Метод как педагогическая категория. Классификация методов
Термин «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо и определяется как «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность»1. Большая Советская Энциклопедия определяет метод как «совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи»2. В педагогике «Метод — система исследовательских взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования»3. В методиках обучения школьников естественнонаучным учебным предметам нет единого подхода к определению понятия «метод обучения». Приведем в подтверждение некоторые из определений.
Б. П. Есипов считает, что методы — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.
По определению Ю. К. Бабанского, метод — это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения.
П. И. Боровицкий определяет методы как способы работы учителя и учащихся, при которых обеспечивается активное и сознательное усвоение знаний учащимися, выработка у них правильных взглядов и убеждений, развитие их умственных сил и способностей, привитие им умений и навыков.
Н. М. Верзилин, признавая логическое единство в процессе обучения деятельности учителя и деятельности учащихся, дает следую-
1 Большая Советская Энциклопедия. — М, 1974. — Т.16. — С. 162.
2 Там же. С. 162.
3 Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 566.
щее определение метода: «Учебный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися»1.
Однако все эти определения в недостаточной степени учитывают современные приоритеты школьного образования, прежде всего — развивающий характер обучения. Поэтому определение учебного метода может быть и таким: это система взаимосвязанных способов деятельности учителя и учащихся, обеспечивающая достижение целей развития личности школьника, его информационной (знания) и практической (умения и навыки, в том числе и навыки учебного труда) эрудиции, познавательных и творческих способностей, речи, нравственной и этической культуры, в том числе и экологической.
В теории и практике обучения накоплен богатый арсенал методов, что требует приведения их в определенную систему, прежде всего путем классификации. Как и в случае с определением метода обучения, к настоящему времени нет и единой классификации методов. Это во многом объясняется тем, что разные авторы строят свои классификации на разных основаниях. Так, И. Я. Лернер строит классификацию методов, ориентируясь на уровень познавательной активности учащихся, и выделяет следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, или частично поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
Такая классификация является общедидактической, достаточно удобной имеет довольно широкое применение.
С. Г. Шаповаленко выделяет четыре группы методов: логико-содержательные, источниковые, процессуальные и организационно-управленческие.
Довольно разнообразна классификация методов, которую представляют методисты-естественники. П. И. Боровицкий и В. А. Те-тюрев учитывают, что учебный процесс является двусторонним: учитель учит, а учащиеся учатся. На этой основе они выделяют две группы методов: методы изложения предмета преподавателем. Это рассказ, лекция, беседа. Методы самостоятельной работы учащихся. Это наблюдения, опыты, трудовые операции, работа с учебником.
Б. Е. Райков составил бинарную номенклатуру методов, положив в основу классификации два признака: характер восприятия учебного материала и направление логического процесса. На основании этого он выделил три группы методов: словесные, наглядные, моторные. Каждая из этих групп имеет по два выхода в учебном процессе — иллюстративный и исследовательский. Поэтому имеет место шесть комбинаций методов: словесный иллюстративный и словесный исследовательский, наглядный иллюстративный и наглядный иссле-
1 Верзилин Н. М. и др. Общая методика преподавания биологии. — М., 1983. — С. 116.
довательский, моторный иллюстративный и моторный исследовательский.
Но наиболее общепризнанной среди методистов-естественников и применяемой в практике естественнонаучного, в том числе и начального образования является классификация методов, предложенная Н. М. Верзилиным. В основу классификации он кладет источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности ученика. Как и в случае определения метода, здесь учитываются обе стороны учебного процесса: деятельность и учителя, и ученика, а источники знаний находятся в тесной взаимосвязи с деятельностью того и другого. На основании этого Н. М. Верзилин выделяет три группы методов: словесные, наглядные и практические. Взаимосвязь групп методов и оснований их классификации может быть представлена в следующей таблице.
Таким образом, в подходах к трактовке понятия «метод» и в построении классификации методов нет единого мнения. Это свидетельствует о недостаточно полном исследовании проблемы методов обучения.
Методы обучения реализуются через приемы, в определенных формах и с помощью определенных средств. Между этими тремя категориями существует тесная связь, которая при недостаточно глубоком понимании сущности каждой из них приводит к их смешению и разным толкованиям. Так, экскурсию, игру, практические, лабораторные, самостоятельные работы, работу с учебником одни ученые считают «формой» другие — «методом». Нередко отдельные приемы — сравнение, аналогия, классификация и др. отождествляются с методами обучения. Эти противоречия также свидетельствуют о недостаточной разработке проблемы методов обучения.
Содержание метода | Методы | ||
Словесные | Наглядные | Практические | |
Источник знания Учитель передает знания | Слово Словом | Наглядный объект Показом | Практические действия Инструктажем |
Учащийся усваивает знания | Слушая | Наблюдая | Работая |
Каждая группа методов включает родственные виды методов. Видами словесных методов являются: лекция, рассказ, беседа, объяснение; видами наглядных — изучение природы с помощью а) натуральных объектов, б) изображений объектов, явлений, в) демонстрации опытов; практических — наблюдение, распознавание и определение признаков, эксперимент. С нашей точки зрения, предложенная Н. М. Верзилиным классификация требует небольшого дополнения: в группе практических методов следует вьщелить еще один вид — моделирование. В окончательном виде классификация методов может быть представлена в следующей таблице:
Группы и виды методов | ||
Словесные | Наглядные | Практические |
Лекция Рассказ Беседа Объяснение | Демонстрация натуральных объектов Демонстрация опытов Демонстрация изображений объектов, явлений | Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование |