Место дисциплины в структуре образовательной программы
Паспорт программы дисциплины
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы высшего образования 40.03.01 «Юриспруденция», 40.03.01.01 «Государственно-правовой профиль», 40.03.01.02 «Гражданско-правовой профиль», 40.03.01.03 «Уголовно-правовой профиль», 40.03.01.06 «Финансово-правовой профиль», 40.03.01.08 «Информационно-правовой профиль» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 №464.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б3.Б.12 Экологическое право относится к профессиональному циклу образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» базовой части.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
(в соответствии с ОП ВО)
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | ||
(ОК-14) | владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом | Знает: - основы физической культуры и здорового образа жизни; - техники выполнения физических упражнений; - способы физического совершенствования организма. - принципы экологического мышления Умеет: - анализировать физическое самовоспитание и самосовершенствование; - рационально выбирать физические упражнения, учитывая цели, мотивы, уровень физического развития, подготовленности и возможностей, состояние здоровья; - выступать защитником окружающей среды - использовать экологические знания для принятия профессиональных решений Владеет: - стратегией физкультурно-оздоровительной деятельности, технологиями познания физического развития, физической подготовленности; - навыками физических упражнений, физической выносливости, подготовленности организма к серьезным физическим нагрузкам в жизненных ситуациях. - навыками экологическое мышление при решении профессиональных проблем | |
(ПК-3); | способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Знает: - совокупность правовых норм, закрепляющих правовой статус участников экологических правоотношений; - правосубъектность участников экологических правоотношений как совокупность абсолютных юридических прав и юридических обязанностей воздерживаться от запрещающих действий; - правовой механизм обеспечения законности в сфере реализации основных прав и свобод человека и гражданина в сфере экологических правоотношений, в том числе при совершении правонарушений в экологической сфере; - предусмотренный законом порядок оформления, осуществления или защиты прав и свобод участников экологических правоотношений; - основные способы защиты прав и свобод участников экологических правоотношений; - основные формы реализации эколого-правовых норм, - отличительные признаки закрепительных и охранительных эколого-правовых норм, реализуемых в форме соблюдения; - основные способы правового воздействия на участников экологических правоотношений и особенности реализации эколого-правовых запретов; - социальную и правовую сущность юридических запретов в экологической сфере; - понятие и признаки правомерного поведения участников экологических правоотношений; - значение санкций и мер эколого-правовой ответственности в обеспечении реализации эколого-правовых норм; - систему органов государственной власти и местного самоуправления, деятельность которых направлена на обеспечение соблюдения правовых предписаний и запретов в экологической сфере. Умеет: - анализировать действующие эколого-правовые нормы в зависимости от характера содержащегося в них правового предписания (запрет, дозволение, обязывание и т.п.); - устанавливать форму реализации эколого-правовой нормы в исследуемом экологическом правоотношении (соблюдение, исполнение, использование); - анализировать действующее экологическое законодательство с целью выявления обязательных правовых механизмов, их обеспечивающих, в том числе экологической ответственности и ее мер (санкций), процессуальная формы реализации материальной эколого-правовой нормы; - характеризовать комплекс юридических средств воздействия на нарушителей правовых предписаний эколого-правовых норм; - определять компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих юрисдикционными полномочиями в сфере выявленного правонарушающего поведения субъекта экологического правоотношения, а также при наличии эколого-правового спора (конфликта); Владеет: - навыком выявления правовых предписаний и запретов в экологическом законодательстве; - умением квалифицировать противоправное поведение субъектов экологических правоотношений; - обеспечивать соблюдение прав и законных интересов участников экологических правоотношений с помощью средств правового воздействия; - юридической терминологией науки и отрасли экологического права; - навыками работы с правовыми актами, являющимися источниками экологического права; - навыками анализа различных эколого-правовых явлений, юридических фактов, эколого-правовых норм и отношений; - навыками профессионального общения и развития. | |
(ПК-4); | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знает: - основные этапы процесса разработки и реализации решений в эколого-правовой сфере, их содержание и особенности; - современные технологии принятия управленческих решений в сфере экологических правоотношений; - основные формы реализации эколого-правовых норм, - основные способы правового воздействия на участников экологических правоотношений и особенности реализации правовых предписаний (обязываний) эколого-правовых норм; - социальную и правовую сущность юридического предписания эколого-правовой нормы; - понятие и признаки правомерного поведения участников экологических правоотношений; - значение юридических санкций и мер правового принуждения в обеспечении реализации эколого-правовых предписаний; - систему органов государственной власти и местного самоуправления, деятельность которых направлена на обеспечение исполнение правовых предписаний и запретов в эколого-правовой сфере. Умеет: - устанавливать форму реализации эколого-правовой нормы в исследуемом экологическом правоотношении (соблюдение, исполнение, использование); - анализировать действующее экологическое законодательство с целью выявления обязательных правовых предписаний эколого-правовых норм и механизмов, их обеспечивающих (экологическая и иные виды юридической ответственности, процессуальная форма реализации материальной эколого-правовой нормы, меры превенции экологических правонарушений и т.п.); - характеризовать комплекс юридических средств воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний; - выявлять проблемные несоответствия в сложившейся правовой ситуации в эколого-правовой сфере; - осуществлять поиск всей необходимой информации для решения проблем и принятия обоснованного решения в эколого-правовой сфере. Владеет: - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, являющихся объектами профессиональной деятельности в эколого-правовой сфере; - юридической терминологией науки и отрасли экологического права; - навыками работы с эколого-правовыми актами; - навыками профессионального общения и развития; - навыками анализа правовой проблемы и определения критериев для ее решения, поиска возможных решений и выбора наиболее оптимального в сложившейся ситуации, соответствующего действующему экологическому законодательству и правоприменительной практике | |
(ПК-5); | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знает: - основные формы реализации экологического права; - понятие и признаки применения экологического права и правоприменительного процесса, характеристику его стадий; - понятие, структуру и виды правоприменительных актов, отличия актов применения права от нормативных правовых актов; - систему юридических гарантий законного применения экологическо-правовых норм; - основные положения науки экологического права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов экологических правоотношений. Умеет: - исследовать фактические обстоятельства, лежащие в основе сложившегося экологического правоотношения; - выбирать норму экологического права, соответствующую конкретным обстоятельствам и подлежащую применению, составляющую материальную основу дела; - определять комплекс норм процедурного (процессуального) характера, обеспечивающих применение материальной нормы экологического права; - проверять подлинность текста нормы экологического права, анализировать, толковать экологическо-правовые нормы; - применять полученные знания при оформлении служебной документации, формировании текста правоприменительного решения в экологическо-правовой сфере. Владеет: - юридической терминологией науки и практики экологического права; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в экологичской сфере, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками составления правовых документов; - навыками реализации требований юридических процедур, обеспечивающих применение материальных экологическо-правовых норм. | |
(ПК-6); | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знать: - совокупность мыслительных приемов, подчиненных законам логического мышления, правила построения логических силлогизмов, законы тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания; - технико-юридические приемы установления фактических обстоятельств в сложившихся эколого-правовых отношениях; - понятие, признаки и виды юридических фактов в эколого-правовой сфере; - понятие и признаки юридических доказательств, надлежащие способы их фиксации; - понятие юридического состава, его элементы (признаки); - принципы, правила и этапы юридической квалификации, основания (субъект, объект, отраслевая принадлежность, результат квалификации и т.п.) и виды классификаций юридической квалификации (позитивная/негативная; официальная/обыденная/доктринальная, квалификация правонарушений/ правомерных деяний); - действующее экологическое законодательство. Уметь: - устанавливать соответствие или несоответствие признаков реального фактического обстоятельства признакам юридического факта в эколого-правовой сфере; - определять юридическую природу конкретных фактических обстоятельств в экологических правоотношениях; - определять совокупность правовых последствий установленных фактических обстоятельств в экологических правоотношениях; - конкретизировать положения норм экологического права относительно фактических обстоятельств. Владеть: - навыками определения круга фактов, необходимых для решения дела, которые могут войти в сферу применения экологического права; - навыками сбора и фиксации фактов, выступающих доказательствами по делу, с помощью установленных юридических средств, доступными способами в установленных законом формах и порядке; - навыками анализа и юридической оценки фактов, необходимых для решения дела с точки зрения их истинности/ложности, наличия/отсутствия, относимости и т.п.; - способностью выбирать подлежащую применению эколого-правовую норму. | |
(ПК-16) | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знает: - особенности профессиональной деятельности юриста в экологической сфере общественных отношений, требующих правовой квалификации; - особенности правового статуса участников общественных отношений в экологической сфере, требующих правовой оценки; - действующее законодательство Российской Федерации, международно-правовые нормы, нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в экологической сфере, требующих правовой оценки и квалификации, а также другие источники экологического права; - основные положения и категории отрасли экологического права, регулирующей общественные отношения в экологической сфере, требующих правовой квалификации и оценки; - требования к правовому заключению как социально ожидаемому результату процесса правовой квалификации и оценки сложившегося общественного отношения в экологической сфере (форма, содержание, процедура); - требования к юридическому статусу (компетенции/правосубъектности) создателя (автора) и адресата юридического заключения; - понятие, признаки и виды юридических фактов в экологической сфере общественных отношений, требующих правовой оценки; - понятие юридических составов, их элементов (признаки) в экологической сфере общественных отношений; - особенности принципов, правил и этапы юридической квалификации в экологической сфере общественных отношений; - последствия ненадлежащей (неполной, ошибочной) правовой квалификации общественного отношения в экологической сфере, являющегося предметом юридической консультации; - юридические последствия составления ненадлежащего правового заключения в сфере экологических правоотношений. Умеет: - определять общую структуру заключения, собирать, систематизировать материалы и аргументы; - применять электронные ресурсы для поиска, систематизации, обработки необходимой информации, оформления текста, редактирования документов; - применять средства языковой коммуникации для формирования необходимого стиля юридического заключения и правовой консультации; - выбирать и использовать необходимые средства юридической техники; - под руководством преподавателя проектировать и составлять юридические заключения по отдельным правовым вопросам в экологической сфере общественных отношений; - определять юридическую природу конкретных фактических обстоятельств в экологической сфере; - определять отдельные правовые последствия (в том числе неблагоприятные), связанные с ненадлежащей правовой квалификацией общественного отношения в экологической сфере; - организовывать свой труд в процессе подготовки и оформления правовой консультации и юридического заключения; - навыками комплексного правового анализа документов различной формы, видов (достоверность, точность, доступность, соответствующий стиль, ясность языка, авторитетность и аутентичность), выступающих предметом правовой оценки и квалификации в экологической сфере общественных отношений. Владеет: - юридической терминологией науки и отрасли экологической права; - навыками технического оформления и редактирования текста юридического документа, в том числе с помощью электронно-вычислительной техники; - навыками использования технических, графических средств, в том числе официальных бланков, таблиц, схем; - навыками ясного, краткого, логичного, достоверного изложения материала, содержащего необходимую информацию; - навыками поиска необходимой информации, выбора правовой нормы, правовой позиции при формировании аргументации в содержании правового заключения; - навыками конструктивного взаимодействия с коллегами, подчиненными, руководителем в процессе подготовки юридической консультации и правового заключения |
1.4 Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Теория государства и права Правоохранительные органы История отечественного государства и права История государства и права зарубежных стран Учебная практика Административное право Уголовное право Финансовое право Гражданское право Налоговое право Международное право Муниципальное право РФ Исполнительная власть Права человека Конституционно-правовые основы организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ Конституционное правосудие, конституционная ответственность Избирательное право Законодательная техника (нормография) Юридическая техника Производственная практика | ИГА |
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения -система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический(изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный(изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический(изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый)(под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение(преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский(студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный(организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Деловая игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Игра позволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения. | ДИ |
Имитационное упражнение (решение задач) характеризуется признаками, сходными с теми, которые присущи методу конкретных ситуаций. Специфическая черта имитационного упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. Имитационное упражнение – своеобразный экзамен на знание тех или иных законоположений правил, методов, инструкций | РЗ |
Реферативное задание – письменнаяисследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников | Р |
Доклад по теме НИР - исследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников с последующим представлением ее на практическом задании | Д НИР |
Опрос – ответы на поставленные по теме практического занятия вопросы | УО |
Презентация – представление студентом в мультимедийной форме ответа на поставленный вопрос | П |
Эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, направленная на изучение определенной темы, при использовании научных источников с авторской позицией | ЭС |
Компетентностно-ориентированные задания – индивидуальные задания, направленные на освоение определенной компетенции | КОЗ |
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) –
Очная форма обучения