Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование)

Говоря о соотношении количественных и качественных методовв социологических исследованиях, следует подчеркнуть, что если количественные методы нацелены на выявление количественных при­знаков социальных процессов, то качественные методы обращены на качественную сторону этих процессов. Качественная исследователь­ская стратегия направлена на репрезентативный охват и анализ коли­чественного распределения характерных признаков в определяемых социальных явлениях, которые ориентированы на точно выделяемые общие и основные признаки.

Количественные методыставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из сложной феноменологии отдельных случаев выводятся повторяющиеся или общие признаки. Тем самым, в отличие от качественных методов, здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации. При использовании ка­чественных методов речь идет, в принципе, об охвате, структурном опи­сании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности, то есть об единичном и особом в предмете исследования, а не о выдвижении в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качествен­ных методов исследования невозможно выразить в понятиях систем­ные структуры независимо от их составляющих, а также от действую­щих и страдающих членов общества.

Укажем на принципиальные различия между качественными и ко­личественными методами. Эти различия состоят, прежде всего, в осо­бом эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной дей­ствительности. Если количественные методы при социальных иссле­дованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общим признакам для их последующей типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий.

Качественные методыпозволяют анализировать общее двух или нескольких признаков, опуская при этом из виду их различия. Количе­ственные же методы дают возможность определить различие тем, что общие признаки используются как базис для сравнения. Поэтому целеполагание при тех и других методах различно: раскрытие связей в одном случае, измерение различных выражений уже известных черт — в другом.

Сила количественных методов сказывается, прежде всего, в том, что они позволяют основательно и в систематизированном виде от­крывать новое. Таким образом, специалисты определяют количествен­ные методы социальных исследований как разновидность социальной диагностики. Количественным методам отдается предпочтение в тра­диционных социологических эмпирических исследованиях, качествен­ным — при использовании герменевтического принципа анализа со­циальной реальности. При этом технические приемы для исследова­ния повседневного бытия составляют резервуар для применения всех социально-научных методов. Можно уже говорить и о предварительных критериях, характеризующих эмпирические исследования соци­альной работы.

Для профессиональной социальной работы и ее научного обоснова­ния существенное значение имеют следующие аспекты качественно-эм­пирических исследований: ориентация на субъекта; ориентация на пони­мание общего контекста события; на конкретную ситуацию; на герме­невтический анализ происходящего. Этими приемами следует овладеть во время учебы в институте и в процессе повышения квалификации.

Резюмируя, следует сказать, что, исходя из описания смысловых отрезков структур социальных процессов, возможен их конкретный анализ (индивидуальный и коллективный) без проведения статисти­чески репрезентативного (количественного) исследования типов от­дельных случаев. Основу аналитического объяснения при этом со­ставляет теоретико-эмпирическая реконструкция социальных процес­сов. Логика этого процесса корреспондирует с логикой анализа каче­ственного способа социального исследования.

Исследование социальной работы как комплексный анализ жиз­ненного пространства может выполнять при этом следующие функ­ции: обеспечивать с помощью фундаментальных теоретических работ дальнейшее развитие научной дисциплины; поддерживать через при­кладное исследование процесс профессионализации и стимулировать формирование профессиональной компетенции; вовлекать обучающих­ся профессионалов в этот процесс в форме учебно-обучающего ис­следования.

Качественные методы способствуют и выработке коммуникатив­ных умений, важных для проведения консультирования, диагностики и терапии. При овладении знаниями в области социальной работы, наря­ду с выработкой профессионально-практических навыков, необходи­ма и компетенция в теоретическом плане (умения осуществлять с на­учных позиций рефлексию, выявлять причины глубинных процессов, давать им должную интерпретацию и находить надлежащий выход из ситуации).

Формирование такого рода профессиональной компетенции, а также конкретное воплощение ее в повседневной практике социальной ра­боты составляет обязательное условие научно-обоснованной профес­сиональной деятельности социального работника.

Профессиональная компетенция должна включать элементы науч­ной теории, научных знаний (включая принципы герменевтического анализа), а также профессионального искусства. Эта компетенция вклю­чает умения работать с первичными данными социальной действитель­ности, проводить анализы графических таблиц, коммуникативных дей­ствий, жизненного пространства, микросреды и т. п.

Качественные и количественные методы должны дополнять друг друга. Ибо комбинация количественных и качественных методов позволяет охватить исследованием как широту явления (социальное рас­пространение), например безработицы, бедности, отсутствия социаль­ной защиты и т. п., так и глубину (индивидуального страдания), а также заметить практические шаги для предотвращения или активного вме­шательства социального работника. Качественный анализ жизненной ситуации клиента в сочетании с типологизацией аналогичных случаев (результаты количественных методов) дают для профессиональной социальной работы надлежащий ориентир, возможность более широ­кого и глубокого подхода.

По отношению к социальной работе можно говорить о двух груп­пах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории соци­альной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые w социальной работе, являются междисциплинарными, что определяет­ся универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1.Всеобщие (философские)методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

2.Общенаучные методыопределяют некоторые аспекты про­цесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, де­дукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование),

3.Частные, специальные методы— специальные способы по­знания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

В практической социальной работе также существует многооб­разие методов. Например, специфика деятельности формирует эко­номические, правовые, политические, социально-психологические, ме­дико-социальные, административно-управленческие и др. группы ме­тодов. Методы социальной работы во многом обусловливаются спе­цификой объекта, на который направлена деятельность социального работника, а также — специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Иногда методы социальной рабо­ты включаются в более общее понятие «социальные технологии» — способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.

В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и пси­холого-педагогические методы.

К социально-экономическим методамсоциальной работы от­носят все способы, с помощью которых специалисты социальной ра­боты оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установ­ление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслужива­ние, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методылежат в основе уп­равленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанно­сти, ответственность различных звеньев в органах управления соци­альными службами. Распорядительные методы позволяют осуществ­лять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, норми­рование и инструктирование.

Регламентирование - способ организационного воздействия, за­ключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления соци­альных служб (приказы, типовые положения, должностные инст­рукции).

Нормирование — установление нормативов с границами по вер­хнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятель­ности социального работника (нормативы численности обслужи­ваемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование — наиболее мягкий способ организационно­го воздействия, суть которого — в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информиро­вание).

Психолого-педагогические методысвязаны с косвенным воз­действием и влиянием на клиента через механизм социально-психоло­гической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процес­се ее организации, позиция клиента при этом подходе — пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной ра­боты.

Методы социальной работы с позиции взаимодействия кли­ента и социальногоработника. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью организа­ции ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Спо­собы организации взаимодействия и социально-психологические ме­ханизмы, лежащие в его основе, существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной соци­альной работы.

Метод индивидуальной социальной работыпредложен М. Рич­монд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизнен­ной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к соци­альной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказание помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном — концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.)

Но независимо от психологического подхода к пониманию лично­сти можно выделить общие элементы, составляющие метод: 1) уста­новление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуаль­ный контакт); 2) изучение и анализ проблемной ситуации; 3) опреде­ление целей и задач совместной работы; 4) видоизменение взаимоот­ношений индивида с социальным окружением и/или самим собой; 5) оценка прогресса и результата совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды по­мощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т. п. Для

эффективности данного метода важно учитывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подго­товки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работыособенно оправ­дан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодоле­нии стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Метод групповой социальной работыактивно разрабатывает­ся в 70-е годы. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

■малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;

■в малой группе становится реальным познание собственной точки
зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;

Я в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;

■ малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятель­ности и социальной активности членов группы в достижении общезна­чимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и са­мосознания в интенсивном общении, либо включения группы в про­дуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от це­лей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различ­ные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образователь­ные группы, группы самопомощи. Помимо этого, существуют еще тера­певтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких-либо общезначимых в широком правовом и гражданском кон­тексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайо­не), то социальный работник выполняет роль организатора и коорди­натора внешних связей группы. Если цель группы — расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навы­ков), то в этом случае социальный работник — посредник внутригруппового нового взаимодействия.

Метод групповой социальной работыне имеет некоего «за­бывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии.

Метод общинной социальной работыоснован на взаимодей­ствии социальных служб или социального работника с представите­лями различных общественных групп и организаций на местном, ре­гиональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимопод­держки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной ра­боты: 1) развитие социальных связей в местной общине и организа­ция системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей; 2) разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности. Основные принципы реализации метода общинной соци­альной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потре­бителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность. Формы реализации метода общинной социальной ра­боты различны и особенно широко представлены в европейских мо­делях социальной работы (социальное планирование в Швеции, созда­ние ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).

Для реализации данного метода социальному работнику прихо­дится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, со­циального ориентира, что в свою очередь требует широкой теорети­ческой и практической подготовки. Особенно актуальны умения орга­низации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов — врачей, юристов, психологов и т. п.

Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более, что многие методы в практической плоскости пересекаются, применение одного из них требует одновременного применения других.

Наши рекомендации