Зубочелюстной системы человека
Основные стоматологические заболевания человека (кариес, пародонтит и зубочелюстные аномалии), поражающие каждого жителя Земли, возникли, развились параллельно с ростом цивилизации, изменением черепа, питания и внешней среды человека. В этом отношении, стоматологические заболевания человека являются наиболее типичными болезнями цивилизации, которые созданы самим человеком, его эволюцией, способностью изменить и приспособить к себе внешнюю среду, образ жизни, питания и даже саму внешнюю среду.
Стоматологическая патология человека обусловлена особенностями зубов. Прежде всего - это прямой и постоянный контакт с внешней средой. Такое положение требует постоянной адаптации зубов к внешней среде в связи с ее изменчивостью и многообразием видов воздействий.
Уникальны и многочисленны виды нагрузок на зубы. Это сильные механические воздействия, влияния различных химических видов пищи, напитков, окружающей среды, питьевой воды. Весьма различны физические воздействия на зубы – повышенное и пониженное давление, разные виды облучений и др.
Особенно значимым для развития патологии полости рта является постоянное наличие в ней микрофлоры. Это аэробная и анаэробная микрофлора, различные виды грибков, вирусов, простейших. Большая часть этой микрофлоры не патогенна, некоторая – условно патогенна.
Многочисленны функции полости рта – жевательная, пищеварительная, речевая, эстетическая. Особое значение, в том числе и в патологии, имеют генетически недетерминированные структуры полости рта. К ним относятся зубной камень, мягкий зубной налет, остатки пищи, осадок слюны, пломбы, протезы, аппараты. Подобного разнообразия приобретенных структур не имеет ни одна система в организме человека.
Роль зубного налета и зубного камня в патологии полости рта изучены достаточно хорошо. Зубной налет представляет собой модифицированную к условиям полости рта колонию микрофлоры, которая образуется, в основном, в результате утилизации микрофлорой рта остатков сахара пищи и депонирования их на поверхности зубов .
Зубной камень образуется из слюны в результате осаждения различных солей кальция на гетероморфных биологических матрицах, представленных пищевым детритом, мертвой микрофлорой, белками слюны, клеточным детритом. Зубной камень и зубной налет являются ведущими этиологическими и патогенетическими факторами развития кариеса зубов и заболеваний пародонта.
Болезни зубов и пародонта в значительной мере связаны с особенностями строения и функционировании их тканей. Особенно уникален и поразителен состав и свойства эмали зубов. При изменении pH слюны происходит образование зубного камня, при этом эффективность защитных факторов и систем организма резко снижается.
I. Цель занятия:
1.Рассмотреть влияние экологических факторов на формирование патологии зубочелюстной системы.
2.Изучить действие абиотических факторов на работу зубочелюстной системы человека.
II. Исходные знания:
1.Особенности строения зубочелюстной системы человека.
2.Знать характеристику абиотических факторов среды.
III. План изучения темы:
1.Зубочелюстная система человека.
2..Влияние физических факторов на состояние зубов.
3.Влияние химических факторов на состояние зубов.
4.Основные правила профилактики стоматологических заболеваний.
IV. Литература:
1.Лекции.
2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.
3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.
4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.
5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.
V.Вопросы для самоконтроля:
1.Понятие о зубочелюстной системе.
2.Строение и типы зубов у человека.
3.Основные стоматологические заболевания человека.
4.Влияние различных факторов на формирование заболеваний зубов:
- особенности питания человека;
- вредные привычки;
- состав питьевой воды;
- состояние окружающей среды.
5.Абиотические факторы и состояние здоровья зубов:
- физические;
- химические.
6.Изменение химического состава слюны как один из факторов риска заболеваний полости рта.
VI. Содержание занятия:
1. Тестирование по теме занятия (10 вопросов).