Принципы и источники международного экологического права

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды имеет свои специфические принципы*.

* См.: Sanls P. Principles of International Environmental Law. Manchester University Press, 1995.

1. Окружающая среда - общая забота человечества.Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права (защита прав человека, международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д.). Применительно к охране окружающей среды рассматриваемый принцип закреплен во многих международных договорах. Например, преамбула Международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. гласит о том, что народы миразаинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов. Преамбула Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все людизаинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшались ее качество и ресурсы. Преамбула Африканской конвенции по сохранению природы и природных ресурсов 1968 г. подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества. Наконец, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. подтверждается, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества.

2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества.Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов; окружающая среда не подлежит национальному присвоению путем провозглашения на нее суверенитета, использования, оккупации или любыми другими средствами. Данный принцип закреплен в Договоре о космосе 1967 г. (ст. IX), Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (в отношении пространства и ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа) (часть XI), Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (ст. 3).

3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Всегосударства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде. Этот принцип отражен в Договоре об Антарктике 1959 г. (ст. II), Договоре о космосе 1967 г. (ст. 2), Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (часть XIII), Соглашении о Луне 1979 г. (ст. 2) и др.

4. Рациональное использование окружающей среды.Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов. Это предусмотрено, в частности, Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г.; Конвенцией о международной торговле видами" дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г.; Конвенцией об охране мигрирующих видов животных 1979 г.

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды.Международные проблемы, связанные с сохранением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, на основе равноправия и взаимной выгоды, в целях предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду и воспроизводство природных ресурсов. Данный принцип является одним из основных принципов международно-правовой охраны окружающей среды и закреплен практически во всех договорах (например, в Конвенции об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод.Еще на первой Конференции ООН по правам человека 1968 г. международное сообщество признало взаимозависимость мира и прав человека. Позже Генеральная Ассамблея в своей резолюции 37/199 от 18 декабря 1982 г. также провозгласила взаимозависимость мира, развития и прав человека. В первом Принципе Стокгольмской декларации 1972 г. провозглашается связь между правами человека и окружающей средой. Декларация РИО-92 по окружающей среде и развитию 1992 г. гласит: забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Принцип 25 провозглашает мир, развитие и охрану окружающей среды взаимозависимыми и неразделимыми. Данный принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 3) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 6).

7. Предосторожный подход к окружающей среде.Недостаток научных результатов не может являться причиной для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба окружающей среде*. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации РИО-92 в следующей редакции: в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности.В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды. Согласно ст. 6 Соглашения об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г. государства широко применяют предосторожный подходк сохранению трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб, управлению ими и их использованию, с тем чтобы защищать морские ресурсы и сохранять морскую среду. В соответствии со ст. 3 Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. сторонам следует принимать предупредительныемеры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий. Данный принцип отражен также в п. 5 ст. 2 Конвенции по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер 1992 г., п. 2 ст. 3 Конвенции по охране морской среды Балтийского моря 1992 г., п. 2 ст. 2 Конвенции по охране морской среды северно-восточной части Атлантического океана 1992 г.

* Историю возникновения этого принципа см.: Hohmann H. Precautionary Legal Duties and Principles of Modern International Environmental Law. London, 1994.

8. Право на развитие.Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды. Данный принцип отражен также в Декларации ООН по праву развития 1986 г. и Венской декларации и программе действия, принятых на Всемирной конференции ООН по правам человека 1993 г.

9. Предотвращение вреда.В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения. Содержание этого принципа в полной мере раскрыто в ст. II Всемирной хартии природы, одобренной XXXVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы. В частности, необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должно предприниматься. Деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать оценка ее возможных последствий, и исследования о воздействии проектов в целях развития на природу следует проводить достаточно заблаговременно, и если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее возможные вредные последствия.

Принцип предотвращения вреда закреплен в п. "с" ст. 7 и п. "в" ст. 8 Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., в ст. 7 Принципов и Правил ЮНЕП по охране окружающей среды от шумового загрязнения и сбросов загрязненных вод, утвержденных Советом управляющих ЮНЕП в 1987 г.

10. Предотвращение загрязнения окружающей среды.Государства должны предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры. Данный Принцип закреплен во многих международных договорах, в частности, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря 1976 г., Конвенции по предотвращению загрязнения Рейна химическими веществами 1976 г.

11. Ответственность государств.Согласно этого принципа любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды. Данный принцип закреплен в Принципе 13 Декларации РИО-92, который обязывает государства сотрудничать в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельности, которая ведется под их юрисдикцией и контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции. Принцип ответственности государств в четкой форме отражен также в ст. 12 Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря 1976 г., в п. 2 ст. 139 и п. 1 ст. 235 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Помимо политической и материальной ответственности государства несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или контролем. Этот вид ответственности предусмотрен в Принципе 13 Декларации РИО-92, ст. 3 Лондонского протокола 1992 г. к Конвенции о гражданской ответственности за загрязнение нефтью 1969 г., п. 7 ст. 2 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., п. 1 ст. IV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., ст. 3 Конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., п. "к" ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. и др.

Государства согласно Принципа 13 Декларации РИО-92 должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами, государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм международного экологического права. Этот принцип сформулирован в нескольких договорах гражданско-правового содержания. В частности, он отражен в п. "е" ст. 13 Парижской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1960 г., п. 3 ст. X Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., п. 3 ст. X Брюссельской конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.

Источники международного экологического права. Для эффективной согласованной природоохранительной деятельности государств необходима правовая регламентация. В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Они могут быть: многосторонними; универсально-глобальными и региональными; регулирующими общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли и околоземного космического пространства и т.д.*

* Тексты многих договоров см.: Международные соглашения по охране природы. Сборник документов / Сост. В.А.Чичварин. М„ 1966; Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А.Бекяшев, А.Г.Ходаков. Т. I. М., 1996; Adede A.O. International Environmental Law Digest: Instrument for International Responses to Problems of Environment and Development 1972-1992. Amsterdam / London / New York / Tokyo. 1997.

Анализ договорной практики по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на регламентацию охраны отдельных природных объектов в определенных районах. Пока еще не выработана универсальная кодификационная конвенция, которая охватывала бы все аспекты охраны окружающей среды. ООН поручила Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) кодифицировать международно-правовые нормы и в перспективе разработать универсальную конвенцию в области охраны окружающей среды.

Юбилейный конгресс ООН по международному публичному праву (Нью-Йорк, 13 - 17 марта 1995 г.) одобрил проект Международной хартии по окружающей среде и развитию*. Он разработан Комиссией по праву окружающей среды МСОП, Всемирным природоохранным союзом в сотрудничестве с Международным советом по праву окружающей среды. Этот документ состоит из 72 статей, определяет юридические рамки по интеграции различных аспектов проблемы охраны окружающей среды и развития. Он представляет собой свод фундаментальных принципов типа кодекса поведения. Многое положения проекта Хартии являются обычными нормами международного права. Предполагается, что положения Хартии облегчат создание международных институционных механизмов для выполнения действующих международных договоров. Наконец, Хартия ликвидирует пробелы в международном праве охраны окружающей среды и явится основой для разработки новых норм в области охраны окружающей среды на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.

* См.: Draft International Covenant on Environmental and Development. IUCN. The World Conservation Union. 1995.

Источниками "мягкого" права являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Стокгольмская декларация по окружающей человека среде 1972 г., Всемирная хартия охраны природы 1982 г., Декларация РИО-92. Они содержат важные и признаваемые мировым сообществом принципы. Но большинство из них не могут применяться непосредственно. Они определяют задачи международного сообщества и в некоторых случаях содержат директивы для достижения этих целей. Однако в настоящее время имеется очень мало универсальных норм, налагающих на все государства обязанность по защите окружающей среды в целом (исключением является ст» 192 Конвенции ООН по морскому праву, которая обязывает все государства защищать и сохранять морскую среду).

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ему в охране окружающей среды принадлежит еще значительная роль, ибо эксплуатация многих природных ресурсов пока не регламентируется договорными нормами.

Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств. Последние стремятся к их выполнению. Так, Генеральная Ассамблея на своей XXIV сессии в декабре 1969 г. приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими соблюдаться.

Наши рекомендации