Взаимодействие человека с природой
6.1. ЧЕЛОВЕК - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО
Знания. Человек (ребенок, родители, воспитатели) живой. Ему необходимы хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит, доброжелательно относится к другим людям, бодр и деятелен.
Отношение. Дети охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий (тепло-холодно, чисто-грязно, воздух свежий и приятный - плохой и душный и т.д.). Реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания на природе (в лесу, на пляже и др.).
6.2. КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ПРИРОДУ
Знания. Дети получают представление о том, что чистый воздух, чистые реки, озера, моря, чистая земля, леса - это богатство страны, всех людей. Человек использует природное богатство: из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, мебель, строят дома, изготавливают игрушки, разные предметы. Из древесины делают бумагу, которая идет на книги, тетради, газеты. На все это надо много леса. Лес растет долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу.
Чистая вода из реки (озера) нужна растениям, животным, заводам, фабрикам. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очищают. От грязной воды люди болеют. В чистой воде умываются, моются, стирают белье и т.д. Из чистой воды готовят чай, кофе, компот, кисель, суп. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родниках. Ее можно пить не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения.
Отношение. Дети не рвут и не пачкают бумагу, замечают сломанные деревянные вещи (стулья, игрушки), обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовления.
6.3. КАК ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ
Знания. Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничий), которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой животных, птиц. На вырубленных местах сажают молодые деревья, специально выращенные в лесопитомниках. Лес берегут от пожара, поэтому там не следует разводить костров.
Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие растения и животных в Красную книгу. В каждом крае есть заповедные места.
Отношение. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных акциях.
Рекомендации к распределению материала по возрастным группам
Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре-пять лет.
В программе намеренно не дается распределение материала по возрастам, что позволяет начать ее реализацию в любой группе детского сада. Кроме того, опыт жесткой регламентации существующих программ показывает, что нередко сдерживается инициатива воспитателя в том случае, когда дети усваивают все с опережением или с отставанием. Отсутствие жесткой регламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленном темпе.
В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она ни начиналась) осуществляется на основе следующих принципов:
1) постепенное - в течение учебного года и от возраста к возрасту -наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфо-функциональной взаимосвязи с внешними условиями;
2) первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем - объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
3) постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
4) широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности - систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
5) подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, - использования сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте (с двух-трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.
Планирование органически включено в технологии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях» экскурсиях, акциях, праздниках, распределен на весь учебный год по месяцам и неделям. В этих технологиях для всех возрастных групп детского сада соблюдены выше обозначенные принципы: материал в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний, впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется в течение учебного года на новом материале; в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям.
Технологии всех возрастных групп реализуют материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытничество, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них представлено широкое использование сказок, игр, ИОС, вызывающих у детей положительные эмоции и чувства. Данные технологии - один из вариантов эколого-педагогической работы с детьми по программе «Юный эколог». Творческий воспитатель или коллектив ДОУ могут пойти иным путем - создать свои, совсем другие системы мероприятий, которые будут направлены на реализацию этой программы, на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики З
Содержание экологического воспитания дошкольников 4
Научная основа ознакомления детей с природой 4
Концепция экологического воспитания дошкольников 12
Программа «Юный эколог» 13
Методы и формы экологического воспитания дошкольников 16
Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания 16
Определение развивающей экологической среды 16
Экологический подход к содержанию животных в детском саду 18
Экологический подход к содержанию комнатных растений 33
Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада 45
Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического воспитания детей 52
Наблюдение — метод чувственного познания природы 59
Сущность наблюдения 59
Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы 64
Требования к проведению наблюдений 68
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы 73
Наблюдения за ростом и развитием живых существ 76
Наблюдения с использованием опытов 81
Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей 83
Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой 83
Предметное моделирование различных явлений природы 93
Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей 95
Игра как метод экологического воспитания 99
Связь игры с экологическим воспитанием детей 99
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании .. 100
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей 111
Экологические занятия и комплексные мероприятия 113
Разные типы занятий и их роль в экологическом воспитании детей... 113
Комплексные мероприятия экологического содержания 124
Система экологического воспитания в детском саду
и ее влияние на развитие личности ребенка 134
Технология экологического воспитания: общий подход 134
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста 137
Экологическое воспитание детей средней группы 139
Экологическое воспитание детей старшей группы 141
Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы.. 145
диагностика экологической воспитанности дошкольников 148
Приложение 1. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста - 153
Введение 153
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников 154
«Отношение» — конечный результат экологического воспитания 158
Воспитатели ребенка — носители экологической культуры 159
Организация и управление в сфере экологического воспитания дошкольников 162
Приложение 2. «Юный эколог». Программа экологического
воспитания дошкольников 166
1. Неживая природа — среда жизни растении, животных, человека 166
2. Многообразие растений и их связь со средой обитания 169
3. Многообразие животных и их связь со средой обитания 172
4. Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания 174
5. Жизнь растений и животных в сообществе 175
6. Взаимодействие человека с природой 177
Рекомендации к распределению материала по возрастным группам 179