Реализация прав граждан, имеющих постройки вблизи газопроводов

Членами Совета получены от Уполномоченного по правам человека в Челябинской области обращения жителей с.Наровчатка (Агаповский район), которых в судебном порядке собственник газопровода заставляет снести жилые строения в охранной зоне газопровода, а также обращения садоводов СНТ «Дружба» с. Долгодеревенское Сосновского района Челябинской области, которые являются собственниками садовых участков и домов в садовом товариществе. Заявители с 1981 года возводили на своих участках строения за пределами стометровой охранной зоны газопровода, в установленном законом порядке оформили свои права на недвижимость. Однако, начиная с 2014 года со стороны ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» предъявляются требования о сносе всех строений в радиусе 150 метров от ГРС.

Анализ текстов уже вынесенных решений суда в отношении граждан свидетельствует о том, что вблизи земельных участков заявителей отсутствуют аншлаги о наличии охранной зоны магистрального газопровода. Возведение гражданами (в том числе заявителями) строений в зоне минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения осуществлялось в отсутствие доступа граждан к сведениям об ограничениях в использовании земельных участков.

Иным способом защиты интересов газовой компании и соблюдения требований охранной зоны магистрального газопровода, на который указывает Верховный Суд РФ, является возможность переноса газопровода, срок эксплуатации которого или его технических устройств истек, либо замена части газопровода трубопроводом меньшего диаметра, позволяющей сохранить строения и соблюсти требования норм о минимальных расстояниях до оси газопровода.

1.5. По итогам изучения ситуации в части совершенствования системы обеспечения социальных прав граждан Совет рекомендует:

Администрации Президента РФ:
Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», направленных на устранение пробела, касающегося соблюдения права детей-инвалидов на внеочередное медицинское обслуживание.

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

1. Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в ст. 77 Семейного кодекса РФ, с целью определения четких оснований для изъятия ребенка из семьи, так как в настоящее время формулировка «при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка», не устанавливает критерии, по которым необходимо оценить ситуацию как угрожающую ребенку.

2. В целях профилактики первичного и вторичного социального сиротства необходимо проработать вопрос о внесении в законодательство положений, усиливающих юридическую ответственность родителей за воспитание детей, предусмотрев возможность принудительного лечения родителей от алкогольной зависимости, а также взыскания с родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, средств на содержание несовершеннолетних, помещенных в социальные учреждения.

3. Вернуться к вопросу о создании специального алиментного фонда за счет средств федерального бюджета (либо средств региональных (муниципальных) бюджетов с установлением компенсации, либо дополнительных льгот указанным бюджетам) для выплаты алиментов родителю (законному представителю) несовершеннолетнего, на содержании которых он находится, с последующем восстановлением за счет средств должников-родителей.

4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство, которые позволят сохранить построенные здания в охранной зоне газопроводов, но запретят в ней новое строительство.

Правительству РФ:
Рассмотреть возможность нормативного правового регулирования вопроса согласования размещения уже возведенных построек, которые не используются для постоянного проживания граждан, в охранной зоне газопровода с возможным возложением на собственников участков каких-либо дополнительных обязанностей, направленных на обеспечение безопасности.

Верховному Суду РФ:
Изучить судебную практику по делам, связанным со сносом жилых зданий, находящихся в зоне отчуждения газопроводов, и разъяснить судам, что в тех случаях, когда эти здания были построены до строительства газопровода, либо их возведение было согласовано в установленном законом порядке, следует решать вопрос о компенсации собственникам этих зданий их сноса и отчуждения земельных участков.

Правительству Челябинской области, органам местного самоуправления:
Исключить случаи предоставления мест в детских садах на значительном удалении от места проживания семьи.

Министерству труда и социальной защиты РФ:

1. Рассмотреть вопрос о создании независимых медико-социальных экспертных учреждений для установления инвалидности.

2. Рассмотреть вопрос о проработке нормативного правового акта, регламентирующего Порядок временного выбытия граждан, страдающих психическими расстройствами, из стационарных организаций, по аналогии с действующими на территории Российской Федерации Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Фонду социального страхования РФ:
Рассмотреть вопрос о формировании общественных советов при региональных фондах социального страхования, предусмотрев обязательное участие общественных объединений инвалидов в их формировании и деятельности.

Министерству здравоохранения РФ:

1. Разработать Порядок обследования врачом-фтизиатром детей, которым в связи с отказом родителей не проведена туберкулинодиагностика.

2. Внести в «Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 г. № 60 иные, альтернативные Манту и Диаскин-тесту методы диагностики туберкулеза, не связанные с введением в организм человека вредных веществ (метод полимеразной цепной реакции-ПЦР, квантифированный тест и другие).

Министерству здравоохранения Челябинской области:
Разработать нормативные правовые акты на основе клинических рекомендаций Министерства здравоохранения РФ «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях».

Наши рекомендации