Результаты посещения Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области.
27 июня 2017 г. члены Совета Бабушкин А.В. и Полякова Э.М. при участии представителей ОНК Челябинской области, аппарата Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, ГУ МВД России по Челябинской области посетили Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области (далее – Центр).
Лимит наполнения Центра составляет 150 человек. На момент посещения в учреждении содержалось 92 человека. Превышение нормативов численности содержащихся в Центре граждан не допускается благодаря принципиальной позиции ГУ МВД России по Челябинской области.
Совет особо отмечает, что 16 мая 2017 г. в Центре имел место случай смертности в больнице гражданина, прибывшего из колонии.
В качестве положительной практики в работе Центра Совет отмечает следующее:
1. Медицинское обеспечение: флюорография поступающих проводится еженедельно, стоматологическая помощь оказывается поликлиникой на ул. Красного Урала, как и экстренная стоматология в ночное время; имеется специальный дежурный автомобиль для вывоза больных.
2. Приемлемые условия содержания: телефоны у выдворяемых не изымаются, прогулка проводится 2 раза в день по 2 часа; спальные помещения запираются только в ночное время; в комнатах проживают не более 4 человек, имеются настольные игры.
3. В целом, соблюдается разумный баланс между обеспечением режима и уважением прав человека.
Общая оценка соблюдения прав человека в Центре приближается к отличной.
По итогам посещения Совет рекомендует:
Администрации Центра совместно с прокуратурой Челябинской области:
1. Оказать содействие в пересмотре судебных решений в отношении следующих иностранных граждан, имеющих семьи в Российской Федерации:
а) лицо без гражданства Ю, проживающий в России с 1999 г, имеющий несовершеннолетних детей - граждан Российской Федерации;
б) К, проживающий в России с 2003 года, имеющий в г. Омске несовершеннолетних детей - граждан Российской Федерации;
в) Л, мать которого проживает в с. Тарутино Челябинской области, а дочь зарегистрирована в с. Чисма Челябинской области;
г) гражданин Республики Казахстан, проживающий в России с 2005 г. Р, мать которого проживает в Брединском районе Челябинской области (выдворяется в связи с тем, что просрочен его паспорт гражданина Республики Казахстан);
д) гражданин Республики Таджикистан Х, имеющий гражданскую жену, гражданку Российской Федерации К и несовершеннолетнего ребенка;
е) гражданин Республики Казахстан Г, имеющий отца который проживает в Челябинской области, и ребенка 4 лет, проживающего в Ростовской области в г. Шахты;
ж) гражданка Республики Узбекистан Д, имеет мать, проживающую в Курганской обл., родственников – инвалидов 3 группы.
Администрации Центра при выявлении подобных фактов, в т.ч. выдворении лиц без гражданства, срочно информировать об этом прокуратуру области и руководство УВМ ГУ МВД России по Челябинской области.
2. Провести проверку по следующим сообщениям о нарушениях прав человека в деятельности органов внутренних дел:
а) М находился в отделе полиции г. Усть-Катав 2-3 мая 2017 г. около 46 часов, все это время его не кормили, получал только воду, спал на досках без матраса;
б) А находился в ОМВД Калининского района 21-23 июня 2017 г. без пищи и спальных принадлежностей;
в) Г находился в ОМВД Верхнеуфалейского района 6-8 июня 2017 г., без пищи и спальных принадлежностей;
г) гражданка Нигерии И сообщила о том, что при задержании в отделе полиции 7 месяцев назад у нее забрали 21 500 рублей.
3. Обеспечить наличие в библиотеке Центра книг на языках народов, к которым принадлежат выдворяемые лица.
4. Произвести замену износившихся матрасов на новые (либо выдавать второй матрас).
5. Оборудовать помещение для просмотра телепередач.
6. Улучшить санитарное состояние Центра, чаще мыть стены в камерах;
7. Рассмотреть возможность создания помещений для занятий спортом.
8. Расширить прогулочные дворики, увеличить навесы, установить дополнительные скамейки.
В связи с вышеуказанным, Совет отмечает наличие в Челябинской области ряда проблем, связанных с выдворением иностранных граждан и лиц без гражданства, в результате чего происходит нарушение их права на уважение частной и семейной жизни, закрепленного в ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Работа с обращениями данной категорий лиц позволяет говорить, что при вынесении решений суда о выдворении либо о нежелательности пребывания не учитывается тяжесть совершенного преступления, его проживание с членами своей семьи, являющимися гражданами России, необходимость содержания своей семьи и воспитания детей, ухода за престарелыми родителями и более того, возможные последствия оставления семьи без средств к существованию.
Органам судебной власти Челябинской области:
Принимать во внимание семейные обстоятельства лиц, нарушивших миграционный режим на территории России, и при вынесении судебных решений о назначении административного наказания руководствоваться правовой позицией Верховного Суда РФ, а также положениями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод об уважении семейной жизни, государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Правительству РФ:
Разработать порядок удостоверения личности в отношении лиц без гражданства в целях возможности реализации ими прав человека на труд, медицинское обслуживание до снятия судимости (либо статуса нежелательности пребывания).
Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
Рассмотреть вопрос о внесении в законодательство поправок в части легализации лиц без гражданства на территории России, имеющих судимость, в особенности бывших граждан СССР и проживающих здесь десятилетиями.