Предложения для улучшения ситуации и дальнейшей работы – диалог с властью и бизнесом.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола фракции КПРФ
В Московской городской Думе
«Об экологической обстановке в районах Восточного и Юго-Восточного административных округов города Москвы».
Предложения для улучшения ситуации и дальнейшей работы – диалог с властью и бизнесом.
Москва.
Текущий 2017 год объявлен Годом экологии, а экологическое направление, как приоритетное, заложено в утверждённую Стратегию научно-технологического развития России.
В 2014 г. в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) были внесены изменения, направленные на модернизацию сферы обращения с отходами в Российской Федерации. В рамках проводимой реформы системы обращения с отходами должно быть обеспечено достижение следующих целей: ликвидация теневого рынка в отрасли обращения с отходами; создание механизмов пресечения несанкционированных свалок, в том числе путем установления жесткого контроля потока отходов на территории конкретного муниципалитета; создание и модернизация инфраструктуры для переработки и утилизации отходов; развитие механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения инвесторов в сферу обращения с твердыми коммунальными отходами; снижение образования отходов; внедрение системы раздельного сбора отходов, в т.ч. опасных; максимальный возврат отходов в производственный цикл; значительное сокращение объемов отходов, направляемых на полигоны.
В п.2 ст.3 Закона об отходах закреплены основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами (в порядке приоритетов с учетом минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и оптимизации эффективности использования ресурсов при предотвращении образования отходов и обращении с ними) :
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Вышеизложенные принципы приоритетности и иерархия в обращении с отходами полностью нарушены принятием приоритетной программы «Чистая страна». В обход первичности внедрения на уровне каждого домохозяйства раздельного сбора отходов, переработки отходов и их утилизации на первое место поставлены технологии сжигания (термического обезвреживания) отходов. Технологии эти крайне опасны для окружающей среды и населения.
Однако при подготовке паспорта проекта «Чистая страна», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. № 12), ФГБУ "ВНИИ Экология", подведомственного Минприроды России, выполняющего функции ведомственного проектного офиса в соответствии с приказом Минприроды России от 28 октября 2016 г. № 561, не учтены риски локализации заведомо устаревшей технологии, риски сжигания на колосниковых решетках смешанных отходов с выбросами диоксинов, не учтены затраты на плановую замену рукавных фильтров (по оценкам международных экспертов, ежеквартальная замена фильтров только на одном МСЗ планируемой мощности будет стоит не менее 1,5 миллионов евро), другие экономические и экологические риски, включая нанесение вреда здоровью населения. Также следует сказать, что существующие очистные сооружения водопроводно-канализационного хозяйства Москвы (АО Мосводоканал) вообще работают по технологиям, которым более 50 лет.
Экологическая обстановка в Москве и Московской области на данный момент не только не отвечает современным требованиям качества жизни граждан, а непосредственно наносит непоправимый ущерб жизни и здоровью людей, губит всю экосистему. Особенно страдает Восточный и Юго-восточный округа Москвы и те же направления Московской области.
Общество провоцируется на увеличение потребления. Наблюдается тенденция производства товаров бытового назначения с недолгим сроком службы. В одежде преобладают синтетические материалы, качественная натуральная одежда, служащая долго, стоит дорого. Упаковка пищевых и бытовых товаров содержит разные материалы одновременно и сложна в переработке.
Из-за отсутствия системы раздельного сбора и утилизации отходов, содержащих токсичные компоненты, растут масштабы загрязнения окружающей среды опасными веществами. При размещении на полигонах безвозвратно пропадают тонны ценных видов сырья и материалов, таких как бумага, стекло, металлы, пластик и пр. По экспертным оценкам, на эти компоненты приходится более 40% ТКО, т.е. около 15 млн. тонн ежегодно.
На сегодняшний день, проблема встала чрезвычайно остро, так как, начиная с мая 2017 года, воздух отравляется с регулярностью несколько раз в неделю. Нарушены права жителей и закон ст. 14 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Власти города Москвы и Московской области практически ничего не предприняли для решения наших проблем с экологией. Мы прилагаем к данному заявлению ответы на многочисленные запросы жителей вышеуказанных районов со стороны администраций и различных государственных организаций, кому были адресованы письма.
После «Прямой линии» 15 июня ситуация никак не улучшилась, а по последним данным даже ухудшилась. Благодаря указанию Министру природных ресурсов РФ Сергею Донскому о необходимости оперативно закрыть свалку в Балашихе, ввоз мусора на полигон ТБО Кучино прекратился. Однако с июля 2017 года ситуация продолжила заметно ухудшаться и наблюдалось пиковое количество выбросов. С мая по сентябрь 2017 года жители регулярно подавали сигналы администрациям городов и районов, МЧС, ЕДДС, в Департамент природопользования и окружающей среды, в Общественную палату, Роспотребнадзор и др. организации на невыносимые запахи.
Только в августе и сентябре 2017 года зарегистрированы и подтверждены официальными данными Мосэкомониторинга многократные превышения сероводорода и других токсичных газов в следующие даты: в ночь с 9 на 10, с 12 на 13, с 13 на 14, с 16 на 17, с 27 на 28, а также с 1 по 5 сентября (о последнем было множество сообщений в СМИ).
Жители вышеуказанных районов Москвы и городов Подмосковья начали испытывать снижение работоспособности, внимания, серьезные проблемы со здоровьем: головные боли, рвота, затруднительное дыхание, аллергические реакции, что может привести к увеличению количества ДТП и техногенных аварий. Группа риска: дети, инвалиды, пожилые, астматики и аллергики оказались беззащитны от постоянных выбросов. Мы практически не можем выходить на улицу и открывать окна. Мы не живем, а выживаем в таких условиях.
Кроме проблемного и закрытого Президентом РФ в июне 2017 г. полигона ТБО Кучино, на востоке и юго-востоке г. Москвы и пограничных районах МО сосредоточено огромное количество вредных производств, причем степень экологической опасности у многих из них самая высокая (более 30 предприятий промзоны Реутова, около 50 предприятий промзоны Люберец, Некрасовки и Руднево). Такая концентрация промышленных предприятий очевидно оказывает прямое влияние на атмосферный воздух в данных районах. Можно привести в пример только самые крупные загрязнители окружающей среды: МНПЗ (ОА «Газпромнефть-МНПЗ»), ЛОС (АО «Мосводоканал»), МСЗ №4 (Спецзавод по утилизации бытовых и биологических отходов ГУП «Экотехпром»), а кроме того, ООО «Вторалюминпродукт», ООО «Роквул», предприятия по изготовлению реагентов, красок, Асфальто-бетонный завод, целые промышленные зоны «Руднево», «Машково», полигон ТБО «Торбеево». Многие из этих предприятий расположены в пределах от 30 метров до 1 км. от плотной жилой застройки. И аналогичная с Кучино переписка ведется гражданами многие годы по большинству из указанных предприятий.
В сентябре этого года произошло еще более впечатляющее событие: неожиданно данные всех АСКЗА Мосэкомониторинга перестали быть доступны гражданам в открытых источниках. В то время, как наши чиновники рапортуют о расширении всевозможных электронных сервисов для горожан, работа сайта с важнейшей информацией остановилась с формулировкой «в связи с миграцией на другой ресурс». Отметим, что именно на этот период пришелся пик обращений граждан с жалобами на загрязнение атмосферного воздуха во всех указанных районах Москвы и МО. Граждане не имеют доступа к информации о состоянии атмосферного воздуха в нарушение ФЗ 96, статьи 29.
Так получилось, что самым фиксируемым показателем при нарушении установленных ПДК является сероводород. И многие жители, описывая состав газа, который они ощущают при выбросах, указывали на наличие составляющей сероводорода, т.к. запах этот многим знаком. В связи с этим приводим один любопытный факт.
Жителям пишут и многократно повторяют в интервью и на пресс-конференциях, что наши нормы ПДК, например, по сероводороду, очень завышены, т.е. в качестве ПДК определен слишком маленький показатель. И хотя станции экологического контроля достаточно регулярно фиксируют превышения ПДК м.р. – такой уровень не несет никакой опасности для здоровья. Однако, обращаясь к открытым источникам можно узнать, что: «Порог ощущения запаха сероводорода 0,012-0,014 мг/ м3. Незначительный, но явно ощутимый запах отмечается при 1,4 – 2,3 мг/ м3, значительный запах – при 4 мг/м3, а при 7-11 мг/м3 – запах тягостный. При концентрации 200-280 мг/м3 наблюдается жжение в глазах, светобоязнь, слезотечение, раздражение в носу и зеве, металлический вкус во рту, усталость, головные боли, стеснение в груди, тошнота». При этом «предельно допустимая норма сероводорода (H2S) в воздухе населенных мест—0,008 мг/м3 (для максимальной разовой концентрации)».
Получается, что ощутить сероводород можно только уже при превышении ПДК, и это будет предел ощущения, когда кроме сероводорода в воздухе нет других примесей. В нашем же случае, когда происходит выброс, есть основания предполагать, что кроме сероводорода в газовой смеси есть еще многочисленные другие примеси. Значит распознать этот запах в смеси можно только при превышениях уже близких к 170 раз ПДК. Жители наших районов многократно писали о том, что во время выбросов испытывали раздражение в глазах, явления, схожие с аллергическим конъюнктивитом, першение в горле, кашель, тошноту, головокружения, предобморочные состояния. Можно только предполагать, какие концентрации были в такие моменты. При этом надо иметь в виду, что воздействие загрязняющих веществ даже в пределах ПДК может оказывать негативное воздействие на отдельные категории граждан: на людей с ослабленным здоровьем, детей, стариков, беременных женщин.
Вызовы передвижной станции мониторинга МЧС тоже не дают результатов. Машина едет час - два, за это время, необъяснимым образом, выбросы в основном прекращаются, а если не прекращаются, то замеряется сероводород, который при жалобах на химическую гарь не всегда присутствует.
Из-за непосредственной близости вредных предприятий к жилым домам людям хорошо знакомы запахи разных предприятий, и они их уже прогнозируют в зависимости от направления ветра, а также выбросы видно визуально. Здесь следует отметить, что выбросы происходят в основном в ночное время, при слабом ветре, при прогнозе тумана. Кроме больших выбросов, жители, живущие в непосредственной близости к вредным предприятиям и не выезжающие из районов и населенных пунктов, испытывают на себе постоянное воздействие небольших отравляющих доз. У них атрофируются обонятельные рецепторы, запах они не ощущают, но при этом все равно травятся. Это пенсионеры, матери с маленькими детьми и дети в детских садах и школах. Обращение к директорам с просьбой не выводить детей на прогулку и отменить занятия физкультурой на улице в момент запаха не дают результата. Ответ - есть учебный план и распорядок (предприятия, примыкающие к жилой застройке – это ЛОС и люберецкий канализационный коллектор, ТБО Кучино, Торбеево, Некрасовка, МНПЗ, МСЗ №4).
На востоке и юго-востоке жилье дешевле и здесь проживает в основном не богатое, социально не защищенное население. Это очередники, сироты, военнослужащие, инвалиды, семьи, купившие квартиры в ипотеку, и другие. Им, зачастую, просто тяжело переехать в более дорогое место с благоприятной экологической обстановкой. Люди вынуждены выходить на митинги и пикеты, чтобы достучаться до власти. В свою очередь, власти митинги не согласовывают, всячески мешая.
Вместе со всем сказанным, в данной местности отмечается массовый мор мелких птиц! После значительных выбросов мертвые или умирающие птицы валялись на улицах в неестественно большом количестве!
Представленные общественностью данные о превышении ПДК в воздухе, многотысячные жалобы граждан на зловоние на территории Центрального, Юго-Восточного, Восточного и Северо-Восточного административных округов г. Москвы, а также в Химках, Лобне, Мытищах, Балашихе, Реутове и других городах, результаты замеров независимых лабораторий и данных МЧС свидетельствуют о существенном превышении ПДК вредных веществ на столь значительной территории.
Однако, председатель Комиссии по экологической политике Мосгордумы Зотова З.М. и представитель Роспотребнадзора заявили на Круглом столе об отсутствии сведений о превышении ПДК, а так же отсутствии необходимой компетенции у представителей общественности.
Вместе с тем не смогли объяснить наличие в течение длительного времени неприятного запаха на столь обширной территории и определить его источник. Не смогли объяснить ухудшение самочувствия граждан и массовую гибель птиц.
Так не может дальше продолжаться! Вся система обращения с отходами и их нарастающее количество из-за политики тотального урбанизма требуют кардинальных изменений.
Участники круглого стола требуют принять следующие меры:
Президенту РФ Путину В.В.
o Просим продлить Год экологии как минимум на 2018 год.
o В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и положениями приказа Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45 "Об утверждении "Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации" признать районы Косино-Ухтомский, Новокосино, Некрасовка Восточного и Юго-Восточного административных округов города Москвы и прилегающих к ним районов Московской области зоной чрезвычайной экологической ситуации.
o Дать следующие поручения Правительству Российской Федерации, Генеральной прокуратуре, руководителям Москвы и Московской области:
1) организовать и провести государственную экологическую экспертизу проблемных территорий Восточного и Юго-Восточного административных округов г. Москвы и прилегающих территорий Московской области, по итогам которой принять и реализовать специальную программу экологической реабилитации этих территорий зоной экологического бедствия.
2) на период действия режима зоны чрезвычайной экологической ситуации:
- ввести мораторий на уплату жителями территорий зоны чрезвычайной экологической ситуации имущественного налога на жилую площадь, находящуюся в их собственности на территории проблемных районов;
- обеспечить постоянный мониторинг здоровья населения, проживающего в зоне чрезвычайной экологической ситуации, предусмотрев для этого:
а) ежегодное проведение бесплатной диспансеризации населения (детей - 100%) с обязательным измерением уровня диоксинов и тяжёлых металлов в крови, а также уровня диоксинов в грудном молоке кормящих матерей в соответствии с европейскими методиками;
б) введение в штат соответствующих поликлиник специалистов-аллергологов, в первую очередь детских;
- в летнее время для детей, проживающих на территориях зоны чрезвычайной экологической ситуации, организовать и обеспечить проведение специальных оздоровительных мероприятий;
-ежегодно проводить контроль загрязнения почвы на территориях зоны чрезвычайной экологической ситуации.
Администрации Президента РФ, Правительству РФ, Департаменту Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Министерству экологии и природопользования МО
o считаем необходимым пересмотреть и отменить приоритетность программы «Чистая страна», изменить территориальную схему строительства МСЗ («Ростех» и иных) с переносом МСЗ в зоны отчуждения минимум в 10 км от жилых застроек и сельхозугодий, садовых товариществ, природоохранных зон. Целых 2 новых МСЗ должны быть построены согласно программе «Чистая страна» на территориях Восточного и Юго-Восточного направлений МО (Ногинский район и Воскресенск). Таким образом, в данном регионе получается большое количество мусоросжигательных заводов – целых 3 шт. вместе с существующим МСЗ №4. Требуем пересмотра данной локализации и территориальной схемы! Иначе вышеуказанные регионы Москвы и МО превращается в экологическое гетто, непригодное для проживания;
o немедленно закрыть Комплекс по обезвреживанию и переработке твёрдых бытовых и биологических отходов, Спецзавода № 4 (ранее – Мусоросжигательный завод № 4), находящегося на территории промзоны «Руднево» ВАО г. Москвы и расположенного в непосредственной близи с районами массовой жилой застройки
o реорганизовать службу контроля окружающей среды на основе современных достижений науки с целью постоянного и более эффективного контроля окружающей среды и своевременного выявления источников загрязнения (заражения)
o требуем предоставить территориальную логистическую схему предприятий для переработки органических отходов, пластика, бумаги, стеклотары, других видов отходов для Восточного и Юго-Восточного округов г. Москвы и районов Московской области (Реутов, Балашиха, Люберцы, Ногинск, Электросталь и др.).
Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Департаменту Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Министерству экологии и природопользования Московской Области
o в кратчайшие сроки открыть доступ гражданам к информации сайта Мосэкомониторинга;
o в кратчайшие сроки установить станции Мосэкомониторинга в районах Некрасовка, Вешняки,Южное и Северное Измайлово, городах Люберцы, Тимохово, Ногинск;
o продолжить контроль за санитарным состоянием объектов – источников негативного воздействия на среду обитания человека с принятием исчерпывающих административных мер по фактам нарушений, а также с направлением постановочных вопросов в адрес Правительства Москвы для решения вопроса обеспечения прав граждан на благоприятную среду обитания;
o обеспечить поиск и выявления источников негативного влияния на атмосферный воздух с принятием исчерпывающих мер воздействия по фактам нарушения природоохранного законодательства и направлением информации о потенциальных загрязнителях атмосферного воздуха в органы Роспотребнадзора для принятия мер по фактам нарушения санитарного законодательства.
o предоставить территориальные схемы внедрения до каждого двора раздельного сбора отходов, список и территориальную схему сортировочных пунктов и мусороперерабатывающих предприятий с расчетами производственных возможностей по переработке и утилизации и целевыми показателями по данным процессам.
o в кратчайшие сроки организовать и провести с привлечением общественности:
- независимый экологический и технологический аудит деятельности рекультивируемого полигона ТБО «Кучино», Комплекса по обезвреживанию и переработке твёрдых бытовых и биологических отходов спецзавод № 4 ГУП "Экотехпром", Люберецких очистных сооружений АО "Мосводоканал" и АО "Газпромнефть-МНПЗ". Результаты аудита опубликовать в открытых источниках и представить на собраниях жителей прилегающих к ним районов (Косино-Ухтомский, Некрасовка и т.д.);
В Росприроднадзор по ЦФО
o требуем в кратчайшие сроки организовать веб-камеры онлайн трансляциитерриторий промышленных предприятий региона со свободным круглосуточным доступом для общественного контроля.
o ежегодно проводить контроль загрязнения почвы на территориях зоны чрезвычайной экологической ситуации.
o провести официальное расследование правомерности деятельности должностных лиц органов исполнительной власти при принятии решения о сокращения санитарно-защитной зоны Комплекса по обезвреживанию и переработке твёрдых
o бытовых и биологических отходов спецзавод № 4 ГУП "Экотехпром". По результатам расследования принять предусмотренные законодательством процессуальные решения;
o в связи с тем, что применяемая на Комплексе по обезвреживанию и переработке твёрдых бытовых и биологических отходов спецзавод № 4 ГУП "Экотехпром" технология не позволяет проводить обезвреживание и переработку биологических отходов, инициировать и до 31 января 2018 года реализовать процедуры по отзыву у Спецзавода № 4 соответствующих разрешительных документов;
o учитывая то, что в результате изменений функционального зонирования территорий ВАО и ЮВАО г. Москвы Комплекс по обезвреживанию и переработке твёрдых бытовых и биологических отходов спецзавод № 4 ГУП "Экотехпром" оказался в центре районов массовой жилой застройки признать невозможным дальнейшее его размещение по адресу 111625, Москва ул. Пехорская, вл. 1, а функционирование потенциально опасным. Деятельность спецзавода № 4 ГУП "Экотехпром" прекратить, подготовить и представить предложения по его перепрофилированию;
o принять меры по ускорению реализации программы реконструкции Люберецких очистных сооружениях АО "Мосводоканал", направленной на снижение и нейтрализацию запахов от сооружений канализации. Спланировать и организовать мероприятия по внедрению Люберецких очистных сооружениях АО "Мосводоканал" новейших технологий очистки, например, электронно-лучевую очистку сточных вод.
В Прокуратуру г. Москвы
o инициировать прокурорскую проверку законности закрытия сайта Мосэкомониторинга, в результате чего отсутствует возможность доступа жителей к полноценному мониторингу состояния атмосферного воздуха в регионе;
o инициировать прокурорскую проверку факта бездействия и дезинформации жителей, сокрытия данных о состоянии воздуха со стороны ряда ведомств, приезжавших для замеров (МЧС и др.). Данные для заявления в Прокуратуру г. Москвы – в приложении;
o инициировать прокурорскую проверку соблюдения СЗЗ на предприятиях МСЗ №4, ЛОС, Вторчермет, МНПЗ, Полигоны ТБО Тимохово, Торбеево, Кучино.
Правительству Москвы
o сформировать городской заказ на научные исследования, разработку и внедрение технологий нового порядка, включая РТ в области очистки сточных вод, обработки илового осадка, переработки ТБО и нормативной базы, основанной на современных требованиях, учитывающих фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения.
Год экологии завершается на тревожной ноте. Экологическая обстановка в год экологи и в Москве и Московской области, как и по всей России, несмотря на рапорты о посаженных деревьях и проведенных экофорумах, ухудшается!
Просим Президента РФ В.В. Путина
- пересмотреть принципы и дорожную карту Программы «Чистая страна»;
- перенаправить средства, выделенные на строительство мусоросжигательных заводов, на внедрение раздельного сбора мусора и строительство перерабатывающих предприятий, организацию новых рабочих мест на экологически безопасных предприятиях;
-незамедлительно начать массовую просветительскую работу с населением относительно необходимости и преимуществах раздельного сбора мусора с привлечением федеральных СМИ, информированием молодёжи в школах и вузах, активной агитацией жильцов со стороны Управляющих компаний;
- разработать законодательную базу, направленную на регламентирование раздельного сбора мусора и его последующей переработки таким образом, чтобы раздельный сбор стал выгодным для населения и максимально легким для осуществления;
- также на законодательном уровне требуем запретить захоронение и сжигание отходов, пригодных для вторичной переработки;
- в рамках Стратегии Научно-Технологического развития РФ решать проблему очистки стоков, переработки илового осадка и ТБО не по принципу «догоняющей модернизации» приобретения западных технологий, а инициировав фундаментальные научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР) на базе синтеза наук, включая достижения в области радиационных технологий.
Весь мир идет по пути создания циркулярной экономики и принципов ZEROWASTE! Просим соблюдать иерархию обращения с отходами согласно ФЗ № 89. Ждем от Президента РФ новую программу «Устойчивого развития экономики России и создания циркулярной экономики».
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола фракции КПРФ
В Московской городской Думе
«Об экологической обстановке в районах Восточного и Юго-Восточного административных округов города Москвы».
Предложения для улучшения ситуации и дальнейшей работы – диалог с властью и бизнесом.
Москва.
Текущий 2017 год объявлен Годом экологии, а экологическое направление, как приоритетное, заложено в утверждённую Стратегию научно-технологического развития России.
В 2014 г. в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) были внесены изменения, направленные на модернизацию сферы обращения с отходами в Российской Федерации. В рамках проводимой реформы системы обращения с отходами должно быть обеспечено достижение следующих целей: ликвидация теневого рынка в отрасли обращения с отходами; создание механизмов пресечения несанкционированных свалок, в том числе путем установления жесткого контроля потока отходов на территории конкретного муниципалитета; создание и модернизация инфраструктуры для переработки и утилизации отходов; развитие механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения инвесторов в сферу обращения с твердыми коммунальными отходами; снижение образования отходов; внедрение системы раздельного сбора отходов, в т.ч. опасных; максимальный возврат отходов в производственный цикл; значительное сокращение объемов отходов, направляемых на полигоны.
В п.2 ст.3 Закона об отходах закреплены основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами (в порядке приоритетов с учетом минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и оптимизации эффективности использования ресурсов при предотвращении образования отходов и обращении с ними) :
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Вышеизложенные принципы приоритетности и иерархия в обращении с отходами полностью нарушены принятием приоритетной программы «Чистая страна». В обход первичности внедрения на уровне каждого домохозяйства раздельного сбора отходов, переработки отходов и их утилизации на первое место поставлены технологии сжигания (термического обезвреживания) отходов. Технологии эти крайне опасны для окружающей среды и населения.
Однако при подготовке паспорта проекта «Чистая страна», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. № 12), ФГБУ "ВНИИ Экология", подведомственного Минприроды России, выполняющего функции ведомственного проектного офиса в соответствии с приказом Минприроды России от 28 октября 2016 г. № 561, не учтены риски локализации заведомо устаревшей технологии, риски сжигания на колосниковых решетках смешанных отходов с выбросами диоксинов, не учтены затраты на плановую замену рукавных фильтров (по оценкам международных экспертов, ежеквартальная замена фильтров только на одном МСЗ планируемой мощности будет стоит не менее 1,5 миллионов евро), другие экономические и экологические риски, включая нанесение вреда здоровью населения. Также следует сказать, что существующие очистные сооружения водопроводно-канализационного хозяйства Москвы (АО Мосводоканал) вообще работают по технологиям, которым более 50 лет.
Экологическая обстановка в Москве и Московской области на данный момент не только не отвечает современным требованиям качества жизни граждан, а непосредственно наносит непоправимый ущерб жизни и здоровью людей, губит всю экосистему. Особенно страдает Восточный и Юго-восточный округа Москвы и те же направления Московской области.
Общество провоцируется на увеличение потребления. Наблюдается тенденция производства товаров бытового назначения с недолгим сроком службы. В одежде преобладают синтетические материалы, качественная натуральная одежда, служащая долго, стоит дорого. Упаковка пищевых и бытовых товаров содержит разные материалы одновременно и сложна в переработке.
Из-за отсутствия системы раздельного сбора и утилизации отходов, содержащих токсичные компоненты, растут масштабы загрязнения окружающей среды опасными веществами. При размещении на полигонах безвозвратно пропадают тонны ценных видов сырья и материалов, таких как бумага, стекло, металлы, пластик и пр. По экспертным оценкам, на эти компоненты приходится более 40% ТКО, т.е. около 15 млн. тонн ежегодно.
На сегодняшний день, проблема встала чрезвычайно остро, так как, начиная с мая 2017 года, воздух отравляется с регулярностью несколько раз в неделю. Нарушены права жителей и закон ст. 14 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Власти города Москвы и Московской области практически ничего не предприняли для решения наших проблем с экологией. Мы прилагаем к данному заявлению ответы на многочисленные запросы жителей вышеуказанных районов со стороны администраций и различных государственных организаций, кому были адресованы письма.
После «Прямой линии» 15 июня ситуация никак не улучшилась, а по последним данным даже ухудшилась. Благодаря указанию Министру природных ресурсов РФ Сергею Донскому о необходимости оперативно закрыть свалку в Балашихе, ввоз мусора на полигон ТБО Кучино прекратился. Однако с июля 2017 года ситуация продолжила заметно ухудшаться и наблюдалось пиковое количество выбросов. С мая по сентябрь 2017 года жители регулярно подавали сигналы администрациям городов и районов, МЧС, ЕДДС, в Департамент природопользования и окружающей среды, в Общественную палату, Роспотребнадзор и др. организации на невыносимые запахи.
Только в августе и сентябре 2017 года зарегистрированы и подтверждены официальными данными Мосэкомониторинга многократные превышения сероводорода и других токсичных газов в следующие даты: в ночь с 9 на 10, с 12 на 13, с 13 на 14, с 16 на 17, с 27 на 28, а также с 1 по 5 сентября (о последнем было множество сообщений в СМИ).
Жители вышеуказанных районов Москвы и городов Подмосковья начали испытывать снижение работоспособности, внимания, серьезные проблемы со здоровьем: головные боли, рвота, затруднительное дыхание, аллергические реакции, что может привести к увеличению количества ДТП и техногенных аварий. Группа риска: дети, инвалиды, пожилые, астматики и аллергики оказались беззащитны от постоянных выбросов. Мы практически не можем выходить на улицу и открывать окна. Мы не живем, а выживаем в таких условиях.
Кроме проблемного и закрытого Президентом РФ в июне 2017 г. полигона ТБО Кучино, на востоке и юго-востоке г. Москвы и пограничных районах МО сосредоточено огромное количество вредных производств, причем степень экологической опасности у многих из них самая высокая (более 30 предприятий промзоны Реутова, около 50 предприятий промзоны Люберец, Некрасовки и Руднево). Такая концентрация промышленных предприятий очевидно оказывает прямое влияние на атмосферный воздух в данных районах. Можно привести в пример только самые крупные загрязнители окружающей среды: МНПЗ (ОА «Газпромнефть-МНПЗ»), ЛОС (АО «Мосводоканал»), МСЗ №4 (Спецзавод по утилизации бытовых и биологических отходов ГУП «Экотехпром»), а кроме того, ООО «Вторалюминпродукт», ООО «Роквул», предприятия по изготовлению реагентов, красок, Асфальто-бетонный завод, целые промышленные зоны «Руднево», «Машково», полигон ТБО «Торбеево». Многие из этих предприятий расположены в пределах от 30 метров до 1 км. от плотной жилой застройки. И аналогичная с Кучино переписка ведется гражданами многие годы по большинству из указанных предприятий.
В сентябре этого года произошло еще более впечатляющее событие: неожиданно данные всех АСКЗА Мосэкомониторинга перестали быть доступны гражданам в открытых источниках. В то время, как наши чиновники рапортуют о расширении всевозможных электронных сервисов для горожан, работа сайта с важнейшей информацией остановилась с формулировкой «в связи с миграцией на другой ресурс». Отметим, что именно на этот период пришелся пик обращений граждан с жалобами на загрязнение атмосферного воздуха во всех указанных районах Москвы и МО. Граждане не имеют доступа к информации о состоянии атмосферного воздуха в нарушение ФЗ 96, статьи 29.
Так получилось, что самым фиксируемым показателем при нарушении установленных ПДК является сероводород. И многие жители, описывая состав газа, который они ощущают при выбросах, указывали на наличие составляющей сероводорода, т.к. запах этот многим знаком. В связи с этим приводим один любопытный факт.
Жителям пишут и многократно повторяют в интервью и на пресс-конференциях, что наши нормы ПДК, например, по сероводороду, очень завышены, т.е. в качестве ПДК определен слишком маленький показатель. И хотя станции экологического контроля достаточно регулярно фиксируют превышения ПДК м.р. – такой уровень не несет никакой опасности для здоровья. Однако, обращаясь к открытым источникам можно узнать, что: «Порог ощущения запаха сероводорода 0,012-0,014 мг/ м3. Незначительный, но явно ощутимый запах отмечается при 1,4 – 2,3 мг/ м3, значительный запах – при 4 мг/м3, а при 7-11 мг/м3 – запах тягостный. При концентрации 200-280 мг/м3 наблюдается жжение в глазах, светобоязнь, слезотечение, раздражение в носу и зеве, металлический вкус во рту, усталость, головные боли, стеснение в груди, тошнота». При этом «предельно допустимая норма сероводорода (H2S) в воздухе населенных мест—0,008 мг/м3 (для максимальной разовой концентрации)».
Получается, что ощутить сероводород можно только уже при превышении ПДК, и это будет предел ощущения, когда кроме сероводорода в воздухе нет других примесей. В нашем же случае, когда происходит выброс, есть основания предполагать, что кроме сероводорода в газовой смеси есть еще многочисленные другие примеси. Значит распознать этот запах в смеси можно только при превышениях уже близких к 170 раз ПДК. Жители наших районов многократно писали о том, что во время выбросов испытывали раздражение в глазах, явления, схожие с аллергическим конъюнктивитом, першение в горле, кашель, тошноту, головокружения, предобморочные состояния. Можно только предполагать, какие концентрации были в такие моменты. При этом надо иметь в виду, что воздействие загрязняющих веществ даже в пределах ПДК может оказывать негативное воздействие на отдельные категории граждан: на людей с ослабленным здоровьем, детей, стариков, беременных женщин.
Вызовы передвижной станции мониторинга МЧС тоже не дают результатов. Машина едет час - два, за это время, необъяснимым образом, выбросы в основном прекращаются, а если не прекращаются, то замеряется сероводород, который при жалобах на химическую гарь не всегда присутствует.
Из-за непосредственной близости вредных предприятий к жилым домам людям хорошо знакомы запахи разных предприятий, и они их уже прогнозируют в зависимости от направле