Стандартизированная шкала наблюдения «Эмпатия дошкольника»
(по критериям и уровням, предложенным С.Н. Сорокоумовой)
Цель: выявление эмпатийных переживаний ребенка в непосредственном взаимодействии с другими (сверстниками, взрослыми).
Форма проведения: индивидуальная.
Процедура обследования: эксперту (родителю, педагогу) предлагается оценить обычное (повседневное) поведение ребенка в ситуациях взаимодействия с ровесниками, со взрослым по семибалльной шкале.
Стимульный материал: шкала наблюдения.
Ф.И. ребенка _____________________________________ группа __________
дата «___» __________________ возраст ______ лет ____ месс
Опросник заполнил Ф.И.О. ________________________________________
______________________________________________ (педагог / родитель)
Эмоциональный контакт и позитивное отношение к другим (сверстнику, взрослому) в ситуации взаимодействия | +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 | Негативное отношение к другому (агрессивное, враждебное, разрыв эмоциональных контактов, аутизированность отношений) | |
Включенность в совместные переживания, групповые эмоциональные состояния и общее настроение | +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 | Автономность относительно переживаний группы, групповых эмоциональных состояний | |
Сопереживание, сочувствие другому (сверстнику, взрослому) | +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 | Игнорирование переживаний другого, негативное отношение к эмоциональному состоянию другого | |
Содействие другому (сверстнику, взрослому) в ситуации затруднений, эмоциональных переживаний | +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 | Игнорирование затруднений, эмоциональных переживаний другого | |
Адекватность эмоциональных и поведенческих реакций относительно актуальной ситуации | +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 | Неадекватность эмоциональных и поведенческих реакций |
Структура шкалы включает 5 дихотомий, отражающих полярные поведенческие проявления, выделенные на основе следующих критериев:
1. эмоциональное отношение к другому, эмоциональный фон взаимодействия со сверстником и взрослым в ситуации взаимодействия.
2. включенность в совместные переживания, групповые эмоциональные состояния и общее настроение (синтония).
3. эмоциональные реакции, эмоциональный отклик на затруднения и переживания других.
4. уровень передачи эмоционального состояния в поведенческом репертуаре.
Обработка данных
Все значения шкалы переводятся по следующей схеме: +3 +2 +1 0 –1 –2 –3
7 6 5 4 3 2 1
Алгоритм обработки: перевести сырые баллы в шкальные, суммировать все баллы.
I уровень эмпатии (от 27 до 35 баллов) характеризуется позитивным отношением к другому. Ребенок демонстрирует гуманистической направленности по отношений к сверстнику / родителю. Проявляет потребность в общении с другим, позитивный настрой на взаимодействие, внимание к другому, сочувствие, сопереживание, синтонию. Дошкольник откликается на затруднения или неудачу сверстника в ситуации взаимодействия, выражает желание оказать поддержку и содействие, предпринимает попытки реального оказания помощи.
II уровень эмпатии (от 14 до 26 баллов) выражается в преобладании нейтрального отношения к другому, некоторой эмоциональной автономности. Ребенок настроен на взаимодействие, с удовольствием вступает в контакт, эмоционально реагирует на ситуацию и другого. Участвуя в совместной деятельности и взаимодействии ребенок поддерживает эмоциональный контакт, однако его эмоции не всегда ярко выражены и адекватны. Он в большей степени сосредоточен на собственных действиях и неадекватно переживает общее эмоциональное состояние, настроение. Понимая затруднения, неудачу, переживание сверстника, он не всегда проявляет адекватный эмоциональный отклик. Стремление помочь, содействовать другому он не демонстрирует.
III уровень эмпатии (от 5 до 13 баллов) характеризуется негативной направленностью на другого. Эмоциональный отклик на ситуацию взаимодействия и другого отсутствует. Ребёнок не умеет включаться в общее эмоциональное состояние, проявлять адекватные эмоции, вступать в контакт и строить взаимодействие, проявлять инициативу, считаться с интересами (пожеланиями, мнениями) товарищей, сопереживать и содействовать им. В общении преобладают эгоистические интересы, ведущие к ссорам и конфликтам.
2.3. Опросник А.М.Щетининой
«Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»
Цель: выявление эмпатических реакций и поведения дошкольников.
Стимульный материал: 12 поведенческих реакций.
Форма проведения: индивидуальная беседа.
Процедура обследования: эксперту (в качестве эксперта может выступать родитель или педагог).предлагается прочитать (или прослушать) каждое утверждение в отношении поведения ребенка и оценить частоту встречаемости его по шкале: «часто» - «иногда» - «никогда». В соответствующей графе эксперт ставит знак «+». В процессе беседы возможны отдельные комментарии-разъяснения и ответы на вопросы респондента в случае затруднений.
Структура опросника 12 утверждений относительно поведенческих реакций ребенка.
Обработка данных согласно ключу, результат – сумма всех набранных ребенком баллов.
Часто | Иногда | Никогда | Часто | Иногда | Никогда | |||
От 20 до 24 баллов – гуманистическая эмпатии - ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком.
От 17 до 19 баллов – смешанная форма эмпатии.
От 12 до 16 баллов – сформированная эгоцентрическая эмпатия – ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: «А я не плачу никогда…» и т.п., стремится получить похвалу, одобрение взрослого, изображая сочувствие, сопереживание другому.
От 9 до 11 баллов – формирующаяся эгоцентрическая эмпатия.
От 0 до 8 баллов – низкий уровень проявления эмпатии – ребенок не проявляет интерес к эмоциональному состоянию других людей, слабо реагирует (или не реагирует) на их переживания; совершает эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого.
Опросник А.М.Щетининой
Ф.И. ребенка _____________________________________ группа __________
дата «___» __________________ возраст ______ лет ____ месс
Опросник заполнил Ф.И.О. ________________________________________
______________________________________________ (педагог / родитель)
№ | Утверждение | Часто | Иногда | Редко |
1 | Проявляет интерес к эмоциональному поведению других | |||
2 | Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние | |||
3 | Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него | |||
4 | Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого | |||
5 | Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им. | |||
6 | Реагирует на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже», «А мне тоже...?» | |||
7 | «Изображает» сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки. | |||
8 | Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому | |||
9 | Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.) | |||
10 | Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого | |||
11 | Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.). | |||
12 | Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия |