Познавательные универсальные учебные действия 1 страница

Выпускник научится:

● осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

● осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

● понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

● применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

● подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

● наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

● использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

● осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Выпускник получит возможность научиться:

● осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

● сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

● обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

● дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

● осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

● осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

● аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

● вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Выпускник получит возможность научиться:

● оперировать в речи предметным языком: правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

● планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

● проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

● уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;

● участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир»

(блок «Человек и природа») научится:

● различатьна основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

● приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

● описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);

● сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

● различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения;

● различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

● различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

● различать части холма, реки;

● характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

● определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

● использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

● находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра;

● объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

● объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

● выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

● находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

● вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

● выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

● использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

● исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

● измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

● выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Выпускник получит возможность научиться:

● рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

● вести фенологические наблюдения и прогнозировать погоду по местным признакам;

● объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

● готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

● пользоваться масштабом при чтении карт;

● обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

● ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

● моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

● участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

● воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

● ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

● рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

● использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

● узнавать государственную символику, отличать флаг и герб нашего государства от флагов и гербов других стран мира;

● находить на карте наше государство, его столицу, свой регион и его административный центр;

● показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

● понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

● анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;

● описывать изученные события из истории страны (пересказывать информацию о них);

● готовить небольшие сообщения о достопримечательностях столицы, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

● рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

● объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан страны, называть права детей; различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории государства;

● рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Выпускник получит возможность научиться:

● оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

● соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

● различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

● составлять родословную своей семьи;

● объяснять символический смысл цветных полос государственного флага, изображений на гербе государства, своего региона;

● рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинного жилища, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

● рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

● находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

● находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях страны; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

● использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

● изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

● моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

● осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

● оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

● соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

● соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

● объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

● составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

● следовать правилам здорового образа жизни;

● соблюдать правила противопожарной безопасности;

● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Выпускник получит возможность научиться:

● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

● следовать правилам здорового образа жизни;

● соблюдать правила противопожарной безопасности;

● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Обращаем внимание, что распределение количества часов по темам (разделам) в программе (1-4 классы) является примерным. При календарно-тематическом планировании учителю предоставляется право варьировать количество часов с учётом особенностей и познавательных возможностей детей в классе и самостоятельно определить уроки тематического контроля, их форму (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа, презентация проектной (исследовательской, поисковой, творческой) работы как итог деятельности.

Класс

(35 часов, 1 ч в неделю, 35 недель)

Наши рекомендации