I. Словарно-орфографическая работа. Чемпио́нский
(161) Чемпио́н. Че́мпион (англ.)
Чемпиона́т.
Чемпио́нский.
II. 1. Выборочный диктант. Задание: выбрать и записать глаголы на -ться и -тся вместе со словами, от которых к ним за даются контрольные вопросы.
1. Сборная России усиленно готовится к чемпионату мира по баскетболу. 2. «Мы должны готовиться еще серьезнее,— говорит тренер.— Ведь нам предстоит встретиться с сильнейшими командами мира». 3. Через несколько дней российская команда простится со своими друзьями, болельщиками и отправится за океан. 4. В первые же дни чемпионата она встретится с бразильской и канадской командами. 5. Пожелаем нашим спортсменам возвратиться домой с победой.
2. Запись, синтаксический и орфографический (частичный) разбор первого предложения.
3. Творческий диктант. Задание: изменить предложения по образцу.
Образец: Миша хочет научиться плавать под водой.— Миша научится плавать под водой.
1. Брат обещал позаботиться о ластах и маске. 2. Мишина мечта должна осуществиться.
4. Творческое списывание. Задание: заменить выделенные глаголы синонимами, причем такими, у которых неопределенная форма и форма 3-го лица в произношении совпадают.
1.. Вот-вот может грянуть(разразиться) гроза. 2. Кто рискнет (осмелится, решится) во время бури выйти в море на байдарке?! 3. Мы боялись, что лодка стукнется (ударится) с размаху о берег и разлетится вдребезги. 4. Мост через залив такой, что готов рухнуть (обрушиться) в любую минуту.
5. Синтаксический разбор третьего и четвертого предложений.
Домашнее задание: упр. 641, 642.
Урок 11. Виды глагола
I. Словарно-орфографическая работа.
(162) Ша́хматы. Шах — ‘повелитель’ (перс.),
Ша́хматный. мат — ‘умер’
Шахмати́ст.
II. Беседа о виде глагола как грамматической категории. Объяснение грамматического материала строим таким образом, чтобы ученики сначала осознали значение того и другого вида и пришли бы к следующему выводу: глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении (как процесс), а глаголы совершенного вида обозначают действие как достижение цели (как результат). Для этого выполняем ряд упражнений.
1. Рассматриваем учебные картинки (см. учебник, с. 241); несколько изменяем задание: на какой картинке показано само решение задачи ребятами, т. е. действие показано в его течении, как процесс?
2. Упражнение типа «немого диктанта» (дети изображают действия и называют их, составляя устно предложения).
1. Саша расставляет шахматы. Саша расставил шахматы. 2. Гена обозначает суффикс. Гена обозначил суффикс. 3. Лена подает указку. Лена подала указку. 4. Вова раскрашивает рисунок. Вова раскрасил рисунок.
Известно, что ученики иногда путают вид и время глагола (совершенный вид прошедшее время, несовершенный вид — настоящее время). Чтобы предупредить подобную грамматическую ошибку, вычленяем из каждого предложения глагол, ставим его в неопределенной форме и записываем вместе с дополнением. Важно заметить, что такая последовательность действий способствует предупреждению ошибок учащихся в нахождении начальной формы глагола (типа заметили — замечать).
3. Упражнение с опорой на словесное рисование (этот прием хорошо известен детям по урокам чтения).
— Какие картинки вы нарисуете к предложениям?
1. Рабочие сдвигают мебель вправо. Рабочие сдвинули мебель вправо. 2. Мальчик делает скворечник. Мальчик сделал скворечник. 3. Девочка кладет портфель на стол, девочка положила портфель на стол.
Делаем вывод: в русском языке каждый глагол относится к одному из двух видов (несовершенному или совершенному). Виды выражают характер совершения действий, обозначаемых глаголами.
Глаголы, которые обозначают действие в его течении и отвечают на вопрос что делать?, относятся к глаголам несовершенного вида; глаголы, которые обозначают действие как достижение цели и отвечают на вопрос что сделать?, относятся к глаголам совершенного вида.
Обращаем внимание учащихся на то, что для глаголов несовершенного вида характерны суффиксы -и-, -ва-, -ива- (-ыва-) и отсутствие приставок; для глаголов совершенного вида характерны суффиксы -и-, -ну- и приставка с-.
III. Диктант с грамматическим заданием: определить вид глагола (над каждым из них надписать сов. или несов.); в третьем и четвертом предложениях подчеркнуть грамматическую основу.
Светляки
Вечером у лесной тропинки мы увидели первых светляков. «Огоньки! Огоньки!» —закричал Саша. Мы собрали в коробочку несколько светляков, принесли домой и посадили на листья сирени. Всю ночь на сирени под нашим окном горели и переливались зеленые огоньки.
(И. Соколов-Микитов.)
Сообщение грамматико-стилистического правила: если однородные сказуемые выражены глаголами, то они обычно одного вида — или все совершенного, или все несовершенного.
Домашнее задание: упр. 646.
Урок 12. Виды глагола
I. Разбор по составу слов черемуха, черемуховый, черемушка.
II. Грамматический разбор написанных на доске предложений. Задание: подчеркнуть грамматические основы предложений; определить вид глаголов-сказуемых, обратить внимание на порядок слов в сложном предложении.
1. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле наполняло меня. 2. Первый навстречу солнцу столбом поднялся с межи жаворонок, все выше и выше, и полилась на землю его золотая песня.
(И. Соколов-Микитов.)
III. Творческое списывание. Задание: помня о том, что части сложносочиненного предложения связаны по смыслу и обычно синтаксически однородны, составить вторую часть каждого данного ниже предложения.
1. Несколько лет назад у самого крыльца нашего лесного домика в кустах черемухи каждую весну распевал соловей. 2. Он пел без перерыва всю ночь, и ... . 3. В те времена мы не держали кошек, и … .
Домашнее задание: упр. 647, 648.