Тема 2. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания

Юриспруденция в системе гуманитарного образования. Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин. Значение меж- и внутрипредметных связей.

Тема 3. Понятие и виды форм преподавания правоведения.

Общее понятие методики преподавания. Виды, формы и способы преподавания правоведения. Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания. Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.

Тема 4. Специфика правоведения как прикладной дисциплины.

Практическая направленность юридического образования. Использование официальных актов в изучении права. Соотношение догматического (теоретического) и практического (наглядного) материала в процессе преподавания правоведения.

Тема 5. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Функции лекций. Классификация лекций по целям и формам. Достоинства лекции-диалога. Семинарские и практические занятия. Виды семинаров. Структура практических занятий. Критерии оценки лекций и семинаров.

Тема 6. Игровые формы преподавания правовых дисциплин

Роль примеров юридической практики и деловых игр (решение казусов (задач), правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права. Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.

Тематика семинарских и практических занятий

Тема 2. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания.

1. Юриспруденция в системе гуманитарного образования.

2. Соотношение юридической науки и иных гуманитарных наук.

3. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин.

4. Значение меж- и внутрипредметных связей.

Тема 3. Понятие и виды форм преподавания правоведения.

1. Общее понятие методики преподавания.

2. Виды, формы и способы преподавания правоведения.

3. Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания.

4. Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.

Тема 5. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

1. Понятие и история развития лекции как формы преподавания.

2. Классификация лекций по целям и формам.

3. Понятия и достоинства лекции-диалога.

4. Понятие семинарского и практического занятия. Виды семинаров.

5. Структура практических занятий.

6. Критерии оценки лекций и семинаров.

Тема 6. Игровые и иные формы преподавания правовых дисциплин

1. Понятие и виды игровых форм преподавания.

2. Роль примеров юридической практики и деловых игр.

3. Решение казусов (задач) как метод преподавания права.

4. Правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.

5. Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.

Литература ко всем темам дисциплины

Акты и документы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 0030900 «Юриспруденция».

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. // Юридическое образование и наука, 2006, № 1.

3. Приказ ректора Алтайского государственного университета от 07.05. 2009 № 43/п. «Методические рекомендации для экспертной оценке качества проведения учебных занятий». Рекомендовано НМС Алт.ГУ от 04.03.2009.

Основная

1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права/В.Д. Перевалов/ М. -2010.

2. Рыжов В. Н. Дидактика. Учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2012.

3. История политических и правовых учений: учеб. для вузов/ МГЮА; под общ. ред. О. В. Мартышина. – М.: НОРМА, 2010. – 912 с.

Дополнительная

1. Синиюков В.Н., Сюнюкова Т.В. О развитии университетского и прикладного образования в России // Государство и право, 2010, №3 . С.33-42.

2. Еникеев З.Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России // Государство и право, 2010. С. 23-33.

3. Кененова И. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран / И. Кененова // Сравнительное конституционное обозрение.-2009. - N 6.-С. 66-71.

4. Круглова Н.В. Психологическая подготовка студентов-юристов к профессиональной деятельности следователя / Н. В. Кругова // Среднее профессиональное образование.-2010. - N 4.-С. 19-20.

5. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в 60-70-е годы XIX века: статья шестая / В. А. Томсинов // Законодательство.-2010. - N 10.-С. 88-94.

6. Ахундова С.Л. Межпредметные связи как средство реализации интегративных возможностей предмета "Познание мира" / Ахундова С. Л. // Актуальные проблемы современной науки.-2009. - N 2.-С. 52-56.

7. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины "Теория государства и права" / Урумов А. В. // Юридическое образование и наука.-2010. - N 3.-С. 25-29.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России.

2. Современное состояние отечественного юридического образования.

3. Юриспруденция в системе гуманитарного образования.

4. Соотношение юридической науки и иных гуманитарных наук.

5. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин

6. Понятие и значение меж- и внутрипредметных связей.

7. Общее понятие методики преподавания.

8. Виды, формы и способы преподавания правоведения.

9. Понятие традиционных и инновационных форм преподавания.

10. Понятие и виды лекций.

11. Понятие виды семинарских занятий.

12. Критерии оценки лекций и семинарских занятий.

13. Понятие и виды игровых форм преподавания.

14. Роль примеров юридической практики и деловых игр в преподавании права.

15. Решение казусов (задач) как метод преподавания права. Юридический спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.

16. Методика составления тестов по правоведению

17. Методика проведения олимпиад по праву.

Для допуска к зачету магистарант должен подготовить текст лекции по выбранной им теме в рамках собственной специализации с выделением следующих блоков:

1) Тема;

2) Метод обучения;

3) Цели лекции (обучающая, развивающая, воспитательная);

4) Этапы проведения занятия

1.1. Организационный

1.2. Блок теоретического материала

1.3. Блок применения полученных знаний (решение задачи, анализ примеров судебной практики и т.д.)

1.4. Подведение итогов лекции.

Лекция оформляется с соблюдением требований, предъявляемых к оформлению курсовых и контрольных работ, и представляется непосредственно преподавателю в день сдачи зачета.


Наши рекомендации