Программы экологического воспитания дошкольников
Цели систематизация знаний о программах экологического воспитания дошкольников и совершенствование умения анализировать программы.
Подготовьте презентацию программ[1] экологического образования детей дошкольного возраста (форма презентации (таблица, сравнительная таблица, презентационная карта программы, электронная презентация и т.п.) – по выбору студента).
1. Содержание экологического образования в комплексных программах: «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки», Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
2. Содержание экологического образования в парциальных программах экологической (биоэкологической) направленности:«Мы»(Н.Н. Кондратьева), «Юный эколог»(С. Н. Николаева), «Наш дом— природа» (Н. А. Рыжова), «Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Новикова), «Природа и художник» (Т.А. Копцева)
3. Содержание экологического образования в парциальных программах эстетико-культурно-экологической направленности: «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Планета — наш дом» (И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская), «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова)
4. Содержание экологического образования в парциальных программах социально-экологической направленности: «Мы — земляне» (Н.Н. Вересов, г. Мурманск), «Надежда» (Т.В. Потапова, второй вариант названия — «Детский сад XXI века», «Жизнь вокруг нас» (Н. А Авдеева и Г. Б. Степанова).
Для подготовки презентации программ целесообразно использовать следующий алгоритм.
1. Название программы, авторский коллектив. Её тип (комплексная, парциальная).
2. Идеи, цели, задачи программы.
3. Указания на возраст, с которогопредлагается решать задачи экологического образования дошкольников. Обоснованность такого подхода авторами.
4. Структурные особенности программы: количество разделов, содержательный аспект каждого раздела.
5. Анализ содержания программ с целью соответствия общим принципам*.
*Принципы отбора содержания знаний для дошкольников:
· научность предлагаемой детям информации;
· доступность информации;
· учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации экологической работы с дошкольниками;
· систематичность и последовательность процесса ознакомления дошкольников с объектами, предметами и явлениями природы;
· использование наглядности в процессе организации экологической работы с детьми;
· активность детей в процессе освоения мира природы;
· краеведческий принцип;
· принцип энциклопедичности знаний.
6. Указания авторов на реализацию деятельностного подхода. Пути и способы реализации деятельностного подхода.
7. Учёт аксиологического подхода.
8. Анализ программы с целью содействия реализации коэволюционного подхода к экологическому образованию дошкольников, становлению экоцентрического типа сознания?
9. Анализ компонентов экологической культуры, формируемыхв процессе реализации программы.
10. Наличие методического обеспечения, его объём.
Литература:
1. «Мы»: Программа экологического образования детей. СПб: «Детство – Пресс», 2001 г.
2. Алиева Т.И. и др. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. / Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н.¸ Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунтаева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В. Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
3. Венгер Л.А и др. Развитие+. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова и др. М.: Негосударственное образовательное учреждение «Психолого-педагогический учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012.
4. Вересов Н. Мы — земляне // Дошкольное воспитание. 1994. № 12.
5. Гризик Т.И и др. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2014.
6. Ж.А. Васякина-Новикова, В.Н. Сахарова «Паутинка: Методические рекомендации». М. МИПКРО.1997.
7. Кондратьева Н.Н. Мы: программа экологического образования детей./ Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова. Изд. 2-е, перераб., доп.: М.: Детство-Пресс, 2006.
8. Логинова В.И. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. – М: Детство-Пресс, 2010.
9. Николаева С.Н «Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников // С.Н. Николаева Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. посоие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 7-е изд., испр. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2013.
10. Попова Г. И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М 1998
11. Потапова Т. В., Кикнадзе С. Г. И др. Надежда: Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии природопользования и правам человека. — Пущино, 1998.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
13. Рыжова Н.А Наш дом – природа: Программа / Н. А. Рыжова. - М. :КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005.
14. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом — природа». М., 2005.
Лабораторная работа № 3