Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня

1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня.

2. Закрепить призмы так, чтобы они были обращены друг к другу. Одну из них поместить вблизи свободного конца стержня, а другую – примерно на половине расстояния между грузами. Проверить, совпадают ли основания призм с делениями на стержне.

3. Закрепить маятник на вкладыше верхнего кронштейна на призме П1, находящейся вблизи конца стержня.

4. Нижний кронштейн вместе с фотодатчиком установить так, чтобы стержень маятника пересекал световой поток фотодатчика.

5. Отклонить маятник на 4º-5º от положения равновесия и отпустить.

6. Нажать клавишу "СБРОС" секундомера 9, при этом начинается отсчет времени t и числа полных колебаний n.

7. После подсчета измерителем n полных колебаний нажать клавишу "СТОП". Результаты измерений записать в табл. 1.

8. Определить период колебаний маятника T1

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

где t1 – продолжительность колебаний.

9. Снять маятник, закрепить его на второй призме П2 и определить период колебаний T2:

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

10. Сравнить периоды колебаний T1 и T2.

Если T2 > T1 , то вторую призму переместить в направлении груза, находящегося на конце стержня.

Если T2 < T1 , то переместить вторую призму в направлении середины стержня.

Положение груза А и первой призмы П1 не менять!

11. Повторно измерить период T2 и сравнить с величиной T1.

12. Изменять положение второй призмы до момента получения равенства T2 = T1 с точностью до 0,5%.

Результаты всех измерений записать в табл. 1.

13. Измерить приведенную длину оборотного маятника L, принимая ее равной расстоянию между опорными призмами.

14. Определить ускорение свободного падения по формуле (8) и обработать результаты измерений.

Таблица 1

n1i t1, с T1, с n2i t2, с Т2, с L, м
             
             
             

Контрольные вопросы

1. Какие колебания называются гармоническими? Дать определения их основных характеристик (амплитуды, фазы, периода, частоты, циклической частоты).

2. Как представить гармонические колебания с помощью вращающегося вектора?

3. Как найти скорость и ускорение при гармоническом колебании?

4. Написать основное уравнение динамики гармонического колебания.

5. Что называется физическим маятником?

6. Вывести формулу периода колебания физического маятника.

7. Что называется приведенной длиной физического маятника?

8. Что называется моментом инерции материальной точки? Как вычислить момент инерции твердого тела? Сформулировать теорему Штейнера.

9. Вывести расчетную формулу (8).

Библиографический список

1.Трофимова, Т. И. Курс физики / Трофимова Т.И. – М.: Академия, 2004. – § 16, 140–142.

2. Савельев, И. В. Курс общей физики в 3-х т. Т.1 / И. В. Савельев.– СПб.: Лань, 2005. – § 38, 39.

3. Кингсеп, А. С. Основы физики: в 2-х т. Т. 1 / А. С. Кингсеп, Г. Р. Локшин, О. А. Ольхов. – М.: Физматлит, 2001. – Гл. 2 § 2.1, 2.2, 2.3.

4. Сивухин, Д.В. Общий курс физики: в 5-ти т. Т.1 / Д. В. Сивухин. – М.: Физматлит МФТИ, 2005. – § 39,40.

5. Курс физики: Учебник для вузов: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. Н. Лозовского. – СПб.: Лань, 2006. – Гл. 1.6 § 1.33. Гл. 3.2 § 3.3, 3.7.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ СТРУНЫ

Цель работы: наблюдать собственные колебания гибкой однородной струны, натянутой между двумя неподвижными точками; исследовать зависимость скорости распространения поперечных колебаний (скорости, с которой передвигается возмущение по струне) от натяжения струны.

Оборудование: установка для изучения колебаний.

Общие сведения

Если натянуть струну и возбудить в ней колебания, то по струне побегут волны, которые, отражаясь от закрепленных концов и, складываясь друг с другом, создают сложную картину колебаний.

Рассмотрим, как распространяются волны по струне. Для этого оттянем струну, а затем ее отпустим. Созданное нами возмущение передвигается по струне, не меняя своей формы. Такое перемещающееся возмущение называется бегущей волной. В нашем случае отклонение частиц струны происходит в направлении, перпендикулярном направлению движения волны (направлению струны). Такие волны называются поперечными.

Скорость, с которой передвигается возмущение по струне, называется скоростью волны. Обозначим ее буквой Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru . Эта скорость не имеет ничего общего со скоростью Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru , которую приобретают частицы струны в процессе прохождения волны. Эти две скорости в поперечной волне перпендикулярны друг другу. Не равны и их численные величины. Скорость Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru зависит от того, насколько сильно была оттянута струна перед тем, как ее отпустили. Эта скорость непрерывно меняется во времени и меняет знак, когда частицы струны изменяют направление своего движения. Скорость волны Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru определяется только плотностью материала струны и ее натяжением.

Запишем уравнения двух плоских гармонических волн, распространяющихся вдоль оси х в противоположных направлениях:

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

где y1, y2 – смещение точек струны от положения равновесия, А – амплитуда, w – круговая частота колебаний, k – волновое число ( Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru ).

Волна (1) перемещается в сторону увеличения х, волна (2) – в сторону уменьшения х; х – координата колеблющейся точки.

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru Сложив эти уравнения и, преобразовав результат по формуле для суммы косинусов, получим уравнение стоячей волны

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Заменим волновое число k его значением Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru . Тогда уравнение (3) примет вид

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

В стоячей волне все точки колеблются в одинаковой фазе, а их амплитуда

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

зависит от x. Точки стоячей волны, в которых отсутствует смещение, называют узлами, а точки, в которых амплитуда колебаний максимальна – пучностями, (рис. 1).

Координаты узлов стоячей волны найдем из условия

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Тогда

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

где n – любые целые числа (n= 0, 1, 2, 3, ...). Координаты узлов имеют значения

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Аналогично получается выражение для координаты пучностей

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Из формул (5) и (6) видно, что соседние узлы или пучности в стоячей волне отстоят друг от друга на половину длины волны λ/2.

Длина волны определяется как

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

где Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru – скорость волны, ν – частота колебаний в герцах.

Частота колебаний, при которой на длине струны укладывается одна полуволна, называется основным тоном. Все остальные стоячие волны носят название обертонов. В нашем случае выражение (7) можно переписать

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

где L – длина струны.

Тогда частота собственных колебаний струны будет

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Строгий расчет скорости распространения волны в струне приводит к дифференциальному уравнению в частных производных (к так называемому волновому уравнению). Такой расчет выходит за рамки нашего курса, поэтому для вывода применим метод анализа размерностей.

Опыт показывает, что существует зависимость частоты стоячих волн, следовательно, и скорости Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru , от натяжения струны, ее массы и длины. Запишем эту зависимость

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

где c – безразмерный коэффициент; a, b, g – неизвестные показатели степени.

Распишем размерность правой и левой части уравнения (10):

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Равенство (11) возможно, если показатели у одноименных величин, стоящих слева и справа, равны, т.е.

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

Из системы уравнений (12) находим a = – 1/2, b = 1/2, g = 1/2.

Подставляя значения a, b, g в (11), находим

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

При с = 1 формула (13) совпадает с теоретической.

Итак,

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru

где r и d – плотность материала струны и ее диаметр, соответственно, F – сила натяжения струны.

Описание установки

Для возбуждения колебаний струны в работе используется метод резонанса. Струна приводится в движение силой, действующей на проводник с током в магнитном поле. Постоянное магнитное поле создается магнитом. На струну подается переменное напряжение от звукового генератора. Частота силы, раскачивающей струну, равна частоте колебания тока в струне, т.е. частоте генератора.

Порядок выполнения работы. 1. Закрепить один груз вблизи конца, а другой – вблизи середины стержня - student2.ru Данная работа выполняется на установках двух типов. Установка первого типа выполнена в настольном исполнении на едином основании с регулируемыми опорами и состоит из штатива, на основании которого закреплен электронный блок, над электронным блоком закреплен механизм натяжения струны. Механизм натяжения струны состоит из основания, на котором закреплен постоянный магнит и планка. Между полюсами магнита через блок протянута струна. Один конец струны крепится к клемме, а другой – к тарировочной пружине. Второй конец пружины механически связан с винтовым механизмом, предназначенным для изменения натяжения струны.

Сила натяжения струны измеряется по шкале. Весь механизм закрыт кожухом, на передней поверхности которого нанесена шкала, предназначенная для измерения длины полуволн. Для улучшения видимости колеблющейся струны применяется подсветка. Для изменения точки приложения вынуждающей силы передвигают магнит, ослабив крепящие его винты.

Установка второго типа (рис. 2) не имеет единого основания и собирается из отдельных частей. Натяжение струны осуществляется грузами в чашке, прикрепленной к одному из концов струны.

Наши рекомендации