Используемые формы и методы обучения и воспитания

ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

Учебная программа учреждения высшего образования

По учебной дисциплине для специальности

1-24 01 02 «Правоведение»

Минск 2016

Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для специальности 1-24 01 02 «Правоведение» по природоресурсному праву (регистрационный № ТД - Е.642 / тип)

СОСТАВИТЕЛЬ:

П.М. Ермолинский, доцент кафедры теории и практики управления, кандидат юридических наук, доцент, академик ОО «Международная академия экологии»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой трудового и хозяйственного права 02.09.2016 г. протокол № 1

Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

протокол №____от _____________2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По мере совершенствования технологических процессов воздействия человека на окружающую природную среду и увеличения объемов такого воздействия (антропогенное воздействие), человеческая деятельность начинает играть ведущую роль во всех изменениях, происходящих на поверхности планеты.

Природоресурсное право – система правовых норм, обычаев и традиций, регулирующих общественные отношения по поиску, оценке, разведке и добыче природных ресурсов, а также связанные с ними отношения. В основе деления национального права на отрасли лежит неправовой критерий – предмет правового регулирования, или общественные отношения, которые подлежат регулированию нормами отрасли права. Для общественных отношений, составляющих предмет природоресурсного права, системообразующим признаком является извлечение природного ресурса из окружающей природной среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурса и среды. Совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов составляют предмет природоресурсного права. Центральное место среди них занимают ресурсные отношения. Они включают в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ.

Цель преподавания природоресурсного права – дать представление об основных направлениях и тенденциях развития правовых требований по извлечению природных ресурсов из окружающей природной среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурсов и среды.

Задачами изучения дисциплины являются:

– усвоение места и роли природоресурсного права в системе отраслей права, особенностей ресурсных правоотношений;

– усвоение норм природоресурсного законодательства;

– формирование навыков анализа содержания нормативных правовых актов с целью применения надлежащей нормы;

– овладение методикой поиска правовых норм, устанавливающих порядок осуществления отношений в области ресурсопользования.

Преподавание природоресурсного права опирается на сравнительно-пра­вовой и исторический анализ развития ресурсных отношений, а так­же доктринальное толкование специальных правовых категорий права,которое дается в науке.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

– основные категории и понятия природоресурсного права как совокупности отраслей права;

– основные принципы правового регулирования природоресурсных отношений;

– основные этапы формирования природоресурсного законодательства;

– сущностные характеристики правовых явлений и понятий, касающихся природоресурсных отношений;

– соотношение природоресурсного права с другими отраслями правовой системы;

– структуру и особенности отдельных видов природоресурсных правоотношений;

– состояние и структуру природоресурсного законодательства;

уметь:

– использовать сравнительно-правовой подход при разрешении коллизий и спорных вопросов правового регулирования природоресурсных отношений;

– определять и анализировать сущностные характеристики природоресурсных правоотношений и анализировать их содержание в правоприменительных целях;

– выявлять состояние и тенденции развития законодательства об охране и использовании земель, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха;

– осуществлять самостоятельный поиск, систематизацию и анализ правовой информации по конкретным проблемам правового регулирования природоресурсных отношений;

– обобщать материалы юридической практики, связанные с разрешением вопросов, касающихся использования и охраны земель, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха;

владеть:

– отраслевой терминологией;

– общими и специальными методами научного познания при характеристике закономерностей и особенностей правового регулирования природоресурсных отношений,

– навыками составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, необходимых для обеспечения законных прав природопользователей;

– приемами правовой оценки документов и деятельности по использованию и охране природных ресурсов, необходимыми в правоприменительной практике.

Студенты быть ознакомленными с особенностями природоресурсного законодательства в странах СНГ и других зарубежных государствах.

Используемые формы и методы обучения и воспитания

Наши рекомендации