С художественной литературой

1. Какие методы ознакомления с художественной литературой использовал воспитатель на занятии?

2. В чем заключалась подготовка воспитателя и детей к занятию?

3. Соответствие задач занятия требованиям Программы.

4. Проанализируйте ход занятия:

а) соблюдался ли принцип тематического единства, интеграция областей

б) вводная часть, ее цель и длительность

в) основная часть, использование воспитателем приемов, облегчающих детям понимание содержания художественного текста

г) заключительная часть занятия, рефлексия

5. Речевая активность детей на занятии

6. Общая оценка занятия

ЗАДАНИЕ 2Знакомство с книжным уголком. Анализ книжных уголков. Наблюдение за работой воспитателя с детьми в книжном уголке.

Вопросы к анализу

1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково оборудование и освещение уголка книги? (хорошее освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

2. Как оформлен уголок книги. Соответствует ли данное оформление возрасту детей?

3. Оцените подбор книг. Соответствует ли он возрасту детей?

4. Наличие различных материалов: художественная литература – несколько книг одного наименования и автора разных издательств; иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой; материалы об авторах, художниках - иллюстраторах.

5. Наличие тематических выставок и сменяемость материалов.

6. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми? Она организована по подгруппам или со всей группой детей? Какие приемы использует воспитатель для развития интереса у детей книгам?

7. Составьте рекомендации для воспитателей по усовершенствованию уголка книги. Приложите фотографии.

Производственная практика:

Задание 1Планирование и самостоятельное проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой.

Рекомендации по подготовке и проведению занятий

Занятия, посвящённые знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки:

• Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения

• Постановка задач чтения в зависимости от характера литературного произведения

• Отбор методов работы с книгой

Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения.

1.Осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения, в процессе которого педагог должен проявлять свою культуру, умение оценивать идейную направленность произведения, его художественный уровень и воспитательные значение.

2.Знакомство воспитателя с книгой, чтение и анализ.

Анализ произведения поможет успешно решить задачи двух последующих этапов подготовки к занятию.

Например, что главное в стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок». Какое отношение автора к своему герою? По – видимости он испытывает уважение к личности. Вот это и должно прозвучать в исполнении стихотворения воспитателем.

Поскольку маленький ребёнок – не читатель, слушатель, выразительное чтение взрослым книги для малыша – первый и важнейший шаг к её постижению. Зачитывая детям литературное произведение, воспитатель делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную мысль, которая в нём заложена.

Это - литературная задача, она включается в программное содержание занятия и стоит там на первом месте. Формулировать её нужно конкретно, раскрывать её общий смысл - довести до понимания детей главный замысел автора.

Литературная задача поможет сформулировать и другую задачу- воспитательную. Обе задачи вносятся в программное содержание занятия.

После литературного анализ произведения и постановки программных задач можно приступать к методическим разработкам самого занятия. Воспитатель намечает вопросы для обсуждения прочитанного, обдумывает место и меру использования других средств наглядности, способы объяснения для детей непонятных слов и выражений и другие методические аспекты.

В структуре занятий по литературным произведениям можно условно выделить три части.

Главная цель первой части занятия- познакомить детей с произведением, обеспечить полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова беседа мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста.

Перед чтением воспитатель в случае необходимости должен объяснить смысл сложных для понимания дошкольнику слов и выражений. Кроме вопросов в беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории созданного, того или иного произведения. Применение тех или иных методических средств зависит от возрастных особенностей детей, а также от художественного произведения.

Вторая часть занятия - выразительное чтение текста воспитателем.

Третья часть – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображённым событиям и героям, но вместе с тем бывает неполным и поверхностным. Задача воспитателя - в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.

Участвуя в коллективном обсуждении произведения, ребёнок уточняет своё индивидуальное понимание прочитанного , осознаёт его, осмысливает, пытаясь выразить наиболее точным словом.

Различают следующие категории вопросов, которые задают детям после прочтения.

1. Первый вид вопросов задают после прочтения в начале беседы.

2. Второй вид вопросов, посвящён характеристике понравившихся героев. Их поступкам.

3. Можно предложить детям ещё раз прослушать произведение для того, чтобы уточнить кульминацию сюжета. И снова задать вопросы.

4. Вопросы, заставляющие размышлять о поступках героев, причинах поступка, выявлять внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность.

5. Вопросы, которые привлекают ребёнка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным и эмоциональным строем. Эти вопросы помогают понять неслучайность использования тех или иных слов, эмоциональную окраску. Такие вопросы включаются в беседу с детьми старшего дошкольного возраста.

6. Для младших дошкольников вопросы по содержанию прочитанного имеют основное значение. Свойственна потребность в неоднократных встречах с одними и теми же произведениями, эпизодами, строчками и словами. В старших группах подобные вопросы играют вспомогательную роль, нужны для того , чтобы напомнить, актуализировать эпизоды, детали как будто бы не главные в сюжете, но на самом деле необходимые для осознания смысла

7. Назначение этих вопросов - вызвать у ребёнка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Вопросы задают с целью побуждения детей к активному использованию знаний о произведении, подумать о нём по- иному, посмотреть на него с другой точки зрения. Вопросов не должно быть слишком много. Постановка того или иного вопроса определяется литературными особенностями конкретного произведения и педагогическими задачами. Вопросы должны побуждать ребёнка к размышлению, помогать увидеть скрытое литературное содержание.

8. Третья часть занятия должна возвратить читателя - ребёнка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сам рассказ или сказка, а не беседа по тексту. Поэтому занятие полезно заканчивать повторным чтением произведения, если оно невелико по объёму или читать понравившиеся эпизоды. Занятие - это первая встреча ребёнка с тем или иным произведением художественной литературы. От воспитателя зависит, будет ли эта встреча полезной и радостной, важно, чтобы чтение рождало яркие, зримые образы, горячие переживания, а умный, тактичный разговор о прочитанном приглашал ребёнка к размышлениям, помогал подчиняться на новый уровень понимания художественной литературы и жизни.

Примерный конспект НОД занятия по ознакомлению с художественной литературой

в старшей группе. Русская народная сказка " Хаврошечка"

Задачи:

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Развивать умение поддерживать беседу.

Активизация словаря:

Оборудование: Книга и иллюстрации; загадка; игрушечная корова с колокольчиком на шее; сказка "Хаврошечка" ; цветные карандаши; альбомный лист А4.

Ход занятия.

Вводная часть.

Загадываю детям загадку:

Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают. (коровы)

-Правильно, ребята. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка. -Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла? Дети: Да. -Для этого нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находиться у неё на шее, и тогда мы перенесёмся с вами в сказку. Готовы? Дети: Да. -Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронулась, тот сразу же окажется в сказке, которая называется "Хаврошечка".

Основная часть. Читаю сказку, периодически показывая иллюстрации. Непонятные слова и выражения (занудили, заморили, смежила, пала, лиха не знавать) объясню заранее.

- Ребята, вам понравилась сказка? Дети: Да. - Как она называется? Дети: Хаврошечка. - К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"? Соня: К злой мачехе и ей ленивым дочкам. - Сколько было дочерей и как их звали? Маша: У мачехи было три дочери - Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. - А какими они были? Рита : Они были ленивыми. - А что делала Хаврошечка? Олег: Она на них работала. - Кто помогал Хаврошечке? Настя: Ей помогала корова. - Что она помогала ей делать? Варя: Корова помогала выполнять всю работу. - Что она при этом говорила? Боря: Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово. - Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? Алина: Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали. - И какая же из дочерей всё рассказала мачехе? Захар: Триглазка всё рассказала матери. - Что же произошло дальше? Рита: Мачеха приказала зарезать корову. - А что сделала Хаврошечка? Даша: Она собрала все косточки и посадила их. - Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки? Олег: На том месте выросла яблоня с наливными яблочками. - Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше? Вика: Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком. - А почему мачехины дочки не могли угостить барина? Маша: Потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками. - А кто угостил барина? Максим: Крошечка - Хаврошечка. - Чем закончилась сказка? Гриша: Барин женился на ней. -Молодцы, дети.

- Ребята, давайте немного отдохнём. Становитесь в кружок. Проведём физкультминутку:

Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть! Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками) И головки опустили, (приседают) А когда откроем глазки (встают) Попадём в рассказы, сказки (поднимают руки вверх) Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнём - и снова в путь.

Заключительная часть.

- Ребята, кто вам понравился в этой сказке и почему? Рита: Понравилась Хаврошечка, она была очень добрая и трудолюбивая. - А какими были мачеха и её дочки? Маша: Они были злыми и завистливыми. - Чему нас учит эта сказка? Дети (по очереди) : Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

(Беру колокольчик и звоню)

- Закончилась сказка, зазвенел колокольчик и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу. - Посмотрите вокруг, видите, на память о сегодняшнем занятии Хаврошечка прислала вам угощения - яблочки со своей волшебной яблоньки. - Ребята, наше занятие закончилось, все молодцы, внимательно слушали и активно отвечали на вопросы.

Последующая работа.

- Ребята, в благодарность Хаврошечке, давайте нарисуем её и коровку, которая ей помогала.

Задание 2Планирование и проведение работы с дошкольниками в книжном уголке.

Рекомендации по организации книжного уголка в группе и проведению работы с дошкольниками в книжном уголке.

Младший дошкольный возраст

Наполнения уголка Педагогическая работа с детьми Правила поведения в уголке книги
Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг. Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, иллюстрации. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др. Особое предпочтение книжкам - картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки-малютки, книжки - игрушки и др. Воспитатель учит: § внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия; § побуждать пересказывать отдельные эпизоды; § обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.) Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством. В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой: 1. Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. 2. Приучает рассматривать книги и картинки только там. 3. Сообщает правила, которые нужно соблюдать: § брать книги только чистыми руками; § перелистывать осторожно, не рвать, § не портить, не использовать для игр; § после просмотра ставить на место. В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.
Иллюстрации по различным тематикам: § Родина § Труд людей § Родная природа § Игры детей § Предметные картинки и др. по программе. Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. В младшей и средней группах - 2-3 иллюстрации.

Старший дошкольный возраст

Наполнения уголка Педагогическая работа с детьми Работа с детьми
Художественная литература Размещать можно одновременно 10-12 разных книг: § 2-3 сказочных произведения, § стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью); § 2-3 книги о животных и растениях; § книги, с которыми детей знакомят на занятиях; § книги для расширения сюжета детских игр; § юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.); § «Толстые» книги ; § книги, которые дети приносят из дома. Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. § Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; § Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; § Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; § Закрепить интерес дошкольников к сказкам; § Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства; § Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями. § Закрепляются правила обращения с книгой. § Принимают участие в самостоятельной починке книг. § Принимают участие в оформлении тематических альбомов и

МДК.02.08. Теория и методика экологического образования дошкольников

Содержание

Учебная практика:

Наши рекомендации