Зубочелюстной системы человека

Основные стоматологические заболевания человека (кариес, пародонтит и зубочелюстные аномалии), поражающие каждого жителя Земли, возникли, развились параллельно с ростом цивилизации, изменением черепа, питания и внешней среды человека. В этом отношении, стоматологические заболевания человека являются наиболее типичными болезнями цивилизации, которые созданы самим человеком, его эволюцией, способностью изменить и приспособить к себе внешнюю среду, образ жизни, питания и даже саму внешнюю среду.

Стоматологическая патология человека обусловлена особенностями зубов. Прежде всего - это прямой и постоянный контакт с внешней средой. Такое положение требует постоянной адаптации зубов к внешней среде в связи с ее изменчивостью и многообразием видов воздействий.

Уникальны и многочисленны виды нагрузок на зубы. Это сильные механические воздействия, влияния различных химических видов пищи, напитков, окружающей среды, питьевой воды. Весьма различны физические воздействия на зубы – повышенное и пониженное давление, разные виды облучений и др.

Особенно значимым для развития патологии полости рта является постоянное наличие в ней микрофлоры. Это аэробная и анаэробная микрофлора, различные виды грибков, вирусов, простейших. Большая часть этой микрофлоры не патогенна, некоторая – условно патогенна.

Многочисленны функции полости рта – жевательная, пищеварительная, речевая, эстетическая. Особое значение, в том числе и в патологии, имеют генетически недетерминированные структуры полости рта. К ним относятся зубной камень, мягкий зубной налет, остатки пищи, осадок слюны, пломбы, протезы, аппараты. Подобного разнообразия приобретенных структур не имеет ни одна система в организме человека.

Роль зубного налета и зубного камня в патологии полости рта изучены достаточно хорошо. Зубной налет представляет собой модифицированную к условиям полости рта колонию микрофлоры, которая образуется, в основном, в результате утилизации микрофлорой рта остатков сахара пищи и депонирования их на поверхности зубов .

Зубной камень образуется из слюны в результате осаждения различных солей кальция на гетероморфных биологических матрицах, представленных пищевым детритом, мертвой микрофлорой, белками слюны, клеточным детритом. Зубной камень и зубной налет являются ведущими этиологическими и патогенетическими факторами развития кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Болезни зубов и пародонта в значительной мере связаны с особенностями строения и функционировании их тканей. Особенно уникален и поразителен состав и свойства эмали зубов. При изменении pH слюны происходит образование зубного камня, при этом эффективность защитных факторов и систем организма резко снижается.

I. Цель занятия:

1.Рассмотреть влияние экологических факторов на формирование патологии зубочелюстной системы.

2.Изучить действие абиотических факторов на работу зубочелюстной системы человека.

II. Исходные знания:

1.Особенности строения зубочелюстной системы человека.

2.Знать характеристику абиотических факторов среды.

III. План изучения темы:

1.Зубочелюстная система человека.

2..Влияние физических факторов на состояние зубов.

3.Влияние химических факторов на состояние зубов.

4.Основные правила профилактики стоматологических заболеваний.

IV. Литература:

1.Лекции.

2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.

3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.

4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.

5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.

V.Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие о зубочелюстной системе.

2.Строение и типы зубов у человека.

3.Основные стоматологические заболевания человека.

4.Влияние различных факторов на формирование заболеваний зубов:

- особенности питания человека;

- вредные привычки;

- состав питьевой воды;

- состояние окружающей среды.

5.Абиотические факторы и состояние здоровья зубов:

- физические;

- химические.

6.Изменение химического состава слюны как один из факторов риска заболеваний полости рта.

VI. Содержание занятия:

1. Тестирование по теме занятия (10 вопросов).

Наши рекомендации