Источники международного экологического права.

Нормы международного права, устанавливающие обязательные правила, которым должны следовать государства и другие субъекты в международных отношениях, содержатся в международных договорах.

Российская Федерация является участницей более 80 многосторон­них экологических договоров, которые согласно ст 15 Конституции РФ не только являются источниками экологического права, но и обла­дают верховенством по отношению к российскому законодательству.

В нормотворческой деятельности доминирует пообъектный под­ход, когда принимаются соглашения, направленные на охрану и ис­пользование отдельных природных объектов - животного мира, вод, атмосферного воздуха, а также регулирования отдельных видов эколо­гически опасных видов хозяйственной деятельности.

Охрана атмосферного воздуха в международных отношениях на­правлена на решение трех основных глобальных проблем

— кислотные дожди и связанная с этим деградация лесов, земель и имущества;

— разрушение озонового слоя;

— потепление климата.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принятая в ответ на проблему кислотных дождей, раз­работана под эгидой ЕЭК ООН, подписана в ноябре 1979 года и вступила в силу в марте 1983 года. СССР ратифицировал Конвенцию в 1980 году. Конвенция направлена на решение проблемы отрица­тельного воздействия загрязнения воздуха в трансграничном кон­тексте и предусматривает обязательства сторон поэтапно сокращать выбросы в определенном объеме. Для контроля за трансграничным переносом «агрязняющих веществ предусматривается создание совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнений в Европе. Стороны обязались также обмениваться информацией относительно выбросов и вести научные исследования. В продолжение Конвенции в разное время было принято и действует восемь протоколов, которые определяют конкретные условия со­кращения выбросов отдельных загрязнителей, например, окислы азота, серы, аэрозоли, тяжелые металлы, стойкие органические за­грязнители, приземной озон.

Венская Конвенция об охране озонового слоя подписана в 1985 году, принята СССР в 1986 году и вступила в силу в 1988 году. Государства- участники обязуются регулярно обмениваться научной информаци­ей, обеспечивать взаимный доступ к технологиям и альтернативным веществам, а также принимать совместные меры, регламентирующие виды деятельности, негативно влияющие на озоновый слой.

В 1987 году в продолжение Конвенции СССР был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, который определил план конкретных действий государств по исполнению Конвенции, Россия как правопреемник СССР является Стороной Протокола с 1988 года. Протокол предусматривает поэтап­ное сокращение производства и потребления хлор-фторсодержащих веществ и галлонов.

Рамочная Конвенция ООН по изменению климата принята в мае 1992 года в Нью-Йорке и открыта для подписания на Конференции в Рио-де-Жанейро. Она вступила в силу в 1994 году и в этом же году ратифицирована Россией. Принятие Конвенции связано с проблемой потепления климата, причиной которою, по мнению ученых, являет­ся возрастающее скопление углекислого и других парниковых газов в верхних слоях атмосферы, приводящее к нарушению теплового обмена с Космосом. Конвенция требует от государств поэтапного снижения выбросов парниковых газов до уровня 1990 года и ниже.

В связи с тем, что сроки, установленные конвенцией, не были вы­полнены, а также в целях создания стимулирующего механизма сни­жении выбросов, в 1997 году в Киото был принят Киотский протокол к Конвенции об изменении климата. Россия подписала протокол в 1999 году и ратифицировала его в ноябре 2004 года1. Согласно Протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой должны к 2008— 2012 годам сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 5% от уровня 1990 года, при этом для каждой страны установлен свой уровень снижения. Кроме того, протокол предусматривает возмож­ность этих же стран совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов на своей территории и продавать единицы снижения выбросов.

Охрана живой природы в международных отношениях обеспечива­ется множеством глобальных, региональных и двусторонних соглаше­ний, которые нацелены на решение таких задач, как:

— охрана биоразнообразия как мера поддержания баланса в живой природе в целом;

— охрана редких и исчезающих видов животных и растении;

— охрана мигрирующих видов животных, в том числе рыбных запасов;

— охрана среды обитания животных.

Конвенция о биоразнообразии была принята в мае 1992 года и была ратифицирована Россией в 1995 году. Объектом регулируемых отношений является биологическое разнообразие, которое опреде­лено как разнообразие между живыми организмами, видами и эко­системами в региональном и глобальном масштабе и включает все живые организмы — полезные и неполезные, совместно обитающие в различных экосистемах.

В развитие конвенции для более детального регулирования отно­шений по использованию генно-модифицированных организмов или живых измененных организмов (ЖИО), в терминологии Протокола, развитию биотехнологий, обеспечения охраны здоровья и биобезопас­ности в 2000 году был принят Картахенский протокол.

Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), была принята в Вашингтоне в мае 1973 года и в 1975 году вступила в силу1. Принятие СИТЕС вызвано обеспокоенностью мирового сообщества проблемой исчезновения видов живой природы под воздействием расширяющих­ся торговых отношений между государствами. СИТЕС ограничивает совершение экспортных и импортных операций, предметом которых являются перечисленные в трех перечнях виды животных и растений.

Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местооби­таний водоплавающих птиц, предусматривает меры охраны среды обитания некоторых видов животных. Она была принята в Рамсаре (Иран) в 1971 году и вступила в силу в 1975 году. СССР ратифициро­вал Конвенцию в 1975 году1. Конвенция нацелена на решение пробле­мы сокращения водно-болотных угодий, учитывая их значимость как среды обитания животных, источника биоразнообразия и важного составляющего экологических процессов.

Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного природного и куль­турною наследия 1972 года, ратифицированная СССР в 1988 году", нацелена на охрану имеющих особую экологическую, историческую и иную нематериальную ценность экосистем и памятников истории Предлагаемые государствами ценные объекты включаются в два приложения к Конвенции, и с момента такого включения подлежат международной охране. Во исполнение Конвенции осуществляются мероприятия по созданию и развитию особо охраняемых природных территорий, многие из которых признаны таковыми как среда обита­ния редких и исчезающих видов животных.

Охрана континентальных вод обеспечивается двумя многосторон­ними Конвенциями, а также большим числом бассейновых согла­шений по отдельным трансграничным рекам. Конвенция ЕЭК ООН об охране и использовании трансграничных водотоков и междуна­родных озер была принята в 1992 году и вступила в силу в 1996 году. Конвенция была принята Россией в 1993 году1. Конвенция предусма­тривает обязанность Сторон по введению нормативов качества вод, по предупреждению и снижению трансграничного воздействия, охране и восстановлению водных экосистем, включая земли водосборного бас­сейна, животный мир и лесные экосистемы.

В развитие Конвенции в 1999 году 35 европейских стран подпи­сали Протокол о воде и здоровье и тем самым взяли на себя обяза­тельство охранять водные экосистемы в интересах охраны здоровья людей, осуществлять сотрудничество в области обеспечения устой­чивого развития и гармонизации законодательства в европейском регионе. Протокол был принят в июне 1999 года и открыт для под­писания на Всемирном форуме «Вода и здоровье», проходившем в Гааге (Голландия) в 2000 году Протокол был подписан Россией в 1999 году.

В 1997 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования междуна­родных водотоков. Конвенция считается рамочным международным соглашением и по сфере своего действия Конвенция является гло­бальной, т. е. любые заинтересованные государства могут стать ее сто­ронами. Ее принятие связано со стремлением государств установить универсальные правила по хозяйственному использованию водных ресурсов трансграничных рек, таких как строительство гидротехни­ческих сооружений, забор воды для ирригации, коммунального хо­зяйства, промышленности и распределению водных ресурсов между государствами нижнего и верхнего течения. В целях обеспечения равного доступа государств бассейнов трансграничных рек к водным ресурсам установлены обязательства по уведомлению о намечае­мых хозяйственных проектах водопользования, по непричинению значительного ущерба, предотвращению загрязнения, справедливому и разумному водораспределению. Практически последнее обязатель­ство реализуется через широко применяемый механизм квотирования или распределения водных ресурсов между странами бассейна в про­центном выражении. Конвенция не вступила в силу.

Соглашения, регулирующие деятельность истопников негативного экологического воздействия в трансграничном контексте. Наряду с мерами по установлению международно-правового режима исполь­зования и охраны отдельных природных объектов, достижение целей охраны окружающей среды в глобальном и региональных контекстах обеспечивается введением ограничений для хозяйственной деятель­ности, связанной с производством и реализацией продукции и мате­риалов, способных оказать негативное экологическое воздействие. Основные правовые механизмы, которые используются в соответ­ствующих конвенциях, включают регулирование международного перемещения опасных веществ и материалов, включая радиоактивные отходы (международной торговли), уведомление страны-импортера о природе перемещаемых веществ и материалов, согласие на импорт, ведение учета материалов и веществ, поступающих на международный рынок, разрешительный порядок торговли со стороны экспортера и импортера, таможенный контроль, осуществление мер предупреж­дения аварийных ситуации и ответственность государств за их послед­ствия, проведение оценки воздействий на окружающую среду.

Международные договоры в этой области включают Конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удале­нием (Базельская Конвенция) 1989 года. Конвенция вступила в силу в 1992 году и ратифицирована Россией в январе 1995 года1. Основной мерой контроля является порядок уведомления государством-экс - портером о намерении вывезти со своей территории партию отходов и согласия государства-импортера принять эту партию для захоронения.

Объединенная Конвенция о безопасности обращения с отрабо­тавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами принята в Вене в 1997 году. Она регулирует вопросы обеспе­чения безопасности граждан, общества в целом и окружающей среды от радиологических рисков при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, образовавшимися в процессе гражданской деятельности. Для этого Конвенция возлагает обязанно­сти на стран-участников обеспечить безопасность размещения уста­новок для обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами, проведение оценки воздействия на окружающую среду, предоставление общественности информации о безопасности, прове­дение консультаций с соседними государствами.

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 года ратифицирована Россией в 2011 году5. Конвенция направ­лена на обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия ряда химических веществ, обладающих свойствами накапливаться в окружающей среде, тканях живых организмов и име­ющих широкое географическое распространение Перечень регули­руемых химических веществ приведен в приложениях к Конвенции..

В 1991 году под эгидой ЕЭК ООН в Эспу (Финляндия) была принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая вступила в силу в 1997 году. В соответствии с Конвенцией Стороны обязаны выявлять на своей территории источники опасных трансграничных воздействий и ве­сти их учет, а также уведомлять страны потенциального воздействия о проектах, способных оказать такое воздействие. Получив уведомле­ния, государтсва потенциальною воздействия могут заявить о своей заинтересованности участвовать в процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Меры и процедуры сотрудничества в области промышленной безопасности закреплены в Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий. Россия участвует в Конвенции с 1993 года. Сферой регулирования Конвенции является деятельность по использованию опасных веществ, перечисленных в приложении, исключая радиоактивные вещества и военные объекты. Конвенция предусматривает обязанность Сторон вести учет опасных видов дея­тельности, уведомлять о них заинтересованные государства, в также принимать меры на своей территории по обеспечению их безопасной эксплуатации. Государства обязаны установить порядок планирова­ния в условиях чрезвычайных ситуаций, включая обеспечение готов­ности объектов к ликвидации последствий аварий.

Наши рекомендации