Методика преподавания предмета «Человек и мир»

ВОПРОСЫ

Методика преподавания предмета «Человек и мир»

1. Содержание и принципы построения учебного предмета «Человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.

2. Экологическое воспитание младших школьников с нарушениями зрения.

3. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с нарушением зрения.

4. Особенности формирования природоведческих представлений и понятий в школе слепых и слабовидящих.

5. Этапы формирования природоведческих понятий. Логические приемы формирования понятий на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.

6. Развитие познавательной активности младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Человек и мир».

7. Наблюдение – ведущий метод курса «Человек и мир». Виды наблюдений и особенности организации наблюдения с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.

8. Активные методы обучения (обсуждение в группах) на уроках предмета «Человек и мир».

9. Особенности работы с наглядностью на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.

10. Формы организации обучения предмету «Человек и мир».

Содержание и принципы построения учебного предмета « человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.

Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество. ПО учебному предмету «Человек и мир» положены следующие ведущие принципы: научности, доступности, систематичности, краеведческий и родиноведческий, принципы экологического экоцентризма. Принцип систематичности определяет структуру построения курса. Краеведческий принцип - предполагает изучение природы в своей местности (сбор материала окруж. местности )

Экологический – все связанно между собой в природе

Принцип экоцентризма предусматривает отбор содержания, обеспечивающего формирование у младшего школьника отношения к природе как самостоятельной ценности, отношения к единству «человек - природа» как высшей ценности на Земле.

Пед. процесс обучения Ч и М в школе с н.з регулируется принцип коррекционной направленности и принцип дифференцированного обучения.

Экологическое воспитание младших школьников с нарушением зрения.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

- потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.

Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания. 

Наблюдение- ведущий метод курса «Человек и мир». Виды наблюдений и особенности организации наблюдения с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.

Наблюдение- ведущий метод предмета «Человек и мир».

Наблюдение – активная форма чувственного познания, при котором по заданию учителя ученики наблюдают, отслеживают как изменяются предметы и явления в естественных условиях. Наблюдение может проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно уч-ся по заданию учителя.

С помощью данного метода изучается внешний вид предмета, его внутренне строение (устройство), местоположение в ряду однородных предметов.

Виды наблюдения:

ü В классе или на природе: за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; за явлениями живой природы;

ü Фронтальные;

ü Групповые;

ü Индивидуальные.

Дети наблюдают самостоятельно или под контролем учителя.

Требования

ü Конкретность;

ü Систематичность

Этапы наблюдения:

Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте)

ü Работа по рассмотрению частей объекта

ü Обобщение увиденного.

Учитывая, что для детей с НЗ, наблюдение представляет определеннее трудности, необходимо знатьусловия его правильного использования:

1) Отбор тем в содержании предмета, нуждающихся в проведении наблюдения.

2) Вооружение учащихся способам восприятия наблюдаемого объекта (полисенсорная основа).

3) Обеспечение доступности различной информации.

4) Обобщение результатов наблюдения(фиксация в специальных тетрадях или рисование).

Для реализации используются как общедидактические так и спецефические приёмы:

1)Приём обеспечения лучшей видимости в процессе наблюдения (выбор объекта, объект должен быть показательным, иметь достаточное количество признаков; продумывать как обеспечить достаточное количество объектов.)

2) Приём выбора времени (объект наиболее видимый (солнечная погода).

Технология наблюдения.

1)Проведение подготовительной работы (активизация и обогащение опыта детей по изучаемому вопросу, уточнение познавательно - практических умений. Для реализации: чтение дополнительной литературы, проводиться беседа, дети предварительное выведение на места наблюдения детей, проведение практических упражнений по актуализации форм обследования умений).

Непосредственно перед наблюдением: четкий инструктаж к работе: сформулировать цель, даем устный не просто наблюдение, а установление связи и отношения:

Оговариваются планы наблюдений, уточняются приёмы наблюдения;

Перед наблюдением детям дают вопросы проблемного характера. Уточняются какие записи должны сделать учащиеся во время и после. Сам процесс наблюдения может быть:

ü Кратковременным;

ü Долговременным;

ü Самостоятельным;

ü Комбинированным;

ü Организовываться под руководством учителя.

ВОПРОСЫ

Методика преподавания предмета «Человек и мир»

1. Содержание и принципы построения учебного предмета «Человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.

2. Экологическое воспитание младших школьников с нарушениями зрения.

3. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с нарушением зрения.

4. Особенности формирования природоведческих представлений и понятий в школе слепых и слабовидящих.

5. Этапы формирования природоведческих понятий. Логические приемы формирования понятий на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.

6. Развитие познавательной активности младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Человек и мир».

7. Наблюдение – ведущий метод курса «Человек и мир». Виды наблюдений и особенности организации наблюдения с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.

8. Активные методы обучения (обсуждение в группах) на уроках предмета «Человек и мир».

9. Особенности работы с наглядностью на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.

10. Формы организации обучения предмету «Человек и мир».

Содержание и принципы построения учебного предмета « человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.

Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество. ПО учебному предмету «Человек и мир» положены следующие ведущие принципы: научности, доступности, систематичности, краеведческий и родиноведческий, принципы экологического экоцентризма. Принцип систематичности определяет структуру построения курса. Краеведческий принцип - предполагает изучение природы в своей местности (сбор материала окруж. местности )

Экологический – все связанно между собой в природе

Принцип экоцентризма предусматривает отбор содержания, обеспечивающего формирование у младшего школьника отношения к природе как самостоятельной ценности, отношения к единству «человек - природа» как высшей ценности на Земле.

Пед. процесс обучения Ч и М в школе с н.з регулируется принцип коррекционной направленности и принцип дифференцированного обучения.

Наши рекомендации