Формы организации обучения предмету «Человек и мир»
Главной формой организации обучения в современной школе по-прежнему является урок. Уроки располагаются в определенной последовательности, которая обеспечивает планомерное, систематическое усвоение учащимися фактов, представлений, понятий, обобщений, составляющих содержание начального курса природоведения, а также формирование и развитие как обще учебных, так и специальных умений и навыков по наблюдению за объектами природы, постановке простейших опытов с ними. Урок стал тесен для некоторых видов практической деятельности учащихся, связанных с изучением объектов природы в их естественных условиях. Поэтому большое внимание уделяется дополняющим формам обучения: экскурсиям, внеурочным, домашним занятиям. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии -формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
Наблюдение как метод работы в природе используются для самостоятельной работы учащихся. Это могут быть наблюдения за развитием растений в разные поры года, наблюдение за гнездовьями птиц
Как дополнение к наблюдению можно использовать выполнение рисунков, фотографий, ведение записей голосов животных, птиц.
Связь домашних занятий с уроками осуществляется постоянно, из урока в урок. Учащиеся по заданию, полученному на уроке, самостоятельно работают с текстом и иллюстрациями учебника «Человек и мир», ставят простейшие опыты, проводят наблюдения. Весь изученный дома материал используется на последующих уроках в качестве опорных знаний для формирования новых. Несколько иная связь существует между уроками и внеурочными работами, которые являются обязательными для всех учащихся, но выполняются по индивидуальным или групповым заданиям в природе, уголке живой природы или на учебно-опытном участке. Внеурочные работы — это такие виды учебной деятельности учащихся, которые не укладываются в рамки урока, но проведение их необходимо в связи с освоением школьной программы по начальному природоведению. К ним относятся фенологические наблюдения в природе, наблюдения за сезонным трудом людей, выращивание растений на учебно-опытном участке, летние задания. Внеурочные работы по природоведению выполняются непосредственно в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке. Необходимость организации внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за природой и ее объектами, постановка с ними опытов, необходимых для усвоения программных понятий, не укладываются в рамки учебного расписания. Внеурочная работа способствует расширению знаний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует умения и навыки практического характера, вызывает интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельное мышление младших школьников, вооружает их приемами самообразования. Среди организационных форм обучения природоведению в рамках курса «Человек и мир» особое место занимает внеклассная работа. Она является необязательной для всех учащихся и объединяет тех, кто интересуется предметом, кто хочет глубже и больше знать о природе, участвовать в разных мероприятиях, связанных с ее изучением. Внеклассная работа по природоведению включает в себя индивидуальные, групповые и массовые виды занятий. Они строятся на основе учебного материала, но по свободно выбранной тематике с учетом интересов учащихся. Содержание внеклассных занятий должно дополнять и углублять программные знания учащихся, расширять их кругозор, формировать практические умения и навыки. Все организационные формы обучения по курсу «Человек и мир» взаимосвязаны между собой. Классно-урочная система — это коллективная форма обучения. В ней важно сочетать требования к коллективу с требованиями к отдельным учащимся. Коллективные виды деятельности учащихся — это фронтальная и групповая работа. Наиболее широко в обучении природоведению используется фронтальная работа, которая характеризуется совместной учебной деятельностью учащихся всего класса по общему заданию под наблюдением и руководством учителя. Ее проводят при изучении нового материала, его закреплении, в ходе проверки знаний, умений и навыков. Так, например, в III классе, при изучении родников (тема «Вода в природе») учитель может организовать фронтальную практическую работу по выяснению вопроса, что и как пропускает воду.
Наиболее удачной в коллективной работе учащихся является групповаяорганизация познавательной деятельности. При обучении природоведению она используется на предметных уроках, экскурсиях, во внеурочной и внеклассной работе, при самостоятельном овладении знаниями.