Методы обучения и преподавания: дискуссия.

Вступительное слово преподавателя:

1.преподаватель дает ориентировку в теме занятия и цели, которую и преподаватель и студенты должны достичь.

2.Предоставлется слово в соответствии с планом занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову).

3.Внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна ( бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?, Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».

4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему.

5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.

Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.

Подводит итог занятию:

-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.

Литература

Основная:

1. Экология : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)

2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.

пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г

4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г

Дополнительная:

1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

2 .Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.

3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.

4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.

5. Шилов И.А. Экология : учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М. : Высшая школа, 2003. - 512 с.

6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.

7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008

8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне : научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с. :

9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С » ,20 0 3

10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.

11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.

14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология. : учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова ; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 507 с. : ил

15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда,

7.Контроль:

1). Назовите антропогенные факторы возникновения неустойчивости в атмосфере.

2. Назовите основные этапы взаимодействия человека и природы.

1.Тема№9: Рубежный контроль.

2. Цель: Проверить усвоение студентами учебного материала.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать: Основы общей экологии, концепцию, стратегию, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном, локальном уровнях

Студент должен уметь: разбираться в современных концепциях, стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов,

4.Основные вопросы темы:

1. Определение экологии как науки. Цели, объекты, задачи и методы экологии

2. Краткая история формирования экологических знаний.

3.Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач.

4. Уровни организации живых веществ.

5. Организм и условия его обитания. Среды жизни их характеристика.

6.Экологические факторы, их классификация.

7. История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста,1972).

8. Декларация первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм,1972).

9.Всемипрные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Хартия устойчивого развития Европейских городов (г.Ольборг,Дания,1994).

10.Факторы устойчивого развития: экологический ( граница коридора в котором должна развиваться цивилизация), экономический (преобразование рыночной системы), социальный (с-х производство, права человека, демография).

11.Стратегии и принципы устойчивого развития – локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный..

12.Понятие о популяции. Статистические характеристики популяции: численность(плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав.

13. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое.

14.Динамитческие характеристики популяции: рождаемость, смертность, кривые выживания, скорость роста.

15.ПринципОлли.

16.Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистемах.

17.Основные формы межвидовых связей в экосистеме ( нейтрализм, комменсализм, протокооперация и т.д.)

18.Межвидовая кокуренция.

19.Формирование концепции биосферы, эволюция биосферы.

20.Концепция живого вещества в учении В.И.Вернадского о ноосфере и бюиосфере.

21.Место человека в экологической системе.

22. Модель устойчивого общества.

23.Признаки модели устойчивого общества.

24.Признаки функционирования модели устойчивого общества.

25.Антропогенный факторы возникновения неустойчивости в биосфере.

26.История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информационный) особенности и уроки.

Наши рекомендации