Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
Одним из центральных правовых институтов экологического права является нормирование в сфере охраны окружающей среды. Сущность этого института обусловлена характером воздействия на окружающую среду общества, которое не может существовать и развиваться, не воздействия на природу. Для того чтобы сохранить природу, качество которой было бы благоприятным для человека, нужно определить пределы такого воздействия.
Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы отражают как состояние природной среды, так и допустимый уровень вредного воздействия на природу.
Правовое значение нормативов охраны окружающей среды состоит в том, что они:
- являются критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений;
- определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний.
- играют важную роль при проведении экологической экспертизы.
- а также в решении вопросов применения мер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др. (За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной или иной деятельности в зависимости от причиненного вреда окружающей среде несут ответственность в соответствии с законодательством).
Нормирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий.
Таким образом, под экологическим нормированием понимают особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государственных органов в пределах определенной для них компетенции, позволяющий установить нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и иных нормативов и государственных стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Виды нормативов в области охраны окружающей среды:
1. Нормативы качества окружающей среды.
2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
1. Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде (ПДК), а также нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (шум, вибрация, магнитные поля) на окружающую среду (ПДУ).
ПДК И ПДУ как элементы состояния окружающей среды формируются при суммарном воздействии на нее определенной совокупности антропогенных (созданных человеком) объектов.
Например, на определенной территории функционирует несколько фабрик. В результате их суммарных выбросов концентрация, к примеру, химических веществ в атмосферном воздухе не должна превышать установленных пределов.
Предельно допустимая концентрация вредных веществ представляет собой норму нахождения какого-либо вещества в определенном компоненте окружающей среды. Например, концентрация свинца и его соединений в атмосферном воздухе не должна превышать 0,007 мг/м³.
Нормативы ПДК устанавливаются применительно к различным видам вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду.
Для тех веществ, на которые не установлены ПДК, определяются ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ), которые не являются обязательными и применяются на практике. ПДК устанавливается в виде Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (САНПИН), а также подзаконными актами иных органов государственной власти.
Нормативы ПДК вредных веществ дифференцируются в зависимости от природно-климатических условий, назначения природных или природно-антропогенных объектов. Они предназначены для оценки воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, в том числе оценки возможности реализации такой деятельности.
Нормативы ПДУ устанавливаются применительно к таким видам вредных физических воздействий, как шум, вибрация, магнитные поля и другие вредные воздействия.
Такие нормативы применяются в отношении атмосферного воздуха, вод и почв), практическое значение которых заключается в том, что они являются критерием оценки состояния окружающей среды.
Существуют также нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и продуктах питания, ПДУ радиационного облучения населения.
2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду– это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Соотношение нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду состоит в том, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Во-первых, нормативы допустимого воздействия устанавливают предельные объемы выбросов и сбросов вредных веществ применительно к каждому источнику выбросов и сбросов. Если на предприятии имеется несколько таких источников, то нормативы допустимых выбросов устанавливается для каждого из них.
Во-вторых, нормативы допустимых выбросов и сбросов устанавливаются на таком уровне, при котором выбросы и сбросы вредных веществ не приведут у превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды (ПДК и ПДУ) и технологических нормативов.
В-третьих, посредством установления нормативов допустимых выбросов и сбросов осуществляется регулирование выполнения нормативов ПДК, т.е. нормативов качества окружающей среды.
Виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
а. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов – это нормативы, которые устанавливаются для конкретных субъектов хозяйственной и иной деятельности, определяющие, какое количество химических и иных веществ может поступить в окружающую среду в результате функционирования данного объекта, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов разрабатывают субъекты хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Затем разработанные проекты представляют на утверждение соответствующего органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Предприятию, учреждению, организации, которые осуществляют в результате хозяйственной и иной деятельности воздействие на окружающую среду, выдают разрешение на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов.
При определении объемов выбросов и сбросов каждого конкретного источника воздействия на окружающую среду в результате совокупного воздействия на нее всеми хозяйствующими субъектами не должны быть превышены ПДК.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
б. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение – это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Могут устанавливаться лимиты на размещения отходов производства и потребления.
в. нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий).
Данные нормативы устанавливаются исходя из ПДУ воздействия на окружающую среду с учетом влияния иных источников воздействия. Эти нормативы устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды.
г. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Порядок их установления определяется законодательством о недрах, водным, лесным, земельным и иным законодательством в области использования и охраны природных ресурсов.
Например, нормирование в области использования и охраны объектов животного мира заключается в установлении лимитов использования объектов животного мира, а также в установлении стандартов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Так, органы исполнительной власти устанавливают лимиты добычи объектов охоты, определяются допустимые уловы водных биологических ресурсов.
д. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - это нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.
При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.
е. нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.
Перечень групп нормативов установленных в ФЗ «Об охране окружающей среды» является открытым. Например, к иным нормативам можно отнести:
- нормативы санитарно-защитных зон, для установления зон вокруг источников вредного воздействия на окружающую среду (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, устанавливаются размеры санитарно-защитных зон в зависимости от производственных объектов).
- рыбохозяйственные нормативы качества воды – это установленные значения показателей состава и свойств воды рыбохозяйственных водных объектов.