IV. Тренировочные упражнения. 1. Наблюдение за ударением в прилагательных краткой формы — прослушивание в
1. Наблюдение за ударением в прилагательных краткой формы — прослушивание в грамзаписи текста упр. 588, 589.
2. Повторение чередования звуков [о] — [э] с нулем звука (беглых гласных о и е) на примере прилагательных: робкий — робок; опасный путь — путь опасен.
3. Творческий диктант. Задание: построить из словосочетаний предложения; для этого полные прилагательные заменить краткими; указать прилагательные-синонимы.
Грандиозный план, громадный размах, огромный успех, справедливая оценка.
4. Сообщение грамматико-стилистического правила: если однородные члены предложения выражены прилагательными, то они должны быть в одной форме (или все в полной, или все в краткой).
5. Редактирование (предложения записываются на доске и редактируются, исправления вносятся цветным мелком).
1. Новый школьный стадион просторный и удобен. 2. Спортсмены стройные, выносливы, ловки. 3. Тренер строг, но справедливый. 4. Я с его замечаниями согласный.
V. Чтение и запоминание орфографического правила № 20 (с. 224).
VI. Творческий диктант. Задание: построить предложения из словосочетаний.
Горячий луч, дремучий лес, пахучий ландыш, певучий голос.
VII. Подготовка к восприятию текста диктанта: дети рассматривают рисунок, на котором изображены желуди; решают поставленную перед ними творческую задачу — с чем можно сравнить желудь дуба — и после этого с особым вниманием слушают стихотворение П. Комарова «Дуб».
Словно часовой, в широкой пойме
Он стоит, оберегая рожь.
И недаром на патрон в обойме
Каждый желудь у него похож.
— С чем же поэт сравнивает желудь? Почему? Какие слова на изучаемое и сходное с ним правило есть в этом стихотворении? (Похож, рожь.) Объясните правописание слов рожь, похож, желудь.
VIII. Творческий диктант. Подготовка: дети рассматривают учебные рисунки (дуб, ландыш, еж, медведь), составляют по ним и по данным схемам предложения.
1. Дуб высок и могуч. 2. Ландыш свеж и пахуч. 3. Еж хорош, хоть и колюч. 4. Медведь лохмат и неуклюж.
Домашнее задание: § 104, правило № 20; упр. 591, 592.
Урок 12. Прилагательные полные и краткие
I. Словарно-орфографическая работа.
(153) Дрессирова́ть. Дресс — ‘натаскивать’ (фр.)
Дрессиро́ванный.
Дрессиро́вщик.
Дрессиро́вка.
II. Опрос и устная проверка упр. 592.
III. Тренировочные упражнения.
1. Редактирование. Задание: устранить ошибки; первое предложение записать в одном варианте, второе — в двух. Какое правило нарушено в этих предложениях?
1. Собачка догадл..вая, доверч..вая, послушна. 2. Дрессировщик добрый, терпелив, настойчивый.
Дополнительные задания: графически обозначить суффиксы прилагательных -лив-, -чив-; проверить их написание.
2. Повторение орфографических правил № 8 и 20 (см. с. 36 и 224); словарный диктант с орфографическим заданием классифицировать слова по имеющимся в них однотипным орфограммам. Заполнение таблицы «Мягкий знак после шипящих».
Существительные | Прилагательные | Глаголы | |
1-е и 2-е скл. | 3-е скл. | краткая форма | |
№ 8 туч | № 8 помощь | № 20 тягуч | № 22 дрессируешь |
Рощ, молодежь, похож, карабкаешься, пейзаж, фальшь, линюч, финиш, видишь.
3. Подготовка к зрительному диктанту.
— Ты скажи мне, милый еж,
Чем ежиный мех хорош?
Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь.
(В. Фетисов.)
4. Составление предложений по данным схемам и учебным рисункам «Каковы они в сказках?».
Делаются необходимые пояснения по содержанию и форме вопроса: 1) каковы они (животные) в сказках внешнему виду, а по характеру, по своему поведению, поступкам, по отношению друг к другу; 2) если вопрос каковы?, то, следовательно, в ответах на него надо употребить прилагательные краткой формы.
1. Лиса хитра, пронырлива и льстива. 2. Заяц хвастлив, но труслив. 3. Медведь глуповат и простодушен. 4. Волк зол и жаден.
IV. Сравнительный разбор предложений.
1. Воздух живителен, влажен, душист. 2. Снег скрипуч и блестящ. (В. Набоков.)
Задание: указать, в чем грамматическое сходство данных предложений. А в чем различие?
Домашнее задание: упр. 593—595.
Р Урок 13. Подготовка к сочинению о животном
Представьте себе: у вас дома есть четвероногий или крылатый друг (собака, кошка, попугай, ...) и вам захотелось написать о нем в журнал «Юный натуралист». Как это лучше сделать? Подумаем вместе.
I. Для начала, вероятно, набросаем план.
1. Когда и где я впервые увидел эту собаку.
2. Чем она привлекла мое внимание.
3. Какова она собою.
4. Каковы ее повадки.
5. Как я забочусь о собаке.
Разумеется, порядок вопросов может быть и другим, и некоторые вопросы можно заменить другими. Надо еще подумать...
Какой вопрос самый трудный? Конечно, третий — описание собаки. Почитаем, как описывают животных в научных и художественных книгах[31].
II. Назовите стиль каждого описания. В художественных описаниях определите основную мысль, проследите, как она раскрывается отметьте сравнения, слова с переносным значением, с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Тетерев
Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные ноги короткие, все в перышках, будто в валенках, чтоб зимой не мерзли.
Тетерев— род птиц семейства тетеревиных. 2 вида: обыкновенный и кавказский, Тетерев обыкновенный весит до 1,8 кг, длина — 53...57 см. Обитает в лесах и лесостепях Евразии.
Удод
Похож удод на сказочную птицу: с высоким хохлом на голове, с пестрым песочного цвета оперением и крепким черным клювом. Сказочная птица эта так и просится на картину.
(И. Соколов-Микитов.)
Удод. Несколько мельче голубя (длина тела — около 30 см). Клюв тонкий, длинный, слегка изогнутый вниз. На голове большой веерообразный хохол. Крылья широкие, округлые. (Из «Определителя птиц».)
. . .
… Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше.
(Д. Мамин-Сибиряк.)
. . .
Веселая эта собачка Вьюшка, всем нравится: ушки — как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
(М. Пришвин.)
. . .
Сопоставьте, как об одних и тех же приметах, например, трясогузки и лося говорится в научном и художественном описании: 1) спина серая, горло черное, брюхо белое — «в светло-сером, отлично натянутом платьице, с передним черным галстуком»; 2) ноги рыжеватые или беловатые — «на ногах словно белые, туго натянутые чулки».
. . .
Изящен наряд у оляпки — куртка бархатно-черная, манишка белизною поспорит со снегом.
(В. Песков.)
. . .
Спинная сторона оляпки серовато-бурая, брюшная — белая.
. . .
III. В примерах из рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» отметьте слова, употребленные в переносном значении; укажите, какие слова в прямом значении им соответствуют.
. . .
...На груди пышная белая манишка; задние лапки в широких штанишках; два желтых топаза[32] смотрят на меня с серьезным укором; ее огромный изумрудный глаз пристально устремлен на огонь; только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.
Объясните, почему в этих примерах необходимы слова задние (лапки); желтых (топаза); передние (перчаточки).
IV. Опишите (устно) по вашим наблюдениям повадки (привычки, манеру поведения) какого-либо животного. Например, как умывается кошка или как собака встречает своего хозяина, выполняет его команды и т. п.
V. Прочитайте, затем перескажите близко к тексту отрывок из повести С. Шуртакова «Где ночует солнышко».
. . .
Умывался Рыжий с необыкновенной тщательностью. Он долго и старательно нализывал лапу, закидывал ее далеко за ухо, а затем так же старательно проводил по своей плутовской мордочке. Умывшись, кот принялся с тем же тщанием приглаживать длинным розовым языком шерсть на боках и спине.
VI. Прочитайте стихотворение. Отметьте строфы, в которых описаны повадки Друга.
Друг
Мне не верится, ребята,
что щенком был этот пес,
что домой его когда-то
я за пазухой принес.
Накрывал его тулупом,
тыкал в блюдце с молоком...
Был он глупым, очень глупым,
очень маленьким щенком.
Рос он, рос
и как-то вдруг
вырос пес
по кличке Друг!
Как он ласково при встрече
лапы мне кладет на плечи!
Как он скачет по двору,
вызывая на игру!
Как заливисто он лает!
Как он любит малышей!
Как он хвостиком виляет,
улыбаясь до ушей!
— Дай мне лапу!
Он дает.
— Дай мне шляпу!
Он несет!
— Жди!
Он ждет.
— Сиди!
Сидит.
Разве что не говорит...
Мы идем из магазина —
у него в зубах корзина.
Все живущие вокруг
говорят —
вот это друг!
Мы шагаем по дорожке,
а с деревьев, с высоты
смотрят яростные кошки,
смотрят гневные коты...
Мне не верится, ребята,
что щенком был этот пес,
что домой его когда-то
я за пазухой принес.
(В. Лифшиц.)
VII. Постарайтесь и вы о своем четвероногом или крылатом друге написать с такой же любовью.
Проверьте, нет ли в ваших черновиках слов будто, как будто, будто бы, бусинки, карабкаться, дрессировать, шоколадный. Правильно ли вы их написали?
Домашнее задание: написать сочинение о животном.
Урок 14. Повторение
I. Замечание в связи с ошибками, которые встретились в последних письменных работах.
— Необходимо различать окончания существительных и прилагательных в форме творительного падежа множественного числа.
Окончание существительных помогает запомнить рифмовка.
Проверяем себя сами:
— Чем работаем? — Рук-ами.
— Чем мы рубим? — Топор-ами.
Раз творительный, то -ами.
(Рифмовка проговаривается хором.)
Окончание прилагательных проверяем вопросом, который задается от существительного дорогами (какими?) — дальними.
II. Синтаксический анализ предложения Солнце над просторными нивами стоит, и подсолнух зернами черными набит. (С. Маршак); орфографический разбор безударных окончаний существительных и прилагательных (в форме тв. п. мн. ч.).