Технологии экологического воспитания дошкольников
Применение понятия «педагогической технологии» в области экологического воспитания дошкольников имеет свою специфику, определяемую его предметом, содержанием и методами. В данном случае определение технологии может быть следующим.
Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обеспечение программы, реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может пить разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
«Юный эколог» — пока единственная программа, имеющая не только методическое, но и технологическое обеспечение, поэтому обсуждение вопроса проводится на ее примере.
Широкое внедрение программы «Юный эколог» в практику работы дошкольных учреждений позволило создать модель технологического процесса, цель которого — формирование начал экологической культуры у дошкольников (рис. 6). Эта модель включает ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся:
• циклы наблюдений за стационарными обитателями живого уголка и участка детского сада;
• совместная деятельность воспитателя с дошкольниками, направленная на создание и поддержание необходимых, экологически значимых условий для обитателей уголка природы;
• систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений в природе, связанных с се-зонными явлениями, ростом и развитием растений и животных;
• доступные по содержанию, и социально значимые экологические акции;
• совместное (воспитателей с детьми) изготовление книг по литературным произведениям;
• разные типы экологических занятий.
Система обозначенных модулей, совмещенная с параметром времени (месяцами и неделями учебного года), образует матрицу воспитательно-образовательной технологии. Такая матрица — это готовое планирование материала для воспитателя. Именно это обстоятельство является условием широкого внедрения технологий, их воспроизведения разными педагогами в разных условиях дошкольных учреждений. Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельностей, равномерно распределенные во времени учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера, обеспечивают успех каждой возрастной технологии: ее построение приближается к оп-
Чтение специальной литературы о природе (в каждой грум пе своей) (весь учебный год) |
Экскурсии, походы |
Модули технологии воспитательно-образовательной работы —
экологического воспитания дошкольников
(одинаковые в технологиях всех возрастных групп)
Диагностический модуль-1 (сентябрь) Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольнике и
Модули воспитательно-образовательной работы с дошкольниками (сентябрь — май)
Совместная деятельность воспитателя и детей в уголке природы (поочередно со всеми детьми весь учебный год) |
Недельные наблюдения за сезонными явлениями природы, моделирование в календаре (3-я неделя каждого месяца) |
Выращивание растений (лука) — проблемно-опытная ситуация, моделирование в календаре (февраль — март) |
Зимняя подкормка птиц, моделирование в календаре (ноябрь — март) |
Акция "Зеленая елочка — живая иголочка" (декабрь -январь) |
Циклы наблюдений за животными и растениями — обитателями уголков природы и участка ДОУ (1—2 раза в квартал)|
тимальному, а реализация в практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.
Технологии экологического воспитания дошкольников имеют ряд специфических черт, проистекающих из их «природного» содержания и психологии детей. Стержнем каждой технологии являются закономерные события в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступление Нового года и др. Технология для каждого возраста находится в зависимости от экологоразвивающей среды ДОУ (наличия живого уголка, его состава). Оптимальная ее реализация происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы. Именно такой уголок природы дает возможность организовать разные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности (наблюдение, создание необходимых условий для живых существ и др.). Технологии для дошкольников включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей — преобладанию образной и действенной форм мышления.
Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии различных игр (дидактических, сю-жетно-ролевых), специально разработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный фон и обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения дошкольников к природе.
Важную роль в достижении целей экологического воспитания играет стиль общения педагога с детьми: доброжелательность, эмоциональность, личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с дошкольниками обеспечивают значительную долю эффекта и успешности в реализации технологии в любой возрастной группе. Стиль общения педагога с детьми можно поднять до уровня модуля воспитательной технологии. Многолетняя практика внедрения программы «Юный эколог» в работу экспериментальных дошкольных: учреждений Москвы, апробация разновозрастных технологий экологического воспитания детей показали, что именно благоприятный стиль общения воспитателей с воспитанниками на занятиях и в мероприятиях повседневной жизни создает эффект «принятия» знаний детьми, их быстрого и легкого усвоения, переноса в свободную самостоятельную деятельность.
Общий эффект технологий — очевидное становление у дошкольников начал экологической культуры — выявляется с помощью диагностических модулей, которое реализуются дважды за учебный год: в начале (сентябре) и конце (мае). Сопоставление результатов обследования детей демонстрирует картину их достижений — развитие представлений о природе, экологически целесо-
образного поведения в живом уголке, правильного взаимодействия с растениями и животными.