Методика преподавания предмета «Человек и мир»
ВОПРОСЫ
Методика преподавания предмета «Человек и мир»
1. Содержание и принципы построения учебного предмета «Человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.
2. Экологическое воспитание младших школьников с нарушениями зрения.
3. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с нарушением зрения.
4. Особенности формирования природоведческих представлений и понятий в школе слепых и слабовидящих.
5. Этапы формирования природоведческих понятий. Логические приемы формирования понятий на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.
6. Развитие познавательной активности младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Человек и мир».
7. Наблюдение – ведущий метод курса «Человек и мир». Виды наблюдений и особенности организации наблюдения с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.
8. Активные методы обучения (обсуждение в группах) на уроках предмета «Человек и мир».
9. Особенности работы с наглядностью на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.
10. Формы организации обучения предмету «Человек и мир».
Содержание и принципы построения учебного предмета « человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.
Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество. ПО учебному предмету «Человек и мир» положены следующие ведущие принципы: научности, доступности, систематичности, краеведческий и родиноведческий, принципы экологического экоцентризма. Принцип систематичности определяет структуру построения курса. Краеведческий принцип - предполагает изучение природы в своей местности (сбор материала окруж. местности )
Экологический – все связанно между собой в природе
Принцип экоцентризма предусматривает отбор содержания, обеспечивающего формирование у младшего школьника отношения к природе как самостоятельной ценности, отношения к единству «человек - природа» как высшей ценности на Земле.
Пед. процесс обучения Ч и М в школе с н.з регулируется принцип коррекционной направленности и принцип дифференцированного обучения.
Экологическое воспитание младших школьников с нарушением зрения.
Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:
- потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.
Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
Наблюдение- ведущий метод курса «Человек и мир». Виды наблюдений и особенности организации наблюдения с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.
Наблюдение- ведущий метод предмета «Человек и мир».
Наблюдение – активная форма чувственного познания, при котором по заданию учителя ученики наблюдают, отслеживают как изменяются предметы и явления в естественных условиях. Наблюдение может проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно уч-ся по заданию учителя.
С помощью данного метода изучается внешний вид предмета, его внутренне строение (устройство), местоположение в ряду однородных предметов.
Виды наблюдения:
ü В классе или на природе: за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; за явлениями живой природы;
ü Фронтальные;
ü Групповые;
ü Индивидуальные.
Дети наблюдают самостоятельно или под контролем учителя.
Требования
ü Конкретность;
ü Систематичность
Этапы наблюдения:
Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте)
ü Работа по рассмотрению частей объекта
ü Обобщение увиденного.
Учитывая, что для детей с НЗ, наблюдение представляет определеннее трудности, необходимо знатьусловия его правильного использования:
1) Отбор тем в содержании предмета, нуждающихся в проведении наблюдения.
2) Вооружение учащихся способам восприятия наблюдаемого объекта (полисенсорная основа).
3) Обеспечение доступности различной информации.
4) Обобщение результатов наблюдения(фиксация в специальных тетрадях или рисование).
Для реализации используются как общедидактические так и спецефические приёмы:
1)Приём обеспечения лучшей видимости в процессе наблюдения (выбор объекта, объект должен быть показательным, иметь достаточное количество признаков; продумывать как обеспечить достаточное количество объектов.)
2) Приём выбора времени (объект наиболее видимый (солнечная погода).
Технология наблюдения.
1)Проведение подготовительной работы (активизация и обогащение опыта детей по изучаемому вопросу, уточнение познавательно - практических умений. Для реализации: чтение дополнительной литературы, проводиться беседа, дети предварительное выведение на места наблюдения детей, проведение практических упражнений по актуализации форм обследования умений).
Непосредственно перед наблюдением: четкий инструктаж к работе: сформулировать цель, даем устный не просто наблюдение, а установление связи и отношения:
Оговариваются планы наблюдений, уточняются приёмы наблюдения;
Перед наблюдением детям дают вопросы проблемного характера. Уточняются какие записи должны сделать учащиеся во время и после. Сам процесс наблюдения может быть:
ü Кратковременным;
ü Долговременным;
ü Самостоятельным;
ü Комбинированным;
ü Организовываться под руководством учителя.
ВОПРОСЫ
Методика преподавания предмета «Человек и мир»
1. Содержание и принципы построения учебного предмета «Человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.
2. Экологическое воспитание младших школьников с нарушениями зрения.
3. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с нарушением зрения.
4. Особенности формирования природоведческих представлений и понятий в школе слепых и слабовидящих.
5. Этапы формирования природоведческих понятий. Логические приемы формирования понятий на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.
6. Развитие познавательной активности младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Человек и мир».
7. Наблюдение – ведущий метод курса «Человек и мир». Виды наблюдений и особенности организации наблюдения с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.
8. Активные методы обучения (обсуждение в группах) на уроках предмета «Человек и мир».
9. Особенности работы с наглядностью на уроках «Человек и мир» в школе для детей с нарушениями зрения.
10. Формы организации обучения предмету «Человек и мир».
Содержание и принципы построения учебного предмета « человек и мир» в школе слепых и слабовидящих.
Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество. ПО учебному предмету «Человек и мир» положены следующие ведущие принципы: научности, доступности, систематичности, краеведческий и родиноведческий, принципы экологического экоцентризма. Принцип систематичности определяет структуру построения курса. Краеведческий принцип - предполагает изучение природы в своей местности (сбор материала окруж. местности )
Экологический – все связанно между собой в природе
Принцип экоцентризма предусматривает отбор содержания, обеспечивающего формирование у младшего школьника отношения к природе как самостоятельной ценности, отношения к единству «человек - природа» как высшей ценности на Земле.
Пед. процесс обучения Ч и М в школе с н.з регулируется принцип коррекционной направленности и принцип дифференцированного обучения.