Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи | Опасные незнакомцы Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных Ролевая игра«Потерялась» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьпотенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагатьи обсуждатьварианты поведения в подобных ситуациях, запомнитьправила поведения при контактах с незнакомцами; — моделироватьзвонок по телефону (обычному и мобильному) в полицию и МЧС; — работать в группе:по материалам учебника осваиватьправила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделироватьих в ходе ролевых игр; — работать со взрослыми: обсуждатьдругие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинятьоб этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке; — выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ» (9 ч) |
Общее представление о форме и размерах Земли | Посмотри вокруг Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли Экскурсияпо городу (селу, посёлку и тп.) с целью наблюдения за линией горизонта | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьфотографии в учебнике, находитьлинию горизонта; — различатьстороны горизонта, обозначать их на схеме; — работать в паре: находитьна схеме и называтьуказанные стороны горизонта, моделироватьстороны горизонта; — анализироватьтекст учебника, на его основе объяснятьразличия во внешнем виде нашей планеты, сопоставлятьвид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, делать вывод о форме Земли; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Ориентирование на местности. Компас | Ориентирование на местности Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. Практические работыОпределение сторон горизонта по компасу, по Солнцу, по местным признакам. Определение сторон горизонта на рисунке, схеме. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: находитьориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе); — практическая работа в паре: знакомитьсяс устройством компаса и правилами работы с ним, осваиватьприёмы ориентирования по компасу; — знакомитьсясо способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Особенности поверхности родного края | Формы земной поверхностиРавнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор Прогулкапо городу (селу, посёлку) с целью наблюдения форм земной поверхности. | — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлятьфотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализироватьцветовое обозначение равнин и гор на глобусе; — работать в паре: сравниватьпо схеме холм и гору, осуществлятьсамопроверку с по- мощью текста учебника; характеризовать(на основе наблюдений) поверхность своего края; — описыватькрасоту гор (на основе фото- графий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений); работать со взрослыми: составлятьфоторассказ на тему «Красота гор»; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком. Водоёмы родного края | Водные богатства Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря Моделированиеизготовление аппликаций «На море», «У речки», «На озере» и т.п. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьводоёмы естественного и искусственного происхождения, узнаватьих по описанию; — работать в паре: анализироватьсхему частей реки, рассказыватьо частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказыватьо водных богатствах своего края; — обсуждатьэстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям); — работать со взрослыми: составлятьфоторассказ на тему «Красота моря»; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Смена времён года в родном крае на основе наблюдений Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | В гости к весне (экскурсия)Наблюдения за весенними явлениями природы Практические работы: изображение изменений в природе весной на иллюстрации. Чтение стихов и демонстрация картин, отражающих красоту природы весной и их анализ. В гости к весне (урок) Весенние явления в неживой и живой природе | — Пониматьучебную задачу экскурсии и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьза состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; — оцениватьсвои достижения на экскурсии — рассказыватьо своих весенних наблюдениях в природе родного края; — работать в группе: знакомитьсяпо учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находитьв книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различатьизвестную и новую для себя информацию; узнаватьперелётных птиц на рисунке, осуществлятьсамопроверку; выступатьс сообщениями в классе; — моделироватьвзаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; — работать со взрослыми: наблюдатьвесенние явления в природе, фиксироватьрезультаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлятьфоторассказ или выполнятьсерию рисунков на тему «Красота весны»; — делатьвыводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Путешествие по планете Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте Практическая работа: работа с картой – нахождение географических объектов (по учебному тексту или заданию учителя) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьглобус и карту мира; находить, называтьи показыватьна глобусе и карте мира океаны и материки; — работать в паре: соотноситьфотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначатьих фишками с соответствующими номерами; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке | |
| Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Путешествие по материкамОсобенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия Практическая работа: работа с картой – нахождение географических объектов (по учебному тексту или заданию учителя) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьматерики на карте мира; — работать в группе: знакомитьсяс особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщенияи выступатьс ними перед классом; — предлагатьвопросы по содержанию сообщений, оцениватьответы одноклассников; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности | Страны мира. Проект «Страны мира»Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы Практическая работа: работа с картой – нахождение географических объектов (по учебному тексту или заданию учителя) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьфизическую и политическую карты мира; — находитьи показыватьна политической карте мира территорию своей страны, других стран; — работать в паре: соотноситьфотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначатьэти страны соответствующими фишками; рассказыватьпо фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примерыстран, расположенных на разных материках; — пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
| | | В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределятьобязанности по выполнению проекта; — готовитьсообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; — подбиратьфотографии достопримечательностей (открытки, слайды); — презентоватьсвои исследования с демонстрацией иллюстраций; оцениватьсвои достижения в выполнении проекта |
| Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | Впереди лето Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных Практическая работа: симметрия в природе, аппликация (изображение) симметричных природных объектов. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьцветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа- определителя «От земли до неба», осуществлятьсамопроверку; — читатьи обсуждатьрассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрыватьсценку по этому рассказу; — приводитьпримеры летних явлений в неживой и живой природе; — рассказыватьо красоте животных по своим наблюдениям; — работать со взрослыми:за лето подготовитьфоторассказы или выполнитьрисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
| | | | |
Темы, входящие в разделы примерной программы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ «КАК УСТРОЕН МИР» (4 ч) |
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека | Природа Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей Практические работы Ведение фенологических наблюдений сезонных явлений в природе. Ведение дневника наблюдений за погодой. Природоохранная деятельность. Экскурсиянаблюдение сезонных изменений | — Знакомитьсяс учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; — пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — доказывать, пользуясь иллюстрациями учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрыватьценность природы для людей; — работать в паре: анализироватьтекст учебника, искатьв нём необходимую информацию; сравниватьобъекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагатьзадание к рисунку учебника и оцениватьответы одноклассников; классифицироватьобъекты живой природы, осуществлятьсамопроверку; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
Человек — часть природы. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах | Человек Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находить сходствочеловека и живых существ и отличиеего от животных; — различатьвнешность человека и его внутренний мир; анализироватьпроявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оцениватьбогатство внутреннего мира человека; — работать в паре: наблюдатьи описыватьпроявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; моделироватьступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. |
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества, носитель и создатель культуры | Общество Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане Донбасса. Творческая работа: создание альбома « Мой город, его история – часть истории страны» | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьместо человека в мире; — характеризоватьсемью, народ, государство как части общества; — обсуждатьвопрос о том, почему семья является важной частью общества; — сопоставлятьформы правления в государствах мира; — работать в группе: анализировать таблицус целью извлечения необходимой информации; описыватьпо фотографиям достопримечательности разных стран; соотноситьстраны и народы, осуществлятьсамопроверку; рассуждатьо многообразии и единстве стран и народов в современном мире; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности | Что такое экология Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие Ролевая игра«Я – эколог» | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьтекст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживатьпо схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказыватьо них, опираясь на схему; — работать в паре: анализироватьсхемы учебника и с их помощью классифицироватьэкологические связи; приводитьпримеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описыватьокружающую среду для природных объектов и человека; моделироватьсвязи организмов с окружающей средой, обсуждатьи оцениватьпредложенные модели; |
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | Практическая работа:подготовка сообщений о профессии эколога, о науке экология, об экологическом состоянии окружающей среды Природа в опасности!Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории Практические работыПриродоохранная деятельность Уборка территории вблизи школы (водоема). Экскурсияв ботанический сад (парк) или заочная экскурсия по заповедникам родного края, мира. | — устанавливать причинно-следственные связимежду поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различатьположительное и отрицательное влияние человека на природу; сравниватьзаповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; — работать в группе: сопоставлять(по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждатьо том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примерытакого отношения из современной жизни; — моделироватьв виде схемы воздействие человека на природу; — обсуждать, как каждый может помочь природе; — работать со взрослыми: готовить сообщениео заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвоватьв природоохранной деятельности; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
РАЗДЕЛ «ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА» (10ч) |
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Твёрдые тела, жидкости, газы Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ | Тела, вещества, частицыЗнакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества Практическая работа:опыты с растворением вещества (соль, сахар) | — Пониматьучебные задачи раздела и данного урока и стремитьсяих выполнить; — характеризоватьпонятия «тела», «вещества», «частицы»; — классифицироватьтела и вещества, приводить примерыестественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; — наблюдатьопыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказыватьна основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; |