Научно - исследовательская работа

Научно - исследовательская работа

Секция/подсекция: Наука, техника, искусство: взгляд в будущее/(В) Экономика и экономическая политика

«Обучение предпринимательству в школе – новая дорога в будущее»

Выполнена обучающейся

клуба «Юный предприниматель» третьего года обучения

муниципального автономного

образовательного учреждения

дополнительного образования

«Центра технического творчества»

г. Лабытнанги

Лик Ольгой Владимировной

Научный руководитель –

преподаватель бухгалтерского учета

муниципального автономного образовательного учреждения

дополнительного образования «Центр технического творчества»

Паламарева Татьяна Александровна

г. Лабытнанги, 2017г.

Оглавление

Стр.

I. Введение 3-5
II. Основная часть:  
2.1 Анализ законодательной базы 5-6
2.2 Анализ анкетирование обучающихся школ и взрослого населения
2.3Современное состояние и тенденции развития предпринимательства в городе Лабытнанги, регионе, Российской Федерации и других странах 6-8
2.4Участие в мероприятиях, проводимых предпринимателями города, анкетирование
2.5Современные методы преподавания предпринимательства 8-9
2.6Приблизительная программа обучения предпринимательству для подрастающего поколения
2.7Выводы и предложения 9-10
III. Заключение  
IV. Интернет ресурсы 10-11
Приложение I Чему нас не обучают в школах
Приложение II"Гражданский кодекс Российской Федерации " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) Статья 27. Эмансипация
Приложение III Анализ анкетирования школьников и взрослых
Приложение IVОсвещение бесед с Муратовой Людмилой Васильевной, Дрозд Марией Викторовной и Баевым Виталием Юрьевичем
Приложение VВыборка по городам ЯНАО по обучению предпринимательству
Приложение VIВыборка по городам России по обучению предпринимательству
Приложение VIIКлючевые компетенции от Европейского парламента и Европейского Совета
Приложение VIIIСкан газеты «Вестник Заполярья»
Приложение IX Анализ анкетирования предпринимателей города
Приложение XПриблизительная программа обучения предпринимательству

“Молодежная политика – это целый комплекс экономических, социальных вопросов, проблем демографии, науки, образования, жилищной политики… Это продолжение нашей стратегической линии на инвестиции в человеческий капитал. Об этом мы заявили в Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года. Молодежь — это 38 млн. человек… Это наиболее динамичная и в то же время наиболее уязвимая часть общества. Она может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но требует поддержки, поощрения, создания здоровой жизненной среды и надежных социальных гарантий… Необходимо снять все барьеры для роста, карьерного продвижения молодежи в бизнесе, системе гос. управления, в науке, предоставить ей широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации”.

В. В. Путин

I. Введение

Переход к рыночным отношениям экономики России определяет необходимость организационно-экономических изменений во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительской корзины, созданию новых рабочих мест является развитие предпринимательства.

Предпринимательство является одним из факторов развития национальной экономики, занимает первостепенное место в экономических отношениях, внедряя в них нестандартные и инновационные подходы и решения, оказывает воздействие на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций на молодое поколение.

Министр образования и науки Ольга Васильева, планирует ввести в качестве факультатива уроки по основам предпринимательской деятельности в российских школах:

«Мы думаем о том, чтобы во внеурочное время, в факультативное, кружковое время, ввести и в школах маленькие базовые модули по предпринимательской деятельности. Это необходимо, этому надо детей учить, потому что те азы наверняка будут восприняты и продолжены дальше»[1].

Такие уроки в первую очередь позволят школьникам лучше понять, что такое предпринимательство, прочувствовать его дух. Предприниматель - это призвание, и чем раньше человек это почувствует, тем больше шансов, что он выберет образование, которое реально поможет ему в дальнейшем - считает зампред думского комитета по законодательству Рафаэль Марданшин[2].[1]

Российской Федерацией по вопросам развития предпринимательства (14 мая 2008 года) была поставлена задача − к 2020 г. добиться, чтобы 60-70% активного населения страны занимались предпринимательской деятельностью[3]. [2]

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым экономическим отношениям за счет создания условий для личностного роста, способствовать в получении знаний и умений для грамотного и осознанного выбора профиля обучения с учетом дальнейшего профессионального развития.

Готовы ли, молодые люди, потратившие 11 лет на обучение в школе, к реальной жизни? Скорей всего нет, так как школьные программы практически не предусматривают обучение понятиям финансовой грамотности, сотрудничество с банками, налоговой инспекцией, предпринимательской деятельностью.

Перечень того, чему нас не обучают в школах[4] (приложение I). [3]

Предпринимательство - это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от производства и продажи товаров, работ и оказания услуг.

Предприниматель – это человек, который всегда стремиться изменить окружающий мир в лучшую сторону, благодаря своей предпринимательской деятельности. У него более широкий кругозор, он постоянно ориентирован на поиск новых идей, и способность принимать решения самостоятельно.

Проблемазаключается в том, что изучение основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях города не осуществляется.

Гипотеза: если стратегической политикой в сфере образования является подготовка подрастающего поколения, к профессиональной деятельности, то надо дать возможность обучающимся познавать дело предпринимательства, которое может быть успешно осуществлено и эффективно реализовано при условии выявления современного состояния и тенденции развития предпринимательства в России.

Цель работы:сформировать эффективную, современную комплексную системы дополнительного образования детей в сфере предпринимательства.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать законодательную базу и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить интерес к предпринимательскому делу методом анкетированияобучающихся 8-10 классов общеобразовательных учреждений города и взрослого населения.

3. Выяснить современное состояние и тенденции развития предпринимательства в городе Лабытнанги, регионе, Российской Федерации и других странах.

4. Принять участие в мероприятиях, проводимых предпринимателями города и узнать их формулу успеха (методом анкетирования).

5. Определить современные методы преподавания предпринимательства.

6. Разработать методику преподавания курса по предпринимательскому делу для обучающихся общеобразовательных учреждений города, применяя метод проектов.

7. Сделать выводы и внести предложения.

Предмет исследования:обучающиеся образовательных учреждений города.

Объект исследования:предпринимательское дело и педагогические основы обучения школьников.

Методы исследования:

Ø Теоретические: изучение и анализ законодательной базы и учебно-методической литературы по проблеме исследования.

Ø Эмпирические: - анализ существующих методов преподавания.

Ø Интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных данных.

Актуальность:сегодня наблюдается недостаточная подготовка выпускников школ к реальной практической деятельности при новых условиях экономической системы нашего Государства, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной деятельности после получения специальности.

II. Основная часть

2.1. Изучена и проанализирована законодательная база и учебно-методическая литература по проблеме исследования

Изучена и проанализирована законодательная база РФ[5] и учебно-методическаялитература, а также Интернет-ресурсы. Кроме того, в данном разделе рассмотрен вопрос эмансипации несовершеннолетнего (приложение II). [4] [5]

Вывод: Предпринимательскую деятельность в Российской Федерации регулирует определенное количество законодательных актов, к которой относится: Гражданский кодекс РФ, закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Кодекс об Административных правонарушениях РФ, закон о предпринимательской деятельности и т.д.

Базовым законом, на котором основывается предпринимательская деятельность, является Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации»[6]. [6]

Законодательство в области развития предпринимательства формируется с учетом общей иерархии законодательных актов: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ,

Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ.

В Законе об образовании ничего не сказано о ведении таких предметов, как основы предпринимательства, бизнеса, финансовой грамотности.

Город Лабытнанги

На тему обучения школьников предпринимательскому делу, были проведены встречи с Начальником управления экономики Баевым Виталием Юрьевичем, Начальником управления образования Муратовой Людмилой Васильевной и Начальником отдела трудоустройства и реализации мер активной политики содействия занятости Дрозд Марией Викторовной. В течение беседы, им были предложены вопросы, касающиеся обучения предпринимательству. Предложенные вопросы и ответы можно посмотреть в приложении 4 (приложение IV).

Вывод: реакцией на наше посещение в июне месяце 2017 года Виталий Юрьевич внес проектное предложение: формирование в городе Лабытнанги системы обучения детей и молодежи предпринимательству.

Регион

Во многих городах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) ведется обучение молодежи предпринимательству. Предпринимательству обучают как в школах, так и в дополнительном образовании. Выборку по нескольким городам ЯНАО можно посмотреть в приложении 5 (приложение V). [7],[8],[9]

Вывод: обучение предпринимательству молодежи в ЯНАО дан зеленый свет.

Губернатор ЯНАО Дмитрий Николаевич Кобылкин отметил следующее – «Необходимо уделить особое внимание воспитанию подрастающего поколения. То, что мы закладываем детям сегодня, завтра становится общепринятым правилом. Необходимо также продолжить формирование в молодёжной среде стремления к личностному и профессиональному росту, к участию в развитии сильной и независимой России. Молодёжи необходимо постоянно совершенствоваться, быть эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладать прочным нравственным стержнем»[7]. [10]

Российская Федерация

Экономическое образование в школах сегодня является неотъемлемой и важной частью среднего образования. Взаимосвязь экономики с другими предметными областями позволяет создать адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность обучающегося, как всестороннего образованного человека и гражданина (приложение VI). [11],[12],[13]

Вывод:В России в большей степени изучаются теоретические вопросы микро и макроэкономики. Существующая система мало ориентирована на развитие творческого потенциала школьника, на развитие инициативности и других социальных навыков, которые позволили бы большему количеству выпускников прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем. В целом, созданы школы, которые способствуют получению знаний по ведению бизнеса на платной основе.

Другие страны

Вопросам формирования у молодежи деловой активности в зарубежных странах уделяется значительное внимание.

В течение последних десятилетий предпринимательство находится в центре внимания Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развитияOECD[8]. Это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики (приложение VII). [14]

Вывод: На основании результатов анализа зарубежного опыта можно выделить два основных подхода к предпринимательскому образованию в зарубежных странах:

Ø Качественное общее образование и воспитание, направленное в большей степени на развитие личности, которое может рассматриваться как база для подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Ø Подготовка к предпринимательской деятельности в процессе общего образования; через введение специализированного образования за счет самостоятельных курсов экономики и предпринимательства на основе дополнительных учебных часов.

Активное обучение предпринимательству за рубежом проходит в Германии, Великобритании, Франции, США, Норвегии, Швеции и Финляндии.

Выводы и предложения

Большие возможности для изучения вопросов предпринимательства дает профильное обучение. Профильное обучение позволяет обучающимся старших классов свободно выбирать направление обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей создает условия для профессиональной ориентации будущих выпускников и осознанного выбора направления дальнейшего образования.

Необходимость подготовки кадров для предприятий малого и среднего бизнеса, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса города требует реализации комплекса мер по продвижению активных обучающихся, имеющих предпринимательские способности. Возможность выявления этих способностей, знакомства с основами предпринимательской деятельности, получения практических навыков в области экономической деятельности необходимо предоставить уже на этапе школьного обучения.

Предложения:

1. Чаще организовывать встречи с предпринимателями города и обучающимися образовательных школ города.

2. Предложить МАОУ ДО ЦТТ сформировать паспорт проекта для организации обучения юношей и девушек предпринимательству «Бизнес – квантум» – проект по формированию у обучающихся предпринимательских компетенций и предпринимательского образа мышления.

3. С помощью предпринимателей города организовать свое дело, что будет отличной практикой для школьников в будущем.

4. Органами местного самоуправления организовать реализацию мероприятий по поддержке молодежных предпринимательских инициатив: организации конкурса бизнес-проектов среди школьников; участие школьников в деятельности Совета по развитию МСП[11].

5. Предложить Управлению образования города Лабытнанги организовать курсовую подготовку учителям и преподавателям образовательных учреждений города (10 человек).

III. Заключение

Стандартные программы школьного экономического образования сегодня не соответствуют состоянию динамично развивающейся экономической науки.

Школа должна готовить к жизни. Но, как правило, это только духовно-нравственное воспитание, но совершенно нет обучения правилам в самостоятельной жизни, как зарабатывать на жизнь, как содержать семью, каким образом сохранять имеющиеся ценности.

Финансовая же грамотность школьников - это социальный заказ общества и создавая школы по дополнительному образованию обучения предпринимательству, этот заказ можно выполнить.

IV. Интернет ресурсы

1. В школах могут ввести уроки предпринимательства - [URL]: https://deputat.openrepublic.ru/news/61474/

2. Задача Российской Федерации - [URL]: http://rirorzn.ru/publication/professionalnoe-obrazovanie-npo-i-spo/metodicheskie-rekomendatsii-tekhnologii-tyutorskogo-soprovozhdeniya-studentov-v-professionalnom-obra/

3. «8 жизненно важных навыков, которым не учат в школе» - [URL]: https://lifehacker.ru/2014/09/10/navyki-kotorym-ne-uchat-v-shkole/

4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ ГК РФ Статья 27. Эмансипация - [URL]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc

_LAW_5142/ef2eb38b07a27524179e9c378799b640425d16c3/

5. Индивидуальный предприниматель: С какого возраста разрешена регистрация. Эмансипация - [URL]: http://ipregistr.ru/individualnyy-predprinimatel-s-kakogo-vozrasta-razreshena-registraciya

6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - [URL]: https://rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html

7. Ноябрьск. Программа обучения предпринимательству -[URL]:http://noyabrsk-inform.ru/novosti/item/20449-pervyj-raz-v-biznes-klass-noyabryan-priglashayut-v-programmu-obucheniya-azam-predprinimatelstva

8. Новый Уреной. Программа обучения предпринимательству [URL]: http://www.newurengoy.ru/news/5264-v-novom-urengoe-otkryli-dva-profilnyh-klassa.html

9. Губкинский. Программа обучения предпринимательству [URL]:https://www.ks-yanao.ru/novosti/gubkinskikh-shkolnikov-v-mmm-ne-zatyanesh.html

10. Ежегодный доклад Губернатора ЯНАО о положении дел в ЯНАО [URL]: http://zsyanao.ru/inter_regional_cooperation/ezhegodnye_doklady_gubernatora/6851.php

11. Школа предпринимательства для подростков в Саратове - [URL]:

http://biz14.school/#synopsis/

12. Бизнес школа в Челябинске - [URL]: http://xn--80aackfcnhpflvp7ahh5i9e.xn--p1ai/

13. Практическая бизнес школа для подростков в Санкт-Петербурге - [URL]:

http://bigfuture.school/

14. Информационно-аналитический обзор международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников - [URL]: https://refdb.ru/look/2649903-pall.html

15. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - [URL]: https://rmsp.nalog.ru/index.html

16. "Основы предпринимательской деятельности" - как школьный предмет в старших классах - [URL]: https://www.roi.ru/674

Приложение I

Компьютеры

В школах есть предмет «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания, такие, как правильно написать реферат и его оформить, работа с таблицами ХL и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе же дают теоретические знания и устарелую практику. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру и открывать страницу в социальных сетях.

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку.

Считаю, что может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, — это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы большой промежуток времени занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее, искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды — все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные города, чтобы уверенно и смело сделать шаг…Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе.

Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом — все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

Приложение II

"Гражданский кодекс Российской Федерации " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) Статья 27. Эмансипация

Изучены и проанализированы законодательные акты:

ü Гражданский кодекс РФ;

ü Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

ü Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

ü Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 03.07.2016 года, с изменениями от 19.12.2016 года, а также с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года;

ü распоряжение от 2 июня 2016 года № 1083 – РФ «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»;

ü другие нормативные акты, касающиеся правовой базы предпринимательской деятельности и системы образования.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

Эмансипация несовершеннолетнего – это наступление правоспособности и дееспособности после законного вступления в брак или заключения трудового договора с работодателем. Наступление эмансипации должно быть подтверждено судебным решением. Эмансипация может наступить с 16 лет. Теоретически несовершеннолетний гражданин, вступивший в брак или принятый по всем правилам на работу, может стать предпринимателем, имея подтверждение своей эмансипации. Признание и понятие — это установлено 27 статьей Гражданского Кодекса. Шестнадцатилетний гражданин может с согласия родителей или опекунов заниматься предпринимательством, для этого ему надо всякий раз брать согласие, заверенное нотариусом, для регистрации, заключения договоров, оплаты товаров и так далее.

Приложение III

Приложение IV

Анкета

1. Есть ли необходимость обучаться предпринимательскому делу параллельно школьной программе?

2. Заканчивая 9-11 классов, выпускники школ уезжают из города получать специальность и в город больше не возвращаются, как вы видите, каким образом можно исправить эту проблему?

3. Департамент молодежной политики и туризма по ЯНАО провели вебинар на тему «Первые шаги к предпринимательству». Как вы считаете, нужно ли ввести в общеобразовательный процесс обучения предпринимательскому делу и финансовой грамотности?

4. Если вводить данное обучение, то на базе школ или дополнительного обучения?

5. Как вы считаете, какие предметы должен изучать школьник, чтобы минимально владеть навыками предпринимателя?

6. Как вы думаете, обучение предпринимательскому делу – это дополнительное образование или профессиональная подготовка?

Ответы респондентов:

Людмила Васильевна считает, что школьник, изучающий предпринимательское дело, должен владеть навыками финансовой грамотности, иностранными языками и профильной математикой. Так же, она поддерживает введение предпринимательского дела, как обязательный предмет в школьной программе. «Обучать детей предпринимательскому делу нужно с класса пятого, чтобы ребенок имел представление об этом виде деятельности и мог найти себя в этом, уже с раннего возраста».

Мария Викторовна на вопрос – «Стоит ли обучаться предпринимательскому делу в школе?» - ответила утвердительно. А также, на вопрос: «какие предметы необходимо изучать, обучаясь предпринимательству», ответила – русский язык, математика (база четвертого класса), бухгалтерский учет, психология и менеджмент, экономика. Кроме того, она отметила, что обучение нужно начинать с 15 лет.

Виталий Юрьевич сказал следующее: «Однозначно предпринимательство в городе надо развивать в форме малого бизнеса, необходимо, чтобы выпускники школ после получения высшего образования, возвращались в город. Несомненно, работа должна вестись со школьной скамьи, чтобы у детей было понимание о возможности реализовать свой потенциал». Так же, он отметил, что введение обучения предпринимательству, как обязательный предмет в образовательных учреждениях на уровне Министерства Образования, было бы намного эффективней, так как будет полная посещаемость занятий всеми обучающимися.

Реакцией на наше посещение в июне месяце 2017 года Виталий Юрьевич внес проектное предложение: формирование в городе Лабытнанги системы обучения детей и молодежи предпринимательству.

Приложение V

Ноябрьск

Первый раз в бизнес класс. Ноябрян приглашают в программу обучения азам предпринимательства. Ресурс абсолютно бесплатный и не имеет возрастных ограничений. Запуск business-class.pro в ЯНАО, ХМАО, Тюменской и Омской областях начался 21 июня. Программа подразумевает две траектории участия – это режимы «Онлайн» и «Интенсив». Первоначальный этап («Онлайн») представляет собой восемь образовательных модулей, которые будут транслироваться в сети Интернет в течение пяти месяцев. В нем могут участвовать все желающие, прошедшие регистрацию на сайте. Прилежные ученики, прослушавшие все вебинары, успешно сдавшие тесты и получившие высокие рейтинговые баллы, будут приглашены на уровень «Интенсив». - Это модуль, состоящий уже из очных семинаров и мастер-классов, которые проведут в Тюмени и Омске эксперты проекта. [7]

Новый Уренгой

Две новоуренгойские школы в этом учебном году подключились к сетевой модели профильного обучения старшеклассников. Это совместный проект департамента образования администрации города с предприятиями Нового Уренгоя. А в одной из школ открылся банковский класс (социально-экономический профиль). Это совместный проект с Новоуренгойским филиалом «Запсибкомбанк» ОАО.

Сотрудники банка будут делиться опытом и знаниями в финансовой сфере, чтобы ребята убедились в правильности своего профессионального выбора и продолжили обучение в вузах. [8]

Губкинский

Бизнесмены и чиновники учат ребят финансовой грамотности. Они приобретают особую грамотность, которая пригодится, какую бы профессию они в дальнейшем ни избрали для себя.

Инновационный факультатив – это в первую очередь живое и непринужденное общение с практиками – специалистами из администрации города, банковской сферы, бизнес-сообщества, страховых компаний, налоговых органов и органов пенсионного обеспечения. [9]

Пуровский район

Инновационная программа «Бизнес Центр» разработана и реализуется Муниципальным учреждением дополнительного образования Дом детского творчества «Левша» (п. Харп). Программа обучения создана в целях выполнения мероприятий, утвержденных Постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район от 03 октября 2016г. №729 «Об утверждении мероприятий, направленных на развитие и поддержку молодежного предпринимательства на территории муниципального образования Приуральский район на период 2016-2017 годы».

Приложение VI

Приложение VII

Приложение VIII

Научно - исследовательская работа - student2.ru

Приложение IX

Приложение X

Основная идея Программы

Основная идея Программы состоит в том, что ее содержание должно стать основой для дальнейшего изучения обучающимися экономики, формированию представлений о собственных экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; созданию условий для правильного и бережного отношения к использованию всех видов ограниченных ресурсов; приобретению начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, города и региона в целом.

Начав процесс воспитания экономической грамотности в раннем возрасте, в будущем можно получить- мыслящего специалиста, готового осмыслять свой труд и его ценность не столько с точки зрения личной выгоды, сколько с точки зрения полезности для общества.

Новизной Программы будет то, что ее реализация осуществляется в рамках сетевого взаимодействия с дошкольными и общеобразовательными учреждениями муниципального образования, с использованием специализированных технологий и средств обучения – применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения.

Содержание Программы

Перечень основных содержательных блоков: теоретический и практический.

Каждый блок раскрывает отдельный аспект предпринимательской деятельности, в соответствии с возрастными особенностями обучающихся: первоначальные понятия о бизнесе, способность строить планы, разрабатывать стратегии, умение грамотно вкладывать деньги, экономический, юридический, психологический аспект предпринимательской деятельности.

Формы проведения занятий

Дошкольный возраст «Игровая деятельность. Бизнес-игры Стратегии» Теоретические занятия
Бизнес-игры
1-4 класс «Игровая деятельность. Бизнес-игры Симуляции» Теоретические занятия
Бизнес-игры
Психологические тренинги
5-7 класс «Психология игры или как быть успешным. Экономические квесты» Теоретические занятия
Бизнес-игры
Психологические тренинги
Деловые игры
8 класс Двухчасовой элективный курс «Основы предпринимательства». Теоретические занятии
Практические занятия
Финансовая грамотность
«Я - предприниматель»
Совместные уроки с предпринимателями города, банками, налоговой инспекцией и др.
9-11 класс «Бизнес-проектирование. Маркетинг» Теоретические занятия
Практические занятия
Психологические тренинги
Деловые игры
Бизнес - проекты

Каждый блок программы рассчитан на годичный курс обучения (34 часа), кроме обучения школьников 8-11 классов. 8 класс – электив – 64 часа, 9-11 класс – 3-х годичное обучение в клубе «Юный предприниматель», созданный при МАОУ ДО ЦТТ. Подведением итогов по окончанию обучения – защита исследовательской или проектной работы на конференциях разных уровней.

Образовательный курс Программы будет тесно взаимодействовать с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как: экономика, математика, обществознание, психология, маркетинг, менеджмент.

[1] Пресс-конференция министра образования РФ раскрыла самые ближайшие планы Министерства по изменению системы образования в России

[2] В школах могут ввести уроки предпринимательства

[3] Положительный опыт формирования у студентов навыков предпринимательства, эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе

[4] Дмитрий Горчаков – «8 жизненно важных навыков, которым не учат в школе»

[5] Российская Федерация

[6] https://rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html

[7] Ежегодный доклад Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе. Салехард, 25 ноября, 2015

8 Organization for Economic Cooperation and Development

[9] https://rmsp.nalog.ru/index.html

[10] https://www.roi.ru/674

[11] Малое и среднее предпринимательство

Научно - исследовательская работа

Секция/подсекция: Наука, техника, искусство: взгляд в будущее/(В) Экономика и экономическая политика

«Обучение предпринимательству в школе – новая дорога в будущее»

Выполнена обучающейся

клуба «Юный предприниматель» третьего года обучения

муниципального автономного

образовательного учреждения

дополнительного образования

«Центра технического творчества»

г. Лабытнанги

Лик Ольгой Владимировной

Научный руководитель –

преподаватель бухгалтерского учета

муниципального автономного образовательного учреждения

дополнительного образования «Центр технического творчества»

Паламарева Татьяна Александровна

г. Лабытнанги, 2017г.

Оглавление

Стр.

<
I. Введение 3-5
II. Основная часть:  
2.1 Анализ законодательной базы 5-6
2.2 Анализ анкетирование обучающихся школ и взрослого населения
2.3Современное состояние и тенденции развития предпринимательства в городе Лабытнанги, регионе, Российской Федерации и других странах 6-8
2.4Участие в мероприятиях, проводимых предпринимателями города, анкетирование
2.5Современные методы преподавания предпринимательства 8-9
2.6Приблизительная программа обучения предпринимательству для подрастающего поколения
2.7Выводы и предложения 9-10
III. Заключение  
IV. Интернет ресурсы 10-11
Приложение I Чему нас не обучают в школах
Приложение II"Гражданский кодекс Российской Федерации " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) Статья 27. Эмансипация
Приложение III Анализ анкетирования школьников и взрослых

Наши рекомендации