Научно-исследовательская работа в заповеднике «Марий Чодра»
Научная работа в 2010 году осуществлялась заместителем директора по науке, старшим научным сотрудником, научным сотрудником, программистом и лаборантом.
Штатными научными сотрудниками парка были выполнены научно-исследовательские работы по темам:
1. Изучение численности и плотности популяций околоводных и водных видов птиц
(н.с.Исаков Г.Н.)
2. Мониторинг флоры (н.с. Нагуманов Ш.З.)
3. Влияние эколого-ценотических факторов на макромицеты (н.с. Нагуманов Ш.З.)
4. Ландшафтно-лесоводственная характеристика насаждений после проведенных
лесохозяйственных мероприятий (с.н.с., к. с./х.н. Андреев Н.В.)
5. Фенологические наблюдения (зам. директора, к.б.н Полянская Т.А.)
6. Эколого-биологические особенности ценопопуляций бореальных растений
(зам. директора, к.б.н Полянская Т.А.)
Таблица 2
Результаты зимнего маршрутного учета численности животных (ЗМУ)
Вид | Численность (особей) по результатам ЗМУ | Численность (расчетная) на территории парка (особей) | Среднемноголетние данные по численности на территории парка (особей) |
Белка | |||
Волк | |||
Горностай | |||
Заяц-беляк | |||
Кабан | |||
Куница | |||
Лиса | |||
Лось | |||
Рысь |
Научные сотрудники принимали участие в конференциях :
1. Всероссийская научно-практическая конференция «Устойчивость экосистем: теория
и практика» (Чебоксары, октябрь 2010) (Исаков Г.Н.).
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы изучения и сохранения позвоночных животных антропогенных водоемов» (Саранск, октябрь 2010), , заочное участие (Исаков Г.Н.).
3. Международная научно-практическая конференция ««Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия» (Чебоксары, ноябрь 2010), очное участие (Директор – Мирончук В.В., зам. директора Полянская Т.А., гл. экономист Криницына Н.Н., с.н.с.Исаков – устный доклад).
4. IV Всероссийская научная конференции c международным участием «Поливариантнось развития организмов, популяций и сообществ» (Йошкар-Ола, февраль) очное участие, устный доклад (Полянская Т.А.)
5. Всероссийской конференции «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» – (Йошкар-Ола, сентябрь) очное участие, устный доклад (Полянская Т.А.)
6. Международная конференция «Антропогенная трансформация природной среды»
(Пермь, октябрь, заочное участие Полянская Т.А.)
Таблица 3
Работа сторонних исследователей в парке:
Договоры о научно-техническом сотрудничестве (шт.) | Количество специалистов сторонних организаций, проводивших исследования в парке (чел.): | |||||||
Всего | В том числе | |||||||
с иностран- ными организациями | с государст-венными университе-тами России | С инсти-тутами РАН | с иными ВУЗами | с иными НИИ | с другими органи-зациями | иностран- ные специалисты | российские специалисты | |
Таблица 4
Работа со студентами профильных ВУЗов:
Название ВУЗа | Число студентов прошедших практику | Подготовлено на базе парка | ||
учебную | производственную | дипломных работ | курсовых работ | |
1.Марийский государственный технический университет | ||||
2. Марийский государственный университет |
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ.
(по материалам Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, Министерства образования и науки Республики Марий Эл,
ГОУ ДОД Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр»)
Организация и содержание экологического образования с обучающимися
в образовательных учреждениях Республики Марий Эл
Проблемы формирования экологической культуры по-разному проявляются в различных социально-возрастных группах людей. В отношении каждой группы необходимо использовать определенные организационные механизмы для решения конкретных задач. Одна из групп – обучающиеся общеобразовательных учреждений. В 2010-2011 учебном году в 280 общеобразовательных учреждениях Республики Марий Эл обучается 66096 детей, которые усваивают определенные экологические знания, проявляют участие в некоторых, посильных мероприятиях по защите природы.
Базовое школьное образование даёт детям объективные знания о природе, её взаимосвязях, спектре актуальных проблем взаимодействия общества и природы
В Республике Марий Эл на первой ступени обучения (1-4 классы) знакомство
с природными явлениями осуществляется на уроках «Окружающий мир». На средней (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) знакомство с основами экологических знаний происходит
в основном на уроках биологии. Обособленный предмет «Экология» сохранился в 28 образовательных учреждениях, знания по этому предмету получают 952 обучающихся. Расширению возможностей экологического образования в школе способствует организация
и проведение элективных курсов экологической направленности. В нашей республике проводится 72 элективных курса с общим охватом старшеклассников – 1251 человек. Только в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» преподается шесть курсов. Для 756 детей республики дополнительно организована работа факультативов. «Экологическая мозаика» – так называется факультатив для 20 первоклассников в ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им.Иштриковой Т.В.»
Получаемые экологические знания, сами по себе, позволяют ориентироваться
в экологической ситуации, анализировать, видеть пути решения многих экологических проблем. Большим потенциалом в области экологического образования обладает организация исследовательской деятельности обучающихся. Многие образовательные учреждения Республики Марий Эл ведут активную работу в данном направлении. Разнообразна тематика исследовательских работ по направлениям изучения состояния объектов окружающей среды: атмосферного воздуха, земельных ресурсов и их использования, поверхностных и подземных водных объектов, лесных ресурсов, животного и растительного мира, особо-охраняемых природных территорий и других. Всего 3075 обучающимися нашей республики было выполнено 583 исследовательских работы. Исходя из анализа тем работ, можно сделать вывод, что более всего наших детей волнуют проблемы поверхностных и подземных водных объектов, 104 работы выполнены по изучению растительного мира. Важной составляющей деятельности в данном направлении является то, что подрастающее поколение, занимаясь изучением родной природы, учится не только любить свою малую родину, но и имеет возможность представить результаты своей деятельности на мероприятиях различного уровня: конкурсах исследовательских работ, слетах. Опыт совей работы по поэтапному формированию исследовательских навыков членов школьных лесничеств, методическому обеспечению исследовательской деятельности обучающихся был обобщен и представлен на всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» в 2009 году учителем МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» Фаттаховой Галиной Александровной, где он был признан лучшим (Диплом I степени).
Одним из важнейших направлений деятельности в сфере сохранения природной среды
и обеспечения ее благополучия, повышения уровня экологической культуры является привлечение детей и подростков к практической природоохранной деятельности, используя такие формы работы как очистка родников, расчистка берегов рек, озер, территорий парков, лесов, уход за муравейниками, изготовление и развешивание искусственных гнездовий (табл. 1).
Таблица 1 Сведения об организации практической природоохранной деятельности обучающихся | ||||||
Муниципальное образование | Очищено родников | Осуществлен уход за муравейниками | Изготовлено и развешено искусственных гнездовий | Создано школьных лесных питомников | Изготовлено и установлено аншлагов | |
1. | Волжский | |||||
2. | Горномарийский | |||||
3. | Звениговский | |||||
4. | Килемарский | |||||
5. | Куженерский | |||||
6. | Мари-Турекский | |||||
7. | Медведевский | |||||
8. | Моркинский | |||||
9. | Новоторъяльский | |||||
10. | Оршанский | |||||
11. | Параньгинский | |||||
12. | Сернурский | |||||
13. | Советский | |||||
14. | Юринский | |||||
15. | Г. Йошкар-Ола | |||||
16. | г. Волжск | |||||
17. | г. Козьмодемьянск | |||||
Государственные образовательные учреждения | ||||||
Учреждения дополнительного образования детей | ||||||
итого |
В связи с погодными условиями в летний период, с высокой пожароопасной обстановкой, актуальными в истекшем году оставались такие формы работы с детьми как организация патрулирования лесных участков совместно со специалистами лесничеств, изготовление
и установка аншлагов, создание школьных лесных питомников и прополка в питомниках базовых лесничеств, посадка леса и уход за лесными культурами, заготовка шишек и семян лесных культур, лекарственных растений, кормов для обитателей леса. Эти формы работы традиционно являются составной частью деятельности школьных лесничеств. Но не только юные лесоводы,
но и юные экологи, и юные натуралисты активно участвуют в данных мероприятиях. В 2010 году обучающимися из образовательных учреждений муниципальных образований республики выполнен большой объем работ: очищено 347 родников, изготовлено и установлено 168 аншлагов, осуществлялся уход за муравейниками. В 2010 году создано 9 школьных лесных питомников. Комплексный подход к формированию экологической культуры обучающихся через организацию волонтерского движения по таким направлениям как практическая природоохранная, просветительская деятельность был обобщен Рассоловой Алевтиной Николаевной, учителем МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа» Советского района в методических пособиях «Экологическое воспитание в школе» и «День за днем…». Данные методические пособия заняли первое место на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» в 2009 году. В 88 образовательных учреждениях созданы экологические тропы.
Формированию экологической культуры населения способствуют проведение экологических акций, выступление экологических агитбригад. Доброй традицией в нашей республике стало проведение республиканского конкурса экологических агитбригад, посвященного Всемирному дню охраны окружающей среды, где ребята среднего и старшего школьного возраста могут продемонстрировать свои таланты и огромное желание защитить природу. В частности, в 2010 году в данном конкурсе приняли участие 108 обучающихся
(13 команд) из 10 муниципальных районов и 2 городских округов республики: Победителями
в данном конкурсе стали команды МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сернурского района (I место); МОУ ДОД «Волжский детский экологический центр»
г. Волжска (II место); МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Оршанского района(III место). Младшие школьники активно принимают участие в республиканском конкурсе мини-сценок «Маленькой елочке хорошо в лесу», который проводится в канун нового года. В 2010 году в конкурсе призовые места заняли команды МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский»; МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»;
МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Оршанского района, а всего в нем приняли участие 180 обучающиеся из 11 муниципальных районов, 3 городских округов и 5 государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл.
Формированию единого информационного пространства об экологических проблемах
на местах способствуют выпуск и распространение школьных экологических и лесных вестников, публикации статей школьников в средствах массовой информации различного уровня. Активно работа в данном направлении ведется в городах Волжск, Козьмодемьянск, Мари-Турекском
и Медведевском муниципальных районах.
В настоящее время наиболее широкие возможности для экологического воспитания подрастающего поколения представляет существующая в республике система дополнительного экологического образования детей, включающая образовательную деятельность детских объединений экологической направленности в учреждениях общего и дополнительного образования.
Организация многочисленных краткосрочных форм работы с детьми, таких как: пришкольные лагеря (смены) экологической направленности, экологические практикумы, школы, экспедиции, выездные палаточные лагеря – также играет немаловажную роль в формирование экологической культуры.
Интересная форма организации экологического образования используется в Сернурском муниципальном районе. Организация муниципальной экологической школы-практикума, которая работает в каникулярный период на базе МОУ ДОД «Сернурский районный Дом детского творчества», дает возможность развивать свои способности обучающимся из самых удаленных уголков. Инициатором и бессменным организатором этой школы-практикума является Чеснокова Людмила Петровна, методист МОУ ДОД «Сернурский районный Дом детского творчества».
В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи в летний период 2010 года и во исполнение постановления Правительства Республики Марий Эл от 14 апреля 2008 г. № 92 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи в 2008-2010 годах» с 15 июня по 30 июня 2010 года на базе ГУ РМЭ «Советское лесничество» Государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей был проведен республиканский палаточный лагерь юных лесоводов и экологов. В лагере приняли участие 118 обучающихся из 14 муниципальных районов и 2 городских округов Республики Марий Эл.
В рамках лагеря проводились Республиканский слет-конкурс юных экологов и Республиканский слет школьных лесничеств. Победителями слета-конкурса юных экологов стали: командыГосударственного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Политехнический лицей-интернат» (I место);МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа» (II место); III место поделили команды Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» сборная команда муниципального образования «Горномарийский муниципальный район». Призовые места в слете школьных лесничеств заняли: команда школьного лесничества «Берендей» МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» Мари-Турекского района, команда школьного лесничества «Молодой лесник» МОУ ДОД «ВДЭЦ» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Волжска, команда школьного лесничества «Эрон» МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа № 6» Моркинского района.
Успешному проведению данных мероприятий традиционно способствовала плодотворная совместная работа многих ведомств и организаций: Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет», ГОУ ВПО «Марийский государственный университет».