Понятие и источники международного экологического права
Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.
o Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:
§ закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", т.е. обязательное право);
§ содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации, но оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", т.е. рекомендательное право).
Источники "твердого" права, в свою очередь, делятся на международные договоры, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции авторитетных международных организаций, прежде всего ООН.
Международные договоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними. При этом многосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные (субрегиональные). Предметом регулирования любого из них могут являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства.
По состоянию на сегодняшний день практика государств выработала три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров. Первый подход получил название "превентивного" и связан с устранением барьеров в виде государственных границ в части принимаемых эколого-ориентированных решений (примером может служить так называемая Северная конвенция о защите окружающей среды 1974 г., в которой участвуют Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция).
Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза). Наконец, третий подход, так называемый Венский тип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международных организаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Конвенция о биологическом разнообразии, которая хотя и не называется рамочной, но в действительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.
Все три подхода обладают своими привлекательными чертами в глазах различных групп государств.
Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.
Второй - требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.
Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально возможного числа государств с различными политическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные о тех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств. Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью рамочного соглашения.
Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права. Иными словами, он носит более прагматический характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.
Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника международного экологического права, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться не урегулированными с помощью международных договоров. При этом следует помнить, что международное экологическое право на этапе своего зарождения формировалось главным образом как обычное право. Начало этому процессу было положено решением международного арбитража по делу "Трайл-Смелтер" (США против Канады), в соответствии с которым одно государство в результате деятельности в пределах своей территории не должно было наносить ущерб экосистеме другого государства. Это положение впоследствии легло в основу принципа запрещения трансграничного загрязнения. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств.
Примерами источников "мягкого" права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы 1980 г., Всемирная хартия охраны природы 1982 г., Декларация принципов РИО по окружающей среде и развитию 1992 г. и др.
Контрольные вопросы
35. Дайте определение экологического права.
36. Как российское законодательство определяет понятия "охрана окружающей среды", "рациональное природопользование" и "экологическая безопасность"?
37. В чьем ведении согласно Конституции РФ находится охрана окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности?
38. Что принято понимать под термином экологизация российского законодательства?
39. Назовите шесть основных критериев, которым должна отвечать совокупность правовых норм для того, чтобы именоваться самостоятельной отраслью права.
40. Определите экологические функции государства.
41. Назовите и сравните основные современные подходы к проблеме управления охраной окружающей среды.
42. Какие методы правового регулирования используются в экологическом праве? В чем их принципиальное отличие?
43. Назовите отраслевые принципы экологического права, закрепленные в законе РФ "Об охране окружающей среды" 2002г.
44. Как Вы понимаете "устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие?
45. Что понимается под источниками экологического права?
46. Дайте классификацию источников российского экологического права.
47. Перечислите источники российского экологического права.
48. Какие федеративные договоры относятся к источникам российского экологического права?
49. Назовите головной закон российского экологического права как отрасли и раскройте содержание понятия "головной".
50. Назовите три основных этапа истории развития экологического права в России.
51. С помощью каких правовых институтов осуществлялась защита природной среды на Руси в средние века? Приведите пример.
52. Когда на Руси было введено ограничение права собственности на природные объекты и права пользования ими в интересах государства?
53. По какому направлению шло развитие права в области природопользования и охраны окружающей среды в социалистической России?
54. Какие виды источников экологического права преобладали в социалистической России?
55. Какие факторы определяют развитие экологического права России на современном этапе?
56. Назовите принципы, лежащие в основе государственной экологической политики России.
57. Какими мерами организационно-правового и экономического характера обеспечивается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды в соответствии с Законом 2002г.?
58. Является ли право на благоприятную окружающую среду одним из конституционных прав гражданина?
59. Какие Вам известны причины, по которым законодатель проявляет осторожность в деле закрепления субъективного права на благоприятную окружающую среду на конституционном уровне?
60. Какие Вы можете назвать экологические права граждан России?
61. Что представляет собой общее природопользование?
62. На каких принципах строится специальное природопользование в Российской Федерации?
63. В чем заключается смысл принципа устойчивости права природопользования?
64. За что, согласно российскому законодательству, может взиматься плата при пользовании природными ресурсами?
65. Какие виды государственных органов экологического управления Вам известны?
66. Назовите основные специализированные органы управления охраной окружающей среды, действующие в России в настоящее время?
67. Какими основными полномочиями наделен Минприроды России?
68. Что понимается под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды в российском законодательстве?
69. Назовите цели нормирования в области природопользования и охраны окружающей среды?
70. Какие показатели лежат в основе нормативов качества окружающей среды?
71. Какие виды нормативов качества окружающей среды Вам известны?
72. Что в российском экологическом праве понимается под оценкой воздействия на окружающую среду?
73. По чьей инициативе проводится оценка воздействия на окружающую среду?
74. Что, с правовой точки зрения, представляет собой государственная экологическая экспертиза?
75. Какие виды экологической экспертизы Вам известны?
76. Перечислите принципы, на которых должна проводится экологическая экспертиза?
77. Какими нормативно-правовыми актами регулируется проведение экологической экспертизы в России?
78. Кто и по чьей инициативе уполномочен проводить общественную экологическую экспертизу в России?
79. Какой вид природопользования в обязательном порядке требует получения лицензии или разрешения?
80. Что понимается под комплексным природопользованием?
81. Что включает в себя лицензия на комплексное природопользование?
82. Назовите основные элементы экономико-правового механизма охраны окружающей среды в Российской Федерации?
83. Что понимается под экологическим аудитом?
84. Что понимается под особо охраняемыми природными территориями?
85. Какие виды особо охраняемых природных территорий выделяется российским законодательством?
86. На какие виды подразделяется режим заповедования?
87. Какой правовой статус и режим использования установлен российским законодательством в отношении заповедников?
88. Какой правовой статус и режим использования установлен российским законодательством в отношении заказников?
89. Какой правовой статус и режим использования установлен российским законодательством в отношении природных парков?
90. В каких формах проводится экологический контроль в России?
91. Каковы цели производственного экологического контроля?
92. Какова сфера действия решений муниципального экологического контроля?
93. Какую ответственность по российскому законодательству несут должностные лица и граждане за экологические правонарушения?
94. Какую ответственность по российскому законодательству несут юридические лица за экологические правонарушения?
95. Назовите условия наступления дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения по российскому законодательству.
96. Назовите условия наступления материальной ответственности за экологические правонарушения по российскому законодательству.
97. Назовите условия наступления административной ответственности за экологические правонарушения по российскому законодательству.
98. За какие экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации?
99. Какие виды наказания за экологические преступления предусмотрены в Уголовном кодексе Российской Федерации?
100. Что понимается под международным экологическим правом?
101. Какие виды принципов международного экологического права Вам известны?
102. Раскройте содержание принципа международного сотрудничества применительно к сфере природоохранения и обеспечения экологической безопасности.
103. Раскройте содержание принципа обеспечения конституционных экологических прав граждан.
104. Какие виды источников международного экологического права Вам известны?
105. Что понимается под источниками "мягкого" права?
106. Что понимается под "рамочными" конвенциями и договорами?
107. Какие три основных типа международных договоров известных в международном экологическом праве?
Темы рефератов
108. Правовой режим национальных парков.
109. Понятие и правовой режим заказников и памятников природы.
110. Понятие и правовой режим государственных природных заповедников.
111. Право природопользования. Лицензирование и лимитирование.
112. Нормирование качества окружающей природной среды (стандарты).
113. Экономический механизм охраны окружающей среды.
114. Экологический контроль. Понятие, виды, полномочия органов контроля.
115. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду.
116. Возмещение вреда здоровью граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды.
117. Административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения.
118. Программа ООН по окружающей среде.
119. Принцип сотрудничества в области охраны окружающей среды.
120. Международно-правовое содержание понятия "экоцид".
121. Проблема военного воздействия на окружающую среду.
Темы рефератов
122. Правовой режим национальных парков.
123. Понятие и правовой режим заказников и памятников природы.
124. Понятие и правовой режим государственных природных заповедников.
125. Право природопользования. Лицензирование и лимитирование.
126. Нормирование качества окружающей природной среды (стандарты).
127. Экономический механизм охраны окружающей среды.
128. Экологический контроль. Понятие, виды, полномочия органов контроля.
129. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду.
130. Возмещение вреда здоровью граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды.
131. Административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения.
132. Программа ООН по окружающей среде.
133. Принцип сотрудничества в области охраны окружающей среды.
134. Международно-правовое содержание понятия "экоцид".
135. Проблема военного воздействия на окружающую среду.
Нормативные акты и правовая литература
136. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. -М.: МГФ "Знание", 1999.
137. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. -М.: МГФ "Знание", 1999.
138. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. -М.: Знание, 1998.
139. Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. -В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект, 1999.
140. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000.
141. Дубовик О.Л. Экологические преступления: Коментирий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. -М.: Изд-во "Спартак",1998.
142. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы) -М.:Экон, 2000.
143. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 802 с.