Стандартизированная шкала наблюдения «Эмпатия дошкольника»

(по критериям и уровням, предложенным С.Н. Сорокоумовой)

Цель: выявление эмпатийных переживаний ребенка в непосредственном взаимодействии с другими (сверстниками, взрослыми).

Форма проведения: индивидуальная.

Процедура обследования: эксперту (родителю, педагогу) предлагается оценить обычное (повседневное) поведение ребенка в ситуациях взаимодействия с ровесниками, со взрослым по семибалльной шкале.

Стимульный материал: шкала наблюдения.

Ф.И. ребенка _____________________________________ группа __________

дата «___» __________________ возраст ______ лет ____ месс

Опросник заполнил Ф.И.О. ________________________________________

______________________________________________ (педагог / родитель)

Эмоциональный контакт и позитивное отношение к другим (сверстнику, взрослому) в ситуации взаимодействия +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 Негативное отношение к другому (агрессивное, враждебное, разрыв эмоциональных контактов, аутизированность отношений)
Включенность в совместные переживания, групповые эмоциональные состояния и общее настроение +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 Автономность относительно переживаний группы, групповых эмоциональных состояний
Сопереживание, сочувствие другому (сверстнику, взрослому) +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 Игнорирование переживаний другого, негативное отношение к эмоциональному состоянию другого
Содействие другому (сверстнику, взрослому) в ситуации затруднений, эмоциональных переживаний +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 Игнорирование затруднений, эмоциональных переживаний другого
Адекватность эмоциональных и поведенческих реакций относительно актуальной ситуации +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 Неадекватность эмоциональных и поведенческих реакций

Структура шкалы включает 5 дихотомий, отражающих полярные поведенческие проявления, выделенные на основе следующих критериев:

1. эмоциональное отношение к другому, эмоциональный фон взаимодействия со сверстником и взрослым в ситуации взаимодействия.

2. включенность в совместные переживания, групповые эмоциональные состояния и общее настроение (синтония).

3. эмоциональные реакции, эмоциональный отклик на затруднения и переживания других.

4. уровень передачи эмоционального состояния в поведенческом репертуаре.

Обработка данных

Все значения шкалы переводятся по следующей схеме: +3 +2 +1 0 –1 –2 –3

7 6 5 4 3 2 1

Алгоритм обработки: перевести сырые баллы в шкальные, суммировать все баллы.

I уровень эмпатии (от 27 до 35 баллов) характеризуется позитивным отношением к другому. Ребенок демонстрирует гуманистической направленности по отношений к сверстнику / родителю. Проявляет потребность в общении с другим, позитивный настрой на взаимодействие, внимание к другому, сочувствие, сопереживание, синтонию. Дошкольник откликается на затруднения или неудачу сверстника в ситуации взаимодействия, выражает желание оказать поддержку и содействие, предпринимает попытки реального оказания помощи.

II уровень эмпатии (от 14 до 26 баллов) выражается в преобладании нейтрального отношения к другому, некоторой эмоциональной автономности. Ребенок настроен на взаимодействие, с удовольствием вступает в контакт, эмоционально реагирует на ситуацию и другого. Участвуя в совместной деятельности и взаимодействии ребенок поддерживает эмоциональный контакт, однако его эмоции не всегда ярко выражены и адекватны. Он в большей степени сосредоточен на собственных действиях и неадекватно переживает общее эмоциональное состояние, настроение. Понимая затруднения, неудачу, переживание сверстника, он не всегда проявляет адекватный эмоциональный отклик. Стремление помочь, содействовать другому он не демонстрирует.

III уровень эмпатии (от 5 до 13 баллов) характеризуется негативной направленностью на другого. Эмоциональный отклик на ситуацию взаимодействия и другого отсутствует. Ребёнок не умеет включаться в общее эмоциональное состояние, проявлять адекватные эмоции, вступать в контакт и строить взаимодействие, проявлять инициативу, считаться с интересами (пожеланиями, мнениями) товарищей, сопереживать и содействовать им. В общении преобладают эгоистические интересы, ведущие к ссорам и конфликтам.

2.3. Опросник А.М.Щетининой
«Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»

Цель: выявление эмпатических реакций и поведения дошкольников.

Стимульный материал: 12 поведенческих реакций.

Форма проведения: индивидуальная беседа.

Процедура обследования: эксперту (в качестве эксперта может выступать родитель или педагог).предлагается прочитать (или прослушать) каждое утверждение в отношении поведения ребенка и оценить частоту встречаемости его по шкале: «часто» - «иногда» - «никогда». В соответствующей графе эксперт ставит знак «+». В процессе беседы возможны отдельные комментарии-разъяснения и ответы на вопросы респондента в случае затруднений.

Структура опросника 12 утверждений относительно поведенческих реакций ребенка.

Обработка данных согласно ключу, результат – сумма всех набранных ребенком баллов.

  Часто Иногда Никогда     Часто Иногда Никогда
 
 
 
 
 
 

От 20 до 24 баллов – гуманистическая эмпатии - ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком.

От 17 до 19 баллов – смешанная форма эмпатии.

От 12 до 16 баллов – сформированная эгоцентрическая эмпатия – ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: «А я не плачу никогда…» и т.п., стремится получить похвалу, одобрение взрослого, изображая сочувствие, сопереживание другому.

От 9 до 11 баллов – формирующаяся эгоцентрическая эмпатия.

От 0 до 8 баллов – низкий уровень проявления эмпатии – ребенок не проявляет интерес к эмоциональному состоянию других людей, слабо реагирует (или не реагирует) на их переживания; совершает эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого.

Опросник А.М.Щетининой

Ф.И. ребенка _____________________________________ группа __________

дата «___» __________________ возраст ______ лет ____ месс

Опросник заполнил Ф.И.О. ________________________________________

______________________________________________ (педагог / родитель)

Утверждение Часто Иногда Редко
1 Проявляет интерес к эмоциональному поведению других
2 Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние
3 Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него
4 Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого
5 Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.
6 Реагирует на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже», «А мне тоже...?»
7 «Изображает» сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.
8 Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому
9 Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.)
10 Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого
11 Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).
12 Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия

Наши рекомендации