При Президенте Республики Беларусь
При Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
О.С.Шимова
Экология и экономика
природопользования
Часть 2
Курс лекций
2-е издание, стереотипное
Минск
УДК 574 (076.6)
|
Ш61
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Шимова О.С.
Ш61Экология и экономика природопользования: Часть 2. Курс лекций.2-e стер. изд. ‑ Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 184 с.
ISBN 985-457-353-2 (ч.2)
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика" .
УДК 574 (076.6)
ББК 28.081
ISBN 985-457-353-2 (ч.2) | ã | Шимова О.С., 2003 |
ISBN 985-457-351-6 | ã | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 |
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 9. Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды. Основы экологического нормирования 6
Сущность и задачи мониторинга окружающей среды.. 6
Учет и анализ природоохранной деятельности. 14
Основы экологического нормирования. 17
Экологический аудит. 22
Экологическая экспертиза и контроль. 23
Лекция 10. Экономическое стимулирование природоохран-
ной деятельности и рационального природопользования. 29
Экономический механизм природопользования как совокуп-
ность форм и методов экономического стимулирования. 29
Особенности платного природопользования в Беларуси. 35
Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности. 42
Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований. 48
Лекция 11. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды 53
Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий 53
Целевые фонды охраны природы.. 55
Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности 61
Экологическое страхование. 65
Контрольные вопросы.. 71
Тема 4. Природоохранные затраты общества и их
экономическое обоснование. 72
Лекция 12. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду. 72
Понятие, содержание и виды ущерба от загрязнения и
истощения окружающей среды.. 72
Социальный и совокупный предотвращенный ущерб. 75
Лекция 13. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование 80
Анализ природоохранных затрат. 80
Проблема интернализации экстернальных экологических издержек. 87
Инвестирование природоохранной деятельности в Беларуси. 90
Сущность и основные показатели экономической
эффективности природоохранных затрат. 96
Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий. 99
Контрольные вопросы.. 102
Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода. 104
Лекция 14. Стратегия устойчивого человеческого развития
и экологическая политика переходного периода. 104
Экологические приоритеты и цели в новых
экономических условиях. 104
Совершенствование налогового и ценового
регулирования экологической сферы.. 110
Формирование рыночных институтов экологической сферы.. 118
Свободное предпринимательство и развитие рынка экологических услуг и работ. 128
Контрольные вопросы.. 135
Тема 6. Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в природоохранной
деятельности. 136
Лекция 15. Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в
природоохранной деятельности. 136
Глобальные экологические проблемы.. 136
Региональные экологические проблемы.. 146
Экологические проблемы Республики Беларусь. 153
Международное экологическое сотрудничество. 161
Экологическая деятельность ООН и ее специализированных органов 167
Участие Республики Беларусь в международном
экологическом сотрудничестве. 172
Контрольные вопросы.. 176
Экзаменационные вопросы.. 177
Литература. 180
Лекция 9. Наблюдение, учет и контроль в области
природопользования и охраны окружающей среды.
Основы экологического нормирования
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
Экологический аудит
Интересы защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита. Международная Торговая палата определила экологический аудит как «инструмент управления, представляющий собой систематизированную, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку экологичности производства и оборудования».
Экологический аудит возник в США в середине 70-х годов в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф, а также значительным увеличением экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 80-е годы экоаудит вошел в практику индустриальных стран Европы, что обусловило принятие специального постановления Европейского союза — «Постановление об экоаудите» (1993 г.). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза.
В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита. Важнейшей составляющей экоаудита является оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды. Необходимо учитывать, что экологический аудит и последующие инвестиции позволяют компаниям повысить конкурентоспособность благодаря улучшению результативности и эффективности производственной деятельности, а также в случае разработки новых видов продукции и услуг.
Объектами экологического аудита являются:
имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины и оборудование и пр.);
текущие операции предприятия (производственные, коммерческие и пр.);
система управления предприятием в чрезвычайных операциях;
программа охраны окружающей среды и обеспечения безопасности трудового коллектива и т.д.
Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятий явно угрожает окружающей среде и населению, по решению исполнительной власти может быть проведена принудительно.
Экологический аудит в Беларуси, России и других странах СНГ пока не получил широкого распространения. Контроль за выбросами на предприятиях ограничивается проверкой в основном тех технологических процессов, которые считаются самыми большими загрязнителями. Некоторые виды загрязняющих веществ, выбрасываемых многочисленными мелкими источниками, вообще не поддаются контролю, но могут оказывать существенное влияние на общее качество окружающей среды. Проведение полной экологической проверки промышленных предприятий позволяет выявить основные загрязняющие вещества и источники их выброса. Причем такие проверки должны проводиться ежегодно, поскольку производственные системы весьма динамичны. Экологический аудит призваны осуществлять сами промышленные предприятия с привлечением специалистов из местных экологической инспекции и общественных экологических организаций. Кроме того, проведение экологического аудирования предприятий является обязательным условием предоставления займов и кредитов международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР и др.).
Экономический механизм; методы негативной мотивации; методы позитивной мотивации; экологический налог; рынок разрешений на выбросы; баббл-принцип; политика компенсации выбросов; биржи прав на загрязнение; банки выбросов.
Экологическое страхование
В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов-источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.
Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25-30%. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятий через систему экологического страхования, лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.
Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в «осуществившуюся» позволяет, собрав относительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов, компенсировать «реализованную» опасность, т. е. ущерб.
Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окружающей среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хозяйственной сфере региона
(на возмещение убытков производственным объектам).
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.
Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону о страховании, конкретные условия определяются в договоре страхования.
Обязательным является страхование, осуществляемое в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.
Так, по данным штаба Гражданской обороны г.Минска, в промышленном производстве столицы применяются три вида сильнодействующих ядовитых веществ – аммиак, хлор и соляная кислота, единовременные запасы которых составляют соответственно до
290 т, 43-х и 184 т. В зонах возможного химического заражения проживает 29% населения Минска, то есть около полумиллиона человек. Время испарения аммиака может достигать 27 часов, хлора – 30, соляной кислоты – 570 часов.
Наибольшую потенциальную опасность для населения в случае аварии представляют 5 объектов.
На очистной водопроводной станции ПО "Минскводоканал", расположенной в районе промузла ТЭЦ-4, хранится до 40 т хлора. Однако специалисты утверждают, что весь запас ядовитого вещества может попасть в атмосферу только в случае диверсии. При технической аварии (разгерметизация контейнера) выброс этого газа составит не более 1 т. Максимальная расчетная глубина поражения – 5 км. В зависимости от направления ветра в зоне поражения могут оказаться до 160 тыс. человек.
На первом месте среди предприятий, располагающих запасами аммиака (до 85 т единовременно), находится ГП "Минский мясокомбинат". Здесь максимальная глубина возможного поражения – 5 км, в зоне поражения могут оказаться до 218 тыс. человек. Немалую опасность представляет собой и АП "Крыница" (ул. Радиальная). Запасы аммиака на этом предприятии достигают 26 т, глубина поражения – 4,4 км, жертвами могут стать 116 тыс. человек. На третьем месте – гормолзавод №3 (ул. Солтыса). В случае аварии 18 т аммиака распространятся на глубину 1,8 км, на зараженной территории могут оказаться 22 тыс. человек.
Кислоты при меньшей глубине поражения представляют большую опасность вследствие высокой концентрации. Наибольшие объемы соляной кислоты использует Минская очистная станция аэрации ПО "Минскводоканал", расположенная в промузле Шабаны. Запасы кислоты достигают здесь 60 т, глубина поражения – до 5 км, в зоне возможного поражения проживают 62 тыс. человек. На втором месте (до 50 т соляной кислоты) – КП "Минский мотовелозавод". Стоит учесть, что это предприятие расположено в одном из центральных районов города – на Партизанском проспекте. По оценкам специалистов, в зоне поражения могут находиться до 33 тыс. человек. .
Пожароопасными являются около 13 объектов: ТЭЦ, предприятия, использующие в производстве лаки, краски, бензин, дизтопливо. Радиационную опасность для Минска представляет один объект – АНТК "Сосны".
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации экологически опасных объектов устанавливает принятый в начале 2000 г. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В этом Законе впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст.25). Теперь организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования.
Однако вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в нашем законодательстве. Возможно, первоначально целесообразно ставить вопрос о введении добровольного экологического страхования и провести соответствующие эксперименты на отдельных территориях, для чего необходимо составить банк данных всех производственных объектов с ранжированием их по степени экологической опасности. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:
особо опасные – группа «А» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) должны подлежать обязательному страхованию;
опасные – группа «Б» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,085) – решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;
малоопасные – группа «В» (вероятность аварий 0,059) – предприятия страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.
Далее необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное экологическое страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств. Естественно, создание системы страховых природоохранных фондов должно быть многоэтапным, ориентированным на их реальные экономические возможности.
Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд (выступающий в роли страховщика).
Для организационно-методического обеспечения системы экологического страхования, как отмечают специалисты, необходимо принятие следующих мер:
выделение объектов и регионов, где должно начаться внедрение этой системы. Как следует из мирового опыта, объектами экологического страхования в первую очередь должны быть предприятия химической, нефтеперерабатывающей, нефтяной промышленности, трубопроводный транспорт, объекты железнодорожного транспорта, а первоочередными регионами – территории с наибольшим сосредоточением отмеченных источников повышенного экологического риска;
инвентаризация источников повышенной опасности с их классификацией по уровню экологического риска, исходя из учета износа оборудования, состояния природоохранных объ-ектов, возможного объема и состава залповых выбросов (сбро-сов) в окружающую среду, особенностей реципиентов в преде-лах возможной зоны воздействия последствий аварий (чис-ленность населения, особенности природных объектов, сель-скохозяйственных угодий, социальной инфраструктуры и т.п.);
разработка перечня страховых событий, подлежащих обязательному и добровольному страхованию. Объектами обязательного страхования в этот перечень должны быть включены такие события, наступившие в результате аварий или стихийных бедствий, как сверхлимитное загрязнение окружающей среды, переполнение или разгерметизация хранилищ твердых и жидких отходов, протечка или разливы вредных веществ из-за аварий хранилищ или транспортных систем, аварии на очистных сооружениях и пылегазоулавливающих устройствах;
разработка ставок страховых премий и сумм, выплачиваемых страховщиком (страховым фондом) в пользу третьих лиц при наступлении страхового события. Это наиболее сложная задача, предварительным условием решения которой является определение “мощности” страховщика, то есть максимальной способности страхового фонда компенсировать ущерб от страховых событий за рассматриваемый период.
Весьма важно для экологического страхования также конкретизировать виды и размеры ущерба, возмещаемого третьим лицам. За рубежом возмещают затраты третьих лиц на очистку загрязненной территории (акватории), на восстановление здоровья пострадавших людей и восстановление нарушенных экосистем, затраты на эвакуацию населения и т.п. Необходима и разработка нормативов компенсационных затрат при наступлении соответствующих страховых событий, а также типовых правил применения ски-док со страховых сумм с учетом масштабов страховых собы-тий, затрат виновника аварии и т.д. Во всех случаях должен страховаться не весь ущерб, возникающий вследствие аварии у самого виновника, поскольку это уменьшает заинте-ресованность предприятий в снижении экологического риска.
В связи с этим актуальной является разработка нормативно-правовой базы по возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, а также юридическим лицам вследствие возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. Отсутствие такой базы вызывает необходимость применения норм гражданского права с целью хотя бы частичного возмещения вреда. Однако Гражданский кодекс регулирует лишь общие вопросы возникновения подобных «деликатных» обстоятельств без строго учета самой ситуации и источника ее возникновения, а природоохранное законодательство, включая законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», также не дает четких рекомендаций на этот счет. Данный законопроект содержит статьи «Обязанность возмещения вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства» и «Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным состоянием окружающей среды», но они декларируют лишь общие положения и указывают, что возмещение вреда в обоих случаях производится в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь. Это говорит о настоятельной потребности в дальнейшей разработке правовых норм и принятии самостоятельного закона «О возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями», который конкретизировал бы нормативно-правовые положения компенсации эколого-экономического ущерба.
Таким образом, реализация стратегии экологической безопасности требует дальнейшего совершенствования законодательных основ природоохранной деятельности, обеспечивающих необходимую научно-методическую и нормативно-правовую базу для создания системы экологического страхования. Это большая и сложная работа, однако ее актуальность в условиях перехода к рынку несомненна. Экологическое страхование будет стимулировать снижение риска экологически опасных аварий путем соответствующей дифференциации страховых премий, осуществления экологического аудита предприятий страховыми фондами, повышения заинтересованности самих территориальных страховых экологических фондов в реконструкции наиболее опасных объектов, финансировании создания экологически совершенных технологий и т.д.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность экономического механизма природо-пользования?
2. Как группируются инструменты ценового регулирования природопользования?
3. Что включает в себя система платности природопользования в Республике Беларусь?
4. В чем причины невысокой стимулирующей роли экологических платежей?
5. В чем суть рынка прав на загрязнения?
6. Каковы основные источники финансирования природоохранной деятельности в Республике Беларусь?
7. Как распределяются средства целевых бюджетных фондов охраны природы?
8. Какие источники финансирования природоохранной сферы не находят применения в отечественной практике?
9. Какие виды экологического страхования существуют?
Издержки предотвращения; инвестиции в основной капитал; текущие издержки; основные производственные природоохранные фонды (ОППФ); интернальные издержки; экстернальные издержки; ассимиляционным потенциалом природной среды; текущая природоохранная деятельность; природоохранные мероприятия; экономическая эффективность природоохранной деятельности; ссоциальная эффективность природоохранных мероприятий.
Литература
1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учебное пособие.- М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 1994.
2. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учеб. пособие. – Мн., 2000.
3. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учеб. пособие. – Мн., 1999.
4. Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. – Киев: Наук. думка, 1991.
5. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
6. Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия.– Киев: Наук. думка, 1991.
7. Вермеенко Т.Д. Экологическая лицензия и экологический паспорт предприятия: Конспект лекции. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1997.
8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.
9. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии.– М.: Горизонт, 1999.
10. Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием.– М.: Наука, 1993.
11. Гофман К. Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России. // Экономика и мат. методы.– 1994.– Т. 30. Вып. 4.–
С. 22–34.
12. Гофман К. Г. Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике. // Экономика и мат. методы.– 1991.– Т. 27. Вып. 2.– С. 315–321.
13. Гофман К. Г., Моткин Г. А. Об имущественной ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды и создании в СССР системы экологического страхования// Экономика и мат. методы.– 1991.– Т. 27, вып. 6.– С. 1005–1012.
14. Гофман К. Г., Рюмина Е. В. “Кредитные отношения” общества и природы. // Экономика и мат. методы.– 1994.– Т. 30, вып. 2.–
С. 17–32.
15. Гусев А. А., Гусева И. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития. // Экономика и мат. методы.– 1996.– Т. 32. Вып. 2.– С. 67–76.
16. Кабушко А.М. Экономика природопользования: Учеб. пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
17. Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа, человек, технология. –Л., 1974.
18. Коммонер Б. Технология прибыли.– М.: Мысль, 1976.
19. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Рио-де-Жанейро, июнь 1992. – Новосибирск: РАН, Сиб. отд., 1993.
20. Корб Б., Начилхаут П. Экономические стимулы охраны окружающей среды США. // Экономика и мат. методы.– 1992.– Т.28. Вып. 5-6.– С. 754–760.
21. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХ1 веке. – М.: Косминформ, 2001.
22. Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М.: Инст-т междунар. права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1998.
23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.– М.: Республика, 1992.
24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.
25. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 24, ч. II.
26. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.- Мн.: Нац. комиссия по уст. разв. Респ. Беларусь, 1997.
27. Национальный доклад: Состояние окружающей среды Республики Беларусь. – Мн.: БелНИЦ «Экология» и др., 2001.
28. Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001-2005 годы. – Мн., 2001.
29. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. Учеб. пособие.- М.: Изд-во "ПРИОР", 2000.
30. Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь: Стат. сб. – Мн., 2000.
31. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
32. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы, гипотезы. – М.: Россия молодая, 1994.
33. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подходы предпринимателя– М.: Миннауки РФ, Междунар. ун-т, 1994.
34. Соколовский Н.К. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов: Тексты лекций. – Мн.: БГЭУ, 2000.
35. Состояние природной среды Беларуси: Эколог. Бюл. 1999 г. – Мн., 2000.
36. Струмилин С.Г. О цене «даровых» благ природы.// Вопросы экономики, 1967, №8.
37. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учеб. пособие. /Ю.Б.Осипов, Д.Е.Дымов, Д.Г.Зилинг и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
38. Федоренко Н.П. Оптимизация экономики. – М.: Наука, 1977.
39. Формирование политики природопользования/ Апиманова Т.Е., Баврина Е.Е., Войтоловская Е.П. и др. – М., 2000.
40. Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика). – М.: НИА – Природа, 2000.
41. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений.- Мн.: БГЭУ, 1995.
42. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник.- Мн.: БГЭУ, 2001.
43. Шимова О.С. Эколого-экономическое регулирование: вопросы методологии и практика переходного периода.- Минск: ЗАО "Белбизнеспресс", 1998.
44. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать /Под ред. В.И.Данилова-Данильяна.– М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
45. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. /Под ред. Э.В.Гирусова, В.Н.Лопатина. – 2-е изд., – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2002.
46. Экономика природопользования /Под ред. Т.С.Хачатурова. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
47. Экономический механизм природопользования: состояние и перспективы: Сб. науч. тр. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1998.
|
Учебное издание
Ольга Сергеевна Шимова
Часть 2
Курс лекций
2-е издание, стереотипное
Ответственный за издание С.С. Жаврид
Художник обложки О.А. Стасевич
Под авторской редакцией
Компьютерная верстка Н.М. Азаревич
Подписано в печать 20.12.2004.
Бумага офсетная. Формат 1/16.
Печать трафаретная. Усл.печ.л. 10,69. Уч.-изд.л.11,5.
Тираж 100 экз. Заказ
Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Лицензия №02330/0056905 от 01.04.2004 г.
Отпечатано в Академии управления
при Президенте Республики Беларусь с оригинал-макета заказчика.
220007, г. Минск, ул. Московская, 17.
[1] Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учебное пособие.– М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 1994.– 312 с.
* Реципиент(от лат. recipiens – получающий, принимающий) – объект, который несет ущерб от загрязнения окружающей среды.
[2] Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием.– М.: Наука, 1993. – 136 с.
[3] Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М.: Инст-т междунар. права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1998. – 192 с.
* Императив ( от лат. imperativus – повелительный) – безусловный принцип поведения.
[4]. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подходы предпринимателя– М.: Миннауки РФ, Междунар. ун-т, 1994.– 355 с.
[5] Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подходы предпринимателя– М.: Миннауки РФ, Междунар. ун-т, 1994. С.92.
* Конвенция(от лат. conventio – соглашение) – договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу.
* Имплементация ( от лат. impleo – исполняю) – осуществление, выполнение государством международных правовых норм.
при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
О.С.Шимова
Экология и экономика
природопользования
Часть 2
Курс лекций
2-е издание, стереотипное
Минск
УДК 574 (076.6)
|
Ш61
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Шимова О.С.
Ш61Экология и экономика природопользования: Часть 2. Курс лекций.2-e стер. изд. ‑ Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 184 с.
ISBN 985-457-353-2 (ч.2)
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика" .
УДК 574 (076.6)
ББК 28.081
ISBN 985-457-353-2 (ч.2) | ã | Шимова О.С., 2003 |
ISBN 985-457-351-6 | ã | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 |
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 9. Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды. Основы экологического нормирования 6
Сущность и задачи мониторинга окружающей среды.. 6
Учет и анализ природоохранной деятельности. 14
Основы экологического нормирования. 17
Экологический аудит. 22
Экологическая экспертиза и контроль. 23
Лекция 10. Экономическое стимулирование природоохран-
ной деятельности и рационального природопользования. 29
Экономический механизм природопользования как совокуп-
ность форм и методов экономического стимулирования. 29
Особенности платного природопользования в Беларуси. 35
Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности. 42
Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований. 48
Лекция 11. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды 53
Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий 53
Целевые фонды охраны природы.. 55
Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности 61
Экологическое страхование. 65
Контрольные вопросы.. 71
Тема 4. Природоохранные затраты общества и их
экономическое обоснование. 72
Лекция 12. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду. 72
Понятие, содержание и виды ущерба от загрязнения и
истощения окружающей среды.. 72
Социальный и совокупный предотвращенный ущерб. 75
Лекция 13. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование 80
Анализ природоохранных затрат. 80
Проблема интернализации экстернальных экологических издержек. 87
Инвестирование природоохранной деятельности в Беларуси. 90
Сущность и основные показатели экономической
эффективности природоохранных затрат. 96
Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий. 99
Контрольные вопросы.. 102
Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода. 104
Лекция 14. Стратегия устойчивого человеческого развития
и экологическая политика переходного периода. 104
Экологические приоритеты и цели в новых
экономических условиях. 104
Совершенствование налогового и ценового
регулирования экологической сферы.. 110
Формирование рыночных институтов экологической сферы.. 118
Свободное предпринимательство и развитие рынка экологических услуг и работ. 128
Контрольные вопросы.. 135
Тема 6. Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в природоохранной
деятельности. 136
Лекция 15. Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в
природоохранной деятельности. 136
Глобальные экологические проблемы.. 136
Региональные экологические проблемы.. 146
Экологические проблемы Республики Беларусь. 153
Международное экологическое сотрудничество. 161
Экологическая деятельность ООН и ее специализированных органов 167
Участие Республики Беларусь в международном
экологическом сотрудничестве. 172
Контрольные вопросы.. 176
Экзаменационные вопросы.. 177
Литература. 180
Лекция 9. Наблюдение, учет и контроль в области
природопользования и охраны окружающей среды.
Основы экологического нормирования
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: