Результаты правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по Челябинской области в 1 полугодии 2017 года

Результаты правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по Челябинской области в 1 полугодии 2017 года

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие материалы публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области (далее - Управление) с руководством по соблюдению обязательных требований разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основаны на реализации положений:

-Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

-Закона Росийской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979-1;

-Федерального закона от 13.07.2015 № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О ветеринарии»»;

-Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

-Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений»;

-Земельного кодекса Российской Федерации от 25.09.2001г. № 136-ФЗ;

- Федерального закона от 17.12.1997г. № 149-ФЗ «О семеноводстве»;

-Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

-Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р;

-Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 № 222 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области», «О внесении изменений в Положение от 02.04.2015г.»;

-Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017№ 13(2)).

Материалы содержат доклад по правоприменительной практике с руководством по соблюдению обязательных требований в области ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, обеспечения плодородия почв, обеспечение качества и безопасности зерна, крупы и комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, семеноводства сельскохозяйственных растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения Управлением федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Задачами анализа правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов применения Управления обязательных требований;

-выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

-выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

- выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться Управлением в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;

В качестве источников формирования Доклада использованы:

- результаты проверок и иных мероприятий по контролю;

- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;

- разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2017г. № 245 «О внесении изменений в постановление Правительства от 17 августа 2017г. № 806», Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Россельхознадзором подготовлены и представлены в Правительство проекты постановлений о внесении изменений в Положение о Государственном ветеринарном надзоре, Положение о государственном земельном надзоре в части применения риск-ориентированного подхода. В самое ближайшее время данные изменения будут приняты и использованы при планировании контрольных мероприятий на 2018год.

Согласно указанным документам, проведение плановых проверок в отношении объектов федерального государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска – два раза в год;

для категории высокого риска - один раз в 1 год;

для категории значительного риска - один раз в 2 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении объектов федерального государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Управлением в 1 полугодии 2017 года проведено 772 мероприятия по контролю, в которые вошли 138 плановых и 127 внеплановых проверок.

Общее количество проверок сокращено на 30 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (1 полугодие 2016 года – 1096 проверок).

Количество плановых проверок в сравнении с 1 полугодием 2016 года уменьшилось на 79 % (в 2016 - 665, в 2017 – 138), количество внеплановых проверок уменьшилось на 31 % (в 2016 -184, в 2017 - 127). Уменьшение плановых проверок на 79% обусловлено Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с этимс 1 января 2016 года для малого бизнеса начали действовать «надзорные каникулы».

Также было проведено:

- 242 совместных контрольно-надзорных мероприятия с органами транспортной прокуратуры, ГУ МВД, таможни, ПУ ФСБ, Управлением Ространснадзора по Челябинской области;

Плановых рейдовых осмотров земельных участков – 91;

Документарных проверок при ввозе/вывозе зерна – 32;

Обследования хозяйствующих субъектов – 109;

Внеплановые проверки лицензиатов -21;

Административных расследований – 6;

Предварительные проверки информации – 6.

Поступило заявлений граждан в 1 полугодии 2017г.-108, что на 27% больше, чем в 2016 году (85 обращений), по всем обращениям граждан приняты обусловленные законодательством меры, заявителям предоставлены ответы. Изменилась тематика обращений: если в 2016 году в 1 полугодии поступило 12 обращений граждан в связи неприятным запахом и нашествием мух, 9 - из-за вывоза помета на поля, то в 2017 году – только 2 заявления по этой теме. Управлением проделана большая работа по этому направлению – по всем обращениям были приняты меры, в том числе проведены согласованные с органами прокуратуры проверки, дважды, в 2016 и 2017 годах, были проведены координационные совещания на тему «Соблюдение законодательства Российской Федерации по утилизации отходов производства», на которых говорилось о нарушениях крупными птицеводческими предприятиями условий хранения, переработки и утилизации отходов производства, о необходимости строгого соблюдения технологии производства, о жалобах граждан.

В совещании принимали участие представители надзорных ведомств — Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Управления Росприроднадзора по Челябинской области, Челябинской природоохранной прокуратуры, Министерства экологии Челябинской области, Министерства сельского хозяйства Челябинской области, и руководители крупнейших в области птицеводческих предприятий ООО «Равис — птицефабрика Сосновская», ООО «Агрофирма Ариант», ЗАО «Уралбройлер», ПАО «Птицефабрика Челябинская», ЗАО «Бектыш», ООО «Утиные Фермы». По итогам совещаний было согласовано решение о необходимости строгого соблюдения в работе предприятий животноводческой и птицеводческой отрасли технологий производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, даны рекомендации соблюдения технологических режимов, проведения лабораторных исследований отходов производства (помета/навоза).

В этом году наибольшее количество обращений граждан поступило на незаконную деятельность контактных зоопарков – 25, на использование земель с нарушениями требований земельного законодательства Российской Федерации – 10, на захламление земель сельхозназначения отходами производства и потребления - 4, жалобы на содержание животных с нарушениями законодательства – 5, много обращений по вопросам разъяснения действующего законодательства – 18, по всем обращениям граждан проводится работа, по мере необходимости проводятся надзорные мероприятия.

Количество плановых проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, в 1 полугодии 2016г. составило 46% и 92 % в 1 полугодии 2017г. Количество внеплановых проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, в 1 полугодии 2016г. составило 63% и 89 % в 1 полугодии 2017г.

То есть эффективность проведенных надзорных мероприятий при снижении их численности возросла и составила в 1 полугодии 2017года- 1,7 (количество правонарушений на одну проверку), тогда как в 2016 году – 0,9.

Среди типовых нарушений как при плановых так и при внеплановых проверках, связанных с нарушением обязательных требований в области обеспечения ветеринарного, карантинного благополучия, соблюдения требований земельного надзора, надзора за качеством зерна и семенного контроля, отмечаются следующие нарушения.

Результаты правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по Челябинской области в 1 полугодии 2017 года

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие материалы публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области (далее - Управление) с руководством по соблюдению обязательных требований разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основаны на реализации положений:

-Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

-Закона Росийской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979-1;

-Федерального закона от 13.07.2015 № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О ветеринарии»»;

-Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

-Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений»;

-Земельного кодекса Российской Федерации от 25.09.2001г. № 136-ФЗ;

- Федерального закона от 17.12.1997г. № 149-ФЗ «О семеноводстве»;

-Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

-Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р;

-Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 № 222 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области», «О внесении изменений в Положение от 02.04.2015г.»;

-Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017№ 13(2)).

Материалы содержат доклад по правоприменительной практике с руководством по соблюдению обязательных требований в области ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, обеспечения плодородия почв, обеспечение качества и безопасности зерна, крупы и комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, семеноводства сельскохозяйственных растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения Управлением федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Задачами анализа правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов применения Управления обязательных требований;

-выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

-выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

- выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться Управлением в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;

В качестве источников формирования Доклада использованы:

- результаты проверок и иных мероприятий по контролю;

- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;

- разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2017г. № 245 «О внесении изменений в постановление Правительства от 17 августа 2017г. № 806», Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Россельхознадзором подготовлены и представлены в Правительство проекты постановлений о внесении изменений в Положение о Государственном ветеринарном надзоре, Положение о государственном земельном надзоре в части применения риск-ориентированного подхода. В самое ближайшее время данные изменения будут приняты и использованы при планировании контрольных мероприятий на 2018год.

Согласно указанным документам, проведение плановых проверок в отношении объектов федерального государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска – два раза в год;

для категории высокого риска - один раз в 1 год;

для категории значительного риска - один раз в 2 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении объектов федерального государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Управлением в 1 полугодии 2017 года проведено 772 мероприятия по контролю, в которые вошли 138 плановых и 127 внеплановых проверок.

Общее количество проверок сокращено на 30 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (1 полугодие 2016 года – 1096 проверок).

Количество плановых проверок в сравнении с 1 полугодием 2016 года уменьшилось на 79 % (в 2016 - 665, в 2017 – 138), количество внеплановых проверок уменьшилось на 31 % (в 2016 -184, в 2017 - 127). Уменьшение плановых проверок на 79% обусловлено Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с этимс 1 января 2016 года для малого бизнеса начали действовать «надзорные каникулы».

Также было проведено:

- 242 совместных контрольно-надзорных мероприятия с органами транспортной прокуратуры, ГУ МВД, таможни, ПУ ФСБ, Управлением Ространснадзора по Челябинской области;

Плановых рейдовых осмотров земельных участков – 91;

Документарных проверок при ввозе/вывозе зерна – 32;

Обследования хозяйствующих субъектов – 109;

Внеплановые проверки лицензиатов -21;

Административных расследований – 6;

Предварительные проверки информации – 6.

Поступило заявлений граждан в 1 полугодии 2017г.-108, что на 27% больше, чем в 2016 году (85 обращений), по всем обращениям граждан приняты обусловленные законодательством меры, заявителям предоставлены ответы. Изменилась тематика обращений: если в 2016 году в 1 полугодии поступило 12 обращений граждан в связи неприятным запахом и нашествием мух, 9 - из-за вывоза помета на поля, то в 2017 году – только 2 заявления по этой теме. Управлением проделана большая работа по этому направлению – по всем обращениям были приняты меры, в том числе проведены согласованные с органами прокуратуры проверки, дважды, в 2016 и 2017 годах, были проведены координационные совещания на тему «Соблюдение законодательства Российской Федерации по утилизации отходов производства», на которых говорилось о нарушениях крупными птицеводческими предприятиями условий хранения, переработки и утилизации отходов производства, о необходимости строгого соблюдения технологии производства, о жалобах граждан.

В совещании принимали участие представители надзорных ведомств — Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Управления Росприроднадзора по Челябинской области, Челябинской природоохранной прокуратуры, Министерства экологии Челябинской области, Министерства сельского хозяйства Челябинской области, и руководители крупнейших в области птицеводческих предприятий ООО «Равис — птицефабрика Сосновская», ООО «Агрофирма Ариант», ЗАО «Уралбройлер», ПАО «Птицефабрика Челябинская», ЗАО «Бектыш», ООО «Утиные Фермы». По итогам совещаний было согласовано решение о необходимости строгого соблюдения в работе предприятий животноводческой и птицеводческой отрасли технологий производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, даны рекомендации соблюдения технологических режимов, проведения лабораторных исследований отходов производства (помета/навоза).

В этом году наибольшее количество обращений граждан поступило на незаконную деятельность контактных зоопарков – 25, на использование земель с нарушениями требований земельного законодательства Российской Федерации – 10, на захламление земель сельхозназначения отходами производства и потребления - 4, жалобы на содержание животных с нарушениями законодательства – 5, много обращений по вопросам разъяснения действующего законодательства – 18, по всем обращениям граждан проводится работа, по мере необходимости проводятся надзорные мероприятия.

Количество плановых проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, в 1 полугодии 2016г. составило 46% и 92 % в 1 полугодии 2017г. Количество внеплановых проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, в 1 полугодии 2016г. составило 63% и 89 % в 1 полугодии 2017г.

То есть эффективность проведенных надзорных мероприятий при снижении их численности возросла и составила в 1 полугодии 2017года- 1,7 (количество правонарушений на одну проверку), тогда как в 2016 году – 0,9.

Среди типовых нарушений как при плановых так и при внеплановых проверках, связанных с нарушением обязательных требований в области обеспечения ветеринарного, карантинного благополучия, соблюдения требований земельного надзора, надзора за качеством зерна и семенного контроля, отмечаются следующие нарушения.

Наши рекомендации