Тема 5 . Проблемы устойчивого развития России и зарубежных стран (6ч)
Практическое занятие № 10, 11, 12 (6ч)
Защита портфолио
Тема 6. Образование для устойчивого развития (2ч)
Практическое занятие № 13 (2ч)
План.
1. Концептуальные основы образования для устойчивого развития. Этапы развития.
2. Десятилетие образования для устойчивого развития ( ЮНЕСКО)
3. Содержание образования для устойчивого развития
Вопросы для самоконтроля
1. Когда состоялась Боннская конференция по ОУР, и какие важнейшие положения она зафиксировала?
2. Каковы важнейшие социально-экономические последствия экологизации образования на общенациональном уровне в России?
3. Каковы источники ОУР?
4. Каковы особенности концептуальных моделей ОУР: практической, практико-ориентированной и университетской модели профессиональной подготовки?
5. Какие компоненты входят в содержание ОУР?
6. Каковы основные методы его реализации?
7. Какова роль государства, местных администраций в развитии ОУР?
8. Каковы основные темы ОУР?
Задания для самостоятельной работы студентов
к 1 вопросу
Изучите программные положения образования для устойчивого развития (Повестка дня – 21 век). Соотнесите цели и результаты образования для устойчивого развития.
Цель образования для устойчивого развития – содействие приобретению знаний, навыков, опыта, развитию творческих способностей, самореализации, становлению личности учащихся в процессе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений на основе устойчивого развития.
Основной результат образования для устойчивого развития | представляет осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой |
Ближайший результат образования для устойчивого развития | понимание необходимости не только экологических, но и социально-экономических перемен управления хозяйством (в масштабе мирового сообщества, отдельных государств, регионов, населенных пунктов, организаций и учебных заведений), строго соответствующих экологическим требованиям. |
Отдаленный результат образования для устойчивого развития | реализация аксиологического основания образования для устойчивого развития – постматериальных ценностей |
«План работы по осуществлению Стратегии ЕЭК ООН для ОУР на 2008-2010 гг.». включает перечень мер по продвижению ОУР в регионе. В списке приоритетных направлений работы названы:
- Координация действий на международном и национальном/государственном уровнях;
- Рабочие совещания и учебные курсы;
- Надлежащая практика;
- Тематические исследования;
- Использование электронных средств;
- Повышение уровня осведомленности;
- Сохранение и использование традиционного опыта и знаний.
Приведите примеры реализации этих мер в России.
ко 2 вопросу.
Ознакомьтесь к документом Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития 2005-2014 гг. Режим доступа http://unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf.
Ответьте на вопросы:
- Что понимается в данном документе под образованием для устойчивого развития?
- Каковы цели ОУР? Каковы предпосылки его возникновения?
- В чем заключается комплексный подход к ОУР?
- Кто является его участниками?
к 3 вопросу:
Какие вопросы устойчивого развития могут изучаться в школьных курсах биологии и географии?
Заполните таблицу:
Темы УР | География | Биология |
Литература и источники
Основная
Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.
Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н. ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : МГУ, 2007. - 624 с
Дополнительная
Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 013100"Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б.Б. Прохоров. 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 317 с.
Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М. : Логос, 2006. – 311 с.
Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2004. - 480 с.
Технологическая карта
Код формируемой компетенции | Содержание задания (краткая характеристика) | Количество мероприятий[1] | Максимальное количество баллов[2] | Срок предоставления (график контроля) | ||
Вводный блок | ||||||
Не предусмотрен | ||||||
Основной блок | ||||||
ОПК 6, ПК 18 | Итоговый тест | На итоговом занятии | ||||
ОПК 6 | Презентация | На практическом занятии | ||||
ОПК 6, ПК 18 | Подготовка и защита тематического портфолио | На практических занятиях | ||||
ОПК 2, ПК 18 | Подсчет экологического следа | На практических занятиях | ||||
ОПК 6, ПК 14, ПК 18, ОПК 18 | Работа на практических занятиях | На практических занятиях | ||||
Всего: | ||||||
Зачет | ||||||
Всего: | ||||||
Итого: | ||||||
Дополнительный блок[3] | ||||||
Письменное выполнение заданий для самостоятельной работы | по согласованию с преподавателем | |||||
Всего баллов по дополнительному блоку[4]: | ||||||
[1] Количество мероприятий рассчитывается, как правило: 1 мероприятие = 2 акад. часа
[2] Максимальное количество баллов, заявленное в технологической карте дисциплины за выполнение заданий, должны соответствовать количеству баллов, указанных в ФОС РПД (п. 8, Критерии и шкалы оценивания)
[3] Дополнительный блок не является частью основного блока, дает возможностьстудентам добрать баллы, необходимые для допуска к промежуточной аттестации в случае невыполнения заданий основного блока по причинам болезни, пропусков занятий и т.д. или улучшить свои текущие результаты
[4] Количество баллов в дополнительном блоке не должно превышать 40