Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.
ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
1. Государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.
2. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности в целях охраны окружающей среды может осуществляться по следующим направлениям:
содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
содействие в осуществлении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством:
предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. Государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий:
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкция:
систем оборотного и бессточного водоснабжения;
централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;
сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;
3) установка:
оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;
оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;
автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.
5. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Экологическое страхование.
В условиях усиления в последнее время аварийного, в том числе техногенного, загрязнении окружающей среды происходит поиск источников для компенсации его последствий. В этой связи важное значение приобретает экологическое страхование. ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды называет экологическое страхование. Оно осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, под которыми понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Под экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально экологически опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методик оценки ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.
Статья 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Самостоятельный федеральный закон в этой сфере до настоящего времени не принят. Отношения в сфере страхования регулируются Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
В связи с недостаточностью правового регулирования экологического страхования некоторыми субъектами РФ и муниципальными образованиями были приняты нормативные правовые акты в этой сфере.
Специальными федеральными законами предусматривается обязательное страхование опасных производственных объектов.
Так, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте закреплено в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № И6-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии со ст. 15 данного Закона обязательное страхование такой ответственности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Аналогичным образом осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Регулирование отношений в области обязательною страхования опасных объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Закон направлен на возмещение вреда, причиненного в результате аварии на опасном объекте жизни, здоровью и (или) имуществу физических лиц и имуществу юридических лиц. Его действие не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде. Следовательно, данный вид обязательного страхования не является экологическим. Несмотря на это, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта является важным средством обеспечения экологической безопасности.
Добровольное экологическое страхование осуществляется на основании Типового положения о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденного Минприроды РФ 31 Российской государственной страховой компанией 3 декабря, 20 ноября 1992 г., № 04-04/72-6132,223. На основании этого Типового положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователя за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.
Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, воздушного бассейна, водной среды на территории действия конкретного договора страхования.
Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в результате аварии, приведшее к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечни причин страховых случаев и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном договоре страхования.
Страховые платежи уплачиваются в соответствии с утвержденными тарифными ставками и определяются в основном экологической опасностью объекта, принадлежностью его к той или иной отрасли производства, вероятной частотой аварийных событий.
Экологическая сертификация.
Экологическая сертификация - действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям (Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации).
Экологическая сертификация подтверждает соответствие объектов сертификации установленным экологическим требованиям и нормативам.
В России различают две формы подтверждения соответствия:
1. Добровольная экологическая сертификация
Проводится в случаях, когда в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной сертификации. То есть, если продукция не внесена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (Постановление Правительства от 01.12.2009 г. № 982), то не нужно проводить обязательную сертификацию, но при желании можно оформить добровольный сертификат.
Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, системы менеджмента, и другие объекты для которых существуют технические условия, рецептуры, стандарты и иная документация, соответствие которой возможно подтвердить.
Добровольная экологическая сертификация не заменяет обязательную сертификацию и проводится по желанию заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации.
Заинтересованными в добровольной экосертификации, как правило, являются хозяйствующие субъекты, которые:
· хотят получить официальное подтверждение экологической чистоты и безопасности продукции или безопасности отходов;
· хотят получить официальное подтверждение соответствия своей деятельности в области охраны окружающей среды международным стандартам в этой области;
· хотят получить льготы при налогообложении, кредитовании, государственном экологическом контроле и т.д.
Результатом добровольной сертификации является сертификат соответствия и знак обращения на рынке, применение которого предписывается правилами определенной системы добровольной сертификации.
2. Обязательная экологическая сертификация
Согласно ст.23 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" проводится исключительно для продукции (объект сертификации) и только на соответствие требованиям, установленным техническими регламентами.
Каждый технический регламент содержит конкретные требования, формы и схемы, подтверждающие соответствие. Подтверждение соответствия проводят специально аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации, которые сотрудничают с испытательными лабораториями, также имеющими аккредитацию.
Обязательная экологическая сертификация требуется для некоторых видов продукции, указанной в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982.
Существуют две формы осуществления обязательной экологической сертификации – это декларирование соответствия и обязательная сертификация.
Декларирование соответствия проходит по следующим схемам:
· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя;
· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя и доказательств, полученных при участии органа по сертификации и/или испытательной лаборатории.
В обоих случаях заявитель должен самостоятельно сформировать комплект доказательств, к ним относится техническая документация, результаты и протоколы собственных исследований, проведенных в аккредитованной лаборатории и т.д.
Декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
При подтверждении соответствия по форме обязательной сертификации, процедуры сертификации для определенных видов продукции устанавливаются техническими регламентами. Заявитель получает сертификат соответствия, а продукция маркируется знаком обращения.
Орган – Росстандарт РФ. Плюс по отраслям: органы по сертификации продукции; испытательные лаборатории; продавцы, изготовители, исполнители. Возглавляет органы Минприроды РФ.
Экологический аудит.
Одним из специфических методов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования является экологический аудит. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяется он как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Однако данный Закон не содержит иных правовых норм, регулирующих отношения по проведению экологического аудита.
В Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, экологический аудит рассматривается как сфера самостоятельного нормативного правового регулирования. Однако до настоящего времени не принято специального федерального закона об экологическом аудите.
Создание нормативной правовой базы в области экологического аудита связано с принятием приказов Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»2. Создание системы аудита недропользования предусматривалось приказом МПР РФ от 2 апреля 1998 г. № 95э. Однако этих нормативных правовых актов оказалось недостаточно для организации и проведения экологического аудита, поскольку они не прошли обязательную стадию их государственной регистрации и опубликования.
В настоящее время отсутствует законодательная основа, необходимая для организации и проведения экологического аудита (как обязательного, так и добровольного).
Между тем разработка и внедрение современной системы экологического аудита предусмотрены в числе Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р4. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-ps, указывается на необходимость формирования правил осуществления экологического аудита как одного из условий создания эффективного экологического сектора экономики. Проведение экологического аудита предусмотрено в качестве одного из механизмов при решении задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.