Понятие и источники международного экологического

Права. Формы сотрудничества государств в охране

Окружающей среды

Международное экологическое право – самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество субъектов международного права в охране окружающей среды.

Принципы международного экологического права: приоритет прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие; суверенитет государств на использование природных ресурсов; обязанности граждан в области охраны окружающей среды; ответственность за охрану окружающей среды; приоритеты в использовании природных ресурсов; предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу; тесное и эффективное международное сотрудничество в данной области; обеспечение права на информацию; обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов.

К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся: резолюция ГА ООН от 18 декабря 1962 г. «Экономическое развитие и охрана природы», Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г., Всемирная хартия природы от 28 октября 1982 г., резолюция ГА ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», Декларация по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро 1992 г. и др.

Формы сотрудничества государств в охране окружающей среды: договорная и организационная. Договорная – государства заключают договоры об охране окружающей среды, отдельных представителей животного и растительного мира; организационная – государства создают международные организации и созывают и проводят международные конференции и международные совещания, которые координируют сотрудничество государств в охране окружающей среды.

33. Понятие и источники права
международной безопасности

Право международной безопасности – это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на поддержание международного мира и обеспечение международной безопасности.

Принципы: принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения международных споров, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип неделимости безопасности, принцип равной безопасности.

Международно-правовое обеспечение безопасности – это совокупность урегулированных нормами МП мер, направленных на мирное разрешение международных споров; создание универсальной и региональных систем коллективной безопасности; предотвращение возникновения войны; пресечение актов агрессии; сокращение вооруженных сил и вооружений и осуществление разоружения; сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны; укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.

Характер международной безопасности предполагает взаимосвязь и взаимозависимость следующих аспектов: военных, политических, гуманитарных, экономических, социальных финансовых, информационных и др.

Источники: Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., установление мер доверия и создания безъядерных или демилитаризованных зон (Договор Тлателолко 1967 г., Договор Раротонга 1985 г., Бангкокский договор 1995 г., Договор Пелиндаба 1996 г.), документы, принятые в рамках ОБСЕ (Хартия европейской безопасности и Венский документ для переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности 1999 г.), СНГ (Договор о коллективной безопасности 1992 г.), а также двусторонние договоры о мире и дружбе.

34. Коллективная безопасность.
Разоружение и ограничение вооружений

Коллективная безопасность – система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики.

Первый признак – принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы: не прибегать в своих взаимоотношениях к силе; разрешать все споры мирным путем; активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

Второй признак – наличие организационного единства государств-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров. Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

Существуют мирные меры, а именно обязательства государств-членов:

1) проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания мира и безопасности;

2) создавать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;

3) принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;

4) развивать дружественные отношения между нациями;

5) не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

6) воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Разоружение – комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные; региональные; двусторонние.

Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений, сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничтожения: по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету на испытания и размещение ядерного оружия в отдельных пространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г. и т. д.); по нераспространению ядерного оружия; по регулированию ядерных стратегических вооружений – межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т. д. (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г., Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.).

Разоружение может достигаться путем демилитаризации и/или нейтрализации территорий. Демилитаризация – это установленный договором международно-правовой режим определенной территории или пространственной сферы, запрещающий их использование в военных целях в мирное время. Нейтрализация – это договорно-установленное запрещение ведения военных действий на определенной территории или в пространственной сфере и использования их в качестве базы для военных операций. Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который можно определить как совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных.

Наши рекомендации