Проблемы развития в округе Хумма

Проблема Содержание Решение
Транспортная недоступность Туризм не может разви­ваться из-за отсутствия посадочных полос для са­молетов, недостатка подъ­ездных путей Лоббирование проблемы в Министерстве туризма и гражданской авиации, убеждение частных авиа­компаний в эффективнос­ти создания воздушного сообщения в районе
Недостатки местного турпродукта Кроме наслаждений пейза­жами и дикой природой ту­ристам более нечем занять­ся в округе, так как отсутст­вует туристская инфраст­руктура. Туристам негде тратить деньги, хотя имеются предпосылки для развития бальнеолечения, познавательных и этнографи­ческих туров по монасты­рям и деревням, кулинар­ных туров, изготовления сувенирной продукции Побуждение местных жи­телей (социальная моби­лизация) к организации собственного бизнеса по обслуживанию туристов, обучение местных предпринимателей и коорди­нация их действий
Жесткие туристские формально­сти Для посещения некоторых районов на границе с Ти­бетом необходимо полу­чить специальное разрешение. Бюрократические проволочки отпугивают туристов Лоббирование Правитель­ства Непала по вопросу снятия ограничений на посещение указанных районов и упрощения процедур доступа для туристов
Неравные возможности выхода на местный туристский рынок Более богатые жители ок­руга обладают большими возможностями в кон­кретной борьбе за турис­тов по сравнению с бедня­ками Создание туристского бю­ро, объединяющего не­пальцев из беднейших слоев общества, действую­щих в данном сегменте рынка. Введение фикси­рованных расценок на ту­ристские услуги
Проблемы удовлетворения ту­ристского спроса Хумманские бедняки ни­когда не покидали своих деревень, поэтому плохо представляют, что за люди эти туристы и чего они хо­тят Местные неправительст­венные организации будут вести обучение местных жителей и организовывать поездки для обмена опы­том в известные нацио­нальные центры туризма
Недостаток связи между туроператорами и постав­щиками услуг Транспортная недоступ­ность и наличие всего од­ного телефона в округе за­трудняют связь со столич­ными туроператорами в Катманду. Кроме того, крупнейший заводчик му­лов и богатые местные горные проводники обра­зовали союз муловладельцев и теперь контролиру­ют все перевозки и по­ставки керосина, овощей Создание общественных организаций бедняков, работающих в местном туризме, поможет послед­ним объединиться для по­лучения помощи в приоб­ретении радиотелефонов и раций. Связь с туропера­торами даст возможность туристам закупать продук­ты в деревнях Хуммы, а не транспортировать их из Катманду
Структура турпродукта и до­полнительных расходов туристов Индивидуальные туристы, приобретающие у туроператоров только услуги по перевозке, наиболее вы­годны для местного ту­ристского рынка. Они бо­лее чем тургруппы ориен­тированы на приобрете­ние туристских товаров и услуг на месте Изменение статуса «за­претных территорий» и разрешение посещения района индивидуальными туристами

Основные достопримечательности округа связаны с тропой, ведущей к священной горе Кайлас и священному тибетскому озе­ру Манасаровар. Поэтому большая часть туристов — это паломни­ки-пилигримы, иностранные любители трекинг-туров и неболь­шой процент рафтеров. Большинство иностранных туристов - европейцы (79%), из них: немцы и австрийцы составляют 27%, аме­риканцы — 11%. Пик посещений приходится на июль—октябрь (около 60%) и май—июнь (40%). В муссонный период туристов нет.

Весьма перспективен сегмент внутренних туристов, в основ­ном паломников, идущих к горе Кайлас. Если иностранцы поку­пают преимущественно пиво и колу, то пилигримы — чай, мака­роны, пирожное, овощи, алкогольные напитки, произведенные местными жителями. В группах иностранцев на одного туриста приходится 2—3 сопровождающих (носильщики, повара, сирдар, офицер связи). Эти люди также являются потенциальными кли­ентами поставщиков туристских услуг.

Все туристы отмечают низкое качество предлагаемых услуг. Поэтому программа развития РРТ включает благоустройство тро­пы (строительство общественных туалетов, которых уже построе­но около 410, и мостов, мощение и укрепление узких участков, расширение тропы для использования яков и лошадей, благоуст­ройство лоджий для ночлега и т.д.) и передачу знаний и навыков обслуживания от работников национальных центров туризма — жителям Хуммы. После выполнения уже первых работ по этому плану был отмечен рост туристских посещений в округе.

В целом программа развития РРТ («Туризм — бедным») вклю­чает 4 стадии, объединяющие 9 этапов. Она может быть с успехом использована для составления программ развития туризма и в других регионах мира.

ü Стадия 1. Определение исходных предпосылок

Этап 1. Оценка территориального распределения туристских ресурсов в округе, определение предельно допустимой турист­ской нагрузки, типа туристов, факторов содействующих и пре­пятствующих развитию РРТ.

Этап 2. Определение потенциальных районов развития эко­логического и приключенческого туризма, составление карты трекинг-маршрутов, анализ возможностей поставщиков турист­ских услуг.

Этап 3. Компановка элементов регионального турпродукта:

• отбор деревень и монастырей для посещения туристами;

• определение туристской специализации региона;

• социальная мобилизация бедноты на работу в туриндустрии и обучение персонала.

ü Стадия 2. Изучение возможностей развития туризма

Этап 4. Планирование туристской деятельности на регио­нальном уровне:

• планирование туристских маршрутов, многофункциональ­ных туристских центров, необходимых мероприятий на уровне округов;

• планирование оборудования для экскурсионного показа до­стопримечательностей;

• анализ стоимости туристских услуг и планируемой прибыли.

ü Стадия 3. Бизнес-планирование на районном уровне и уровне отдельных деревень

Этап 5. Выработка платформы поддержки туризма:

• координация деятельности местных поставщиков турист­ских услуг;

• курсы повышения квалификации и тренинги для работни­ков местных администраций по туризму.

Этап 6. Планирование туристских маршрутов на районном уровне:

• зонирование территории по уровню допустимой туристской нагрузки;

• планирование и зонирование территории конкретных деревень и достопримечательностей.

Этап 7. Тренинги по бизнес-планированию для местных

предпринимателей:

• тренинг по использованию туристских ресурсов;

• тренинг по стратегическому менеджменту;

• тренинг по маркетингу;

• рабочая встреча с представителями национальных трекинг-агентств, заключение договоров на поставку товаров и услуг для туристов.

Этап 8. Развитие предпринимательства и консалтинга:

• тренинг по составлению бизнес-планов;

• координация маркетинговой деятельности местных постав­щиков туруслуг через бизнес-центры.

ü Стадия 4. Мониторинг и оценка

Этап 9. Мониторинг развития туризма в округе через органы статистики путем анкетирования ключевых предпринимателей методом опроса фокус-групп.

Очень важно, чтобы работы по развитию РРТ проводились преимущественно на местном уровне с учетом конкретных усло­вий. В случае если все усилия будут направлены на лоббирова­ние чиновников, работа будет вестись только на бумаге. Только бизнес, а не правительство, может развить экологический и при­ключенческий туризм.

Для финансовой поддержки предпринимателей из числа бед­няков были созданы специальные фонды: Фонд поддержки об­щества, осуществляющий финансирование социальных про­грамм; Фонд рискованных капиталовложений, финансирующий бизнес-проекты малых предпринимателей и кредитующий их; Фонд развития инфраструктуры, финансирующий прокладку коммуникаций. Для получения кредита из того или иного фонда местный предприниматель должен иметь как минимум 25% не­обходимых средств.

Территориально РРТ будет развиваться через многофункцио­нальные туристские центры. Это своего роды узловые пункты, в которых пересекаются пути туристов и поставщиков услуг и това­ров. Предполагается, что здесь они будут обмениваться информа­цией, продукцией и услугами, заключать договора на обслужива­ние.

В целях поддержания и развития туристской инфраструктуры и ресурсов в Хумме с каждого туриста взимаются 2 долл. США на уход за горными тропами, а также обсуждается вопрос о введении платы за посещение каждой деревни вместо существующей пла­ты за пересечение границы округа. Кроме того, с погонщиков му­лов взимается плата за то, что их мулы пасутся на деревенских пастбищах.

Помимо этого в некоторых деревнях созданы общественные группы лесопользователей, которые контролируют процесс вы­рубки лесов и занимаются лесонасаждением.

Туризм уже стал катализатором и основой социально-экономического развития в округе. Например, в селении Ялбанг кем­пинг, расположенный на земле, принадлежащей местной школе, приносит доход, часть которого идет на развитие самой школы. В этом же селении в местном монастыре за 4 года были собраны по­жертвования от паломников и туристов, позволившие провести реставрацию и построить новые помещения.

Кроме того, в Хумме добровольно работают британские тури­сты-волонтеры, помогающие непальцам в строительстве.

Основной местной особенностью, препятствующей развитию РРТ, остается деление непальского общества на касты и дискриминация по этому признаку. Предприниматели из высших каст стараются нанимать работников только из своей касты, игнори­руя «неприкасаемых», среди которых большинство бедняки. Впрочем, касты, кланы, семьи и т.д. всегда были характерны для традиционного уклада жизни в горах. Такая форма коллективиз­ма помогала выжить в непростых природных условиях, отразить нападение внешних врагов. Но теперь эта традиция становится препятствием на пути социально-экономического развития гор­ных регионов, разжигая национальную, религиозную рознь и дискриминацию.

В настоящее время авторы проекта развития РРТ в Хумме от­мечают, что наибольшие выгоды получает класс «бедное боль­шинство», в то время как «беднейшие из бедных» по-прежнему находятся в стороне от преобразований. На основании результа­тов исследований ими был сделан вывод о необходимости созда­ния отдельной программы для самых нуждающихся.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте проблемы развития туризма в развивающихся странах.

2. Что такое РРТ?

3. Перечислите преимущества экотуризма перед другими видами производственной деятельности в деле социально-экономического развития отсталых территорий.

4. Кратко опишите концепцию РРТ («Туризм — бедным») в
Хумме, в чем ее специфика?

ГЛАВА 8

Наши рекомендации