специальные эластичные прокладки толщиной не менее 1 мм. Гайки закрепления круга затягивают равномерно и надежно.
Переносные лампы, используемые для осмотра машин при их техническом обслуживании и ремон-те в темное время суток и затемненных местах, должны питаться напряжением не более 36 В. Перед началом работы ручным электрифицированным инструментом необходимо проверить исправность выключателя, заземляющего провода и надежность питающих проводов.
Перед использованием электроинструмента необходимо проверить его действие на холостом ходу. При работе нужно следить за тем, чтобы токопроводящий провод был защищен от случайного повреждения. Не допускается соприкосновение провода с горячими, влажными и масляными поверх-ностями или предметами. При внезапной остановке вследствие прекращения подачи электроэнергии, а также при перерывах в работе электроинструмент необходимо отключить от электросети. Перено-сить с места на место включенный в электросеть инструмент не допускается. Смену сверла, головки ключа в электроинструменте можно производить только после его полной остановки. По окончании работы электроинструментом нужно выключить его из электросети. Оставлять инструмент включен-ным в электросеть запрещается.
Пролитое на пол топливо или масло необходимо засыпать песком или опилками, которые затем следует удалить. Площадка, на которую устанавливают машину для ремонта и технического обслу-живания, должна быть ровной, сухой, не загроможденной посторонними предметами и по возмож-ности защищенной от ветра и пыли, расположена вдали от источников загорания и линий электропе-редачи. На эксплуатационной базе машину следует устанавливать так, чтобы были обеспечены сво-бодный подход и возможность использования грузоподъемных средств для снятия с машины состав-ных частей и механизмов.
Составные части машины, которые могут прийти в движение под действием силы тяжести и натя-жения пружин, фиксируют в положение, обеспечивающее безопасное производство работ.
Перед мойкой деталей машин керосином для технических целей, растворителями и другими подоб-ными моющими жидкостями необходимо смазать руки предохранительными пастами. Для защиты от воздействия нефтепродуктов и органических растворителей применяют «биологические перчатки» на основе метилцеллюлозы. Запрещается мыть детали в этилированном бензине. Моечно-очистные работы выполняют в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.
Перед выполнением технического обслуживания или ремонта дорожно-строительной машины ее следует надежно затормозить стояночным тормозом, выключить привод рабочих органов, заглушить двигатель, за исключением тех случаев, когда требуется проверить работу двигателя или других составных частей машины после их регулирования. На пусковых устройствах обслуживаемых машин, рычагах и кнопках для электростартерного пуска необходимо вывесить плакат «Не включать – рабо-тают люди!».
Запрещается открывать крышку неохлажденного радиатора двигателя без рукавиц и наклонять лицо к наливной горловине радиатора. Проверяя уровень масла в картерах машин, следует остерегаться выброса горячего масла при повышении давления вследствие засорения сапуна. Горячую жидкость из системы охлаждения двигателя и масло из картеров двигателей и машин необходимо сливать осто-рожно, чтобы не получить ожогов.
При зарядке аккумуляторных батарей, установке их на машину и снятии с нее должно быть исклю-чено попадание электролита на тело и одежду.
Следует отметить, что для обеспечения пожарной безопасности при проведении технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин необходимо постоянное неукоснительное соблюдение правил пожарной безопасности персонала, что должно войти в привычку, стать естест-венной потребностью.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В процессе своей деятельности персонал, занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом дорожно-строительных машин, непосредственно машины, ремонтно-эксплуатационные базы и перед-вижные средства вступают во взаимодействие с окружающей средой.
Под охраной окружающей среды подразумевается комплекс международных, государственных, региональных и местных политических, административно-хозяйственных, юридических и обществен-ных мероприятий и законодательств, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение нега-тивного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин должна быть максимально совместима с окружающей средой и экологической безопасностью дорожно-строи-тельных организаций и дорожно-эксплуатационных хозяйств, их эксплуатационных баз.
Сбор отработавших масел и рабочих жидкостей, сливаемых из картеров и баков машин при их техническом обслуживании и ремонте, производят в соответствии с требованиями ГОСТ 21046 – 86*. Категорически запрещается сливать отработавшие нефтепродукты на землю, в канализационную сеть, водостоки и водоемы.
Для очистки воды от загрязнений и ТСМ, их сбора и утилизации на эксплуатационных базах устра-ивают очистные сооружения. Очистные сооружения объединяют в технологический комплекс, в который входят грязеотстойник из четырех секций, грязесборные насосы, маслосборные насосы, водомаслоотделитель, грязесборник сточной воды.
Персонал, занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом дорожно-строительных машин, должен постоянно следить за снижением загазованности и запыленности воздуха, уровня шума, загрязнения водных бассейнов, бережно относиться к сохранению растительности. Содержание вредных примесей в выхлопных газах может быть уменьшено в результате использования качест-венных сортов топлива и его полного сгорания, эксплуатации исправной и отрегулированной топливной аппаратуры, применения совершенных очистных устройств в двигателе, исключения его холостой работы. Уменьшению и устранению запыленности способствует соблюдение правил подготовки к техническому обслуживанию и ремонту машины. Меры борьбы с шумом при техни-ческом обслуживании и ремонте машин заключаются в основном в умеренно подаваемых звуковых сигналах, исключении их подачи без надобности, применении исправных глушителей на двигателе, своевременном смазывании трущихся поверхностей сборочных единиц.
Источником загрязнения окружающей среды являются испарения ТСМ и рабочих жидкостей, разлива топлива. Для уменьшения испарения на заправочных станциях следует поддерживать в исправности емкости и обеспечивать герметичность их оборудования.
На территории эксплуатационных баз рядом с зонами технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин предусматривают специальные моечные площадки в комплекте с моечными установками, системой очистки моечных вод. Очищенная вода повторно используется для мойки машин.
Следует организовать механизированную (закрытым способом) заправку двигателя и системы гидропривода, собирать отработавшие и заменяемые масла и отправлять их на переработку, приме-нять системы оборотного водоснабжения и очистки стоков в очистных сооружениях. На участке открытой местности, на которой размещался передвижной центр технического обслуживания дорожно-строительных машин, после его переезда на новое место проводят рекультивацию почвы.
Требования, касающиеся охраны окружающей среды и экологической безопасности при техни-ческом обслуживании и ремонте дорожно-строительных машин, свидетельствует о важности выработки в строительстве и эксплуатации линейно протяженных сооружений общей экологически безопасной технологии производства работ, подготовки и переподготовки кадров дорожно-строи-тельных организаций и дорожно-эксплуатационных хозяйств на основе подходов к оценке их
влияния на окружающую среду.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В условиях реформирования экономических отношений и мирового финансового кризиса в Российской Федерации наблюдаются снижение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производств, ухудшение состояния и старение машинно-тракторного парка, поэтому особенно актуальным становится совершенствование организации технического сервиса в дорожно-строительном и агропромышленном комплексах (АПК). Вхождение России в мировой рынок требует новых подходов в организации технического сервиса машин. Для этого необходимо использовать опыт, накопленный как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.
Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению расходов на техническое обслуживание и ремонт машин, особенно для мелких предприятий и организаций. Современный парк дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин в РФ разнообразен, в нём имеется сложная и дорогостоящая техника. При этом во многих хозяйствах используется свыше 50% техники, прошедшей техническое обслуживание и ремонт. Остальные машины, как не жаль констатировать этот факт, являются лишь стоящим где-нибудь на отшибе металлическим ломом. Техническое обслуживание и ремонт являются вынужденными и необходимыми условиями поддержания техники в работоспособном состоянии, особенно в последнее время, когда значительно сократились поставки техники практически всем хозяйствам.
Отмечается снижение инженерного обеспечения, причём в АПК более интенсивно, чем в промышленности. В связи с сокращением автотракторного парка увеличивается нагрузка на технику, из-за чего увеличиваются затраты на поддержание её в работоспособном состоянии. Снижение работоспособности машин ведёт к нарушению сроков выполнения работ и, следовательно, к незапланированным убыткам.
Опыт многих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональная форма организации технического обслуживания и ремонта машин – дилерская система. В этом случае, как показали исследования, используют одноуровневый маркетинговый канал, что сокращает число посредников между заводом-изготовителем и конечным клиентом и делает снабжение более оперативным. При этом предприятия технического сервиса решают задачи маркетинга, лизинга и т. п.
Технический сервис машин проводят дилерские пункты, фирменные станции технического обслуживания, машинно-технологические станции (МТС), специализированные ремонтные предприятия, снабженческие организации. Разработаны концепции региональных центров, основанные на принципах организации фирменного сервиса, задачей которых являются сосредоточение высокопроизводительной техники и её эффективное использование. Обслуживаемые объекты: фермерские хозяйства, предприятия, техника индивидуальных владельцев.
Закономерностью является потребность в техническом обслуживании и ремонте, как импортной техники, так и отечественной. Технический сервис включает следующий комплекс услуг: изучение потребностей и платёжеспособного спроса потребителей на машины и услуги; оказание информационно-консультационных услуг; обеспечение потребителя машинами, оборудованием, запасными частями; предпродажную подготовку машин, монтаж, работы по пуску и наладке технологических комплексов; обучение потребителей правилам эксплуатации машин и оборудования; диагностику и техническое обслуживание машин; ремонт машин, включая доставку; организацию услуг по аренде, прокату; проведение механизированных работ и т. д.; создание материально-технической базы для ремонта, технического обслуживания и др.
Система организации технического сервиса в РФ базируется на определённых принципах. Прежде всего, она строится, исходя из приоритета производителей сельскохозяйственной продукции. Материально-техническую базу предприятий технического сервиса в основном составляют объекты ремонтно-обслуживающих производств. Разнообразие исполнителей технического сервиса (дилерские пункты, машинно-технологические станции и др.) создаёт рынок услуг и конкуренцию. Взаимоотношения заводов-изготовителей и исполнителей технического сервиса и товаропроизводителей строятся на взаимных экономических интересах. Допускается участие зарубежных фирм-изготовителей в техническом сервисе машин, применяемых в различных отраслях народного хозяйства. По данным ГОСНИТИ, при рациональной организации технического сервиса на 8…12% сокращается время на техническое обслуживание и ремонт, на 20…28% увеличивается наработка на дорожно-строительную машину и на 34…46% повышается её производительность.
Таким образом, система организации технического сервиса должна обеспечивать: высокую готовность машин, максимальную наработку техники, грамотное обслуживание и эксплуатацию; соблюдение интересов конечного потребителя; подготовку кадров. Чтобы бульдозер прослужил как можно дольше, необходимо соблюдать несколько правил его эксплуатации:
ü Правило 1 «Ознакомьтесь с инструкцией»
Читать Руководство по эксплуатации нужно в любом случае, даже опытному водителю, особенно, если управлять придется бульдозером новой модели или другого производителя.
ü Правило 2 «Совершите обкатку перед эксплуатацией»
Каждая машина перед транспортировкой тщательно регулируется и испытывается. Однако новые машины требуют аккуратной эксплуатации в течение первой 1000 мото-часов - для притирки различных компонентов. Поэтому для улучшения обкатки и увеличения срока службы бульдозера в первое время рекомендуется не давать полную нагрузку.
ü Правило 3 «Осуществляйте правильную подачу топлива»
При пуске дизеля включайте подачу топлива при давлении масла в системе смазки дизеля по указателю на щитке приборов не менее 0,1 МПа (1 кгс/см²). Выполнение этого условия продлит срок службы турбокомпрессора и кривошипно-шатунного механизма и исключит случаи их преждевременного выхода из строя.
ü Правило 4 «Используйте качественные ГСМ»
Специалисты не рекомендуют заправлять узлы и механизмы горюче-смазочными материалами низкого качества. Чтобы выбрать качественные ГСМ необходимо соблюдать несколько рекомендаций: - заправляться только у проверенных поставщиков, - не покупать топливо и другие продукты «с колес» - качественное топливо – прозрачное с голубоватым оттенком – некачественное топливо – с явно выраженным желтым оттенком, замутненное – необходимо регулярно менять фильтры-водоотделители.
ü Правило 5 «Утепляйте двигатель»
При работе в холодных условиях для поддержания теплового режима двигателя необ-ходимо его утеплять при помощи чехлов.
ü Правило 6 «Следите за провисанием гусеничной ленты»
Для продления срока службы гусеничных лент, провисание верхней ветви ленты между поддерживающими катками не должно быть меньше 5 мм.
ü Правило 7 «Выполняйте рыхлительные работы на пониженной передаче»
На бульдозерах, оборудованных рыхлителем, рыхлительные работы следует выполнять только при прямолинейном движении на пониженных передачах (1-2).
ü Правило 8 «Не разворачивайтесь задним ходом»
Во избежание схода гусеничных лент с ведущего колеса и опорных катков, не рекомендуется производить развороты бульдозера задним ходом. Соблюдайте данные правила, и вы сэкономите деньги и время на ремонт вашей спецтехники. Я надеюсь, и предприятие, где я проходил практику, учтёт все эти требования в своей работе и в области по организации технического обслуживания дорожно-строительной техники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гологорский Е.Г., Колесниченко В.В. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин. – М.: Высш. шк., 1991.
2. Киселев М.М. Топливно-смазочные материалы для строительных машин. – М.: Стройиздат, 1988.
3. Рекомендации по организации ремонта строительных машин агрегатным методом /ЦНИИОМТП. – М.: Стройиздат, 1987.
4. Ровках С.Е., Киселев М.М., Ровках А.С. Техническое обслуживание и ремонт строительной техники. – М.: Стройиздат, 1986.
5. Руководство по организации технического диагностирования строительных машин / ЦНИИОМТП. – М.: Стройиздат, 1983.
6. Техническая эксплуатация строительных машин / ЦНИИОМТП. – М.: Стройиздат, 1982.
7. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / П.Л.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л.Пономарев и др. – М.: Высш. Шк., 2001.
8. Очистные сооружения баз эксплуатации строительных машин / С.А.Фиделев, М.М.Киселев, Г.Н.Лебедев и др. // Механизация строительства. 1997. №4. С. 26-28.
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Схема смазывания бульдозера на гусеничном ходу:
1 — топливный бак; 2 — насосная станция; 3 — маслоналивная горловина; 4 муфта; 5— баки гидравлической системы; 6— шарниры гидроцилиндров отвала; 7 — винтовой раскос; 8 — шарнирные подшипники; 9 — передний подшипник толкающего бруса; 10— подшипники; 11 — натяжное колесо; 12 — наливная горловина; 13 — механизм натяжения гусениц; 14 — подшипники стартера; 15- опорный каток; 16 — шаровая опора; 17—поддерживающий каток; 18— концевой подшипник; 19 — бортовой редуктор; 20 — редуктор гидростатической передачи