Глава 23. экологические проблемы республики беларусь
Одна из основных причин экологического кризиса в нашей стране, как уже отмечалось, состоит в приоритетном развитии в течение многих лет ресурсоемких, многоотходных отраслей материального производства без учета естественных способностей природной среды к саморегуляции и восстановлению. Наиболее серьезные экологические проблемы Беларуси:
♦ загрязнение более 1/5 территории республики радионуклидами, что не только резко ограничило ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22 % сельскохозяйственных и 21 % лесных угодий), но и потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности;
♦ многократное превышение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна в городах с высоким уровнем концентрации экологоопасных производств и большим парком автотранспорта;
♦ интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель и как следствие — исчезновение множества малых рек и ручьев;
♦ стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем рекам республики на фоне сокращения общего объема сбрасываемых в них стоков, что свидетельствует о нарушении процессов самоочищения водоемов;
♦ опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных водных объектов — озер Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских;
♦ техногенная деградация ландшафтов;
♦ неблагополучная экологическая ситуация в сельской местности, связанная с многолетним воздействием на среду обитания отходов крупных животноводческих комплексов, химизацией сельского хозяйства, использованием тяжеловесной сельскохозяйственной техники, изъятием плодородных земель для несельскохозяйственных целей, эрозией почв антропогенного происхождения, усыханием лесов и трансформацией почв в результате непродуманной крупномасштабной мелиорации и т.д.
Наиболее серьезной экологической проблемой нашей страны остается радиоактивное загрязнение в результате чернобыльской катастрофы около 22 % территории, на которой проживает 2,2 млн. человек, расположено свыше 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов. Острее всего эта проблема стоит в Гомельской и Могилевской областях, где радионуклидами загрязнено соответственно 68 и 35 % территории. В Брестской, Гродненской и Минской областях радиоактивное загрязнение занимает соответственно 13, 7 и 5 % их площади, в Витебской — менее 1 %.
Ликвидация последствий крупнейшей ядерной катастрофы мирного времени потребовала проведения в республике чрезвычайно капиталоемких мероприятий. Из наиболее загрязненных в чистые районы было переселено 135 тыс. человек; пришлось ликвидировать 415 населенных пунктов, 287 производственных объектов, 607 школ и детских садов, 95 больниц и других медицинских учреждений, множество предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания. Из сельскохозяйственного оборота была выведена часть радиоактивно загрязненных территорий — так называемая зона отчуждения. Учеными и специалистами Беларуси досконально изучена радиационная обстановка, выяснены особенности поведения радионуклидов в почве, воде, воздухе, растительном и животном мире, исследуется воздействие радиации на здоровье людей. Подсчитано, что социально-экономический ущерб от аварии за 30 лет (1986—2015 гг.) составит 235 млрд. дол. США.
В республике разработаны Государственные программы по ликвидации и минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, ряд законов и постановлений правительства. Их реализация способствовала некоторому смягчению общей ситуации, в частности, нормализации радиационного фона атмосферного воздуха в большинстве населенных пунктов республики. Однако в последние годы наметился и ряд осложняющих факторов. Наряду с сохранением во всех экосистемах довольно высокого уровня долгоживущих радиоизотопов цезия-137, стронция-90, трансурановых элементов начался распад плутония-241 с образованием америция-241, что увеличивает опасность перехода радионуклидов в пищевые цепочки. Максимальное накопление этого элемента в почве ожидается, согласно расчетам специалистов, к 2050 г., и его активность почти в 2 раза будет превышать активность плутония-239 и 240. Таким образом, суммарная альфа-активность трансурановых элементов к 2050 г. может увеличиться в 2 раза.
Радиационная обстановка в Беларуси отрицательно сказывается прежде всего на состоянии здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях, где не снижаются темпы прироста заболеваний эндокринной системы, системы кровообращения и появления новообразований. Регистрируемая заболеваемость населения, пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС, почти по всем классам болезней выше, чем в целом по республике. На загрязненной радионуклидами территории проживает 530 тыс. детей и подростков. Заболеваемость раком щитовидной железы в республике в последние пять лет колеблется в пределах 2,1—3,2 человека на 100 тыс. детей, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 0,5 человека. В структуре детской заболеваемости растет удельный вес врожденных и наследственных патологий, которые связаны с наличием в окружающей среде дополнительных мутагенных факторов, обусловленных последствиями катастрофы на ЧАЭС. Начался рост патологий и на территориях с низким уровнем загрязнения.
С учетом постоянного роста городского населения серьезной проблемой является загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах республики. Постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха налажен у нас в 16-ти городах, включая, помимо областных центров, города Бобруйск, Мозырь, Новогрудок, Новополоцк, Оршу, Речицу, Пинск, Полоцк, Светлогорск, Солигорск, в которых проживает более 2/3 городского населения Беларуси. В этих промышленных центрах Госкомгидрометом Республики Беларусь ведется наблюдение на 50-ти стационарных постах, на которых 3—4 раза в сутки осуществляется контроль за содержанием 26-ти вредных веществ. В зоне действия промышленных предприятий, на автомагистралях и внутри жилых кварталов состояние атмосферного воздуха контролируется центрами гигиены и эпидемиологии Минздрава Республики Беларусь.
Для оценки качества воздуха используются установленные Минздравом нормативы ПДК загрязняющих веществ и международные стандарты, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Анализ динамики состояния атмосферного воздуха осуществляется на основе определяемого для каждого города комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота и формальдегиду) с учетом их класса опасности, стандарта качества и средних уровней загрязнения воздуха. Уровень загрязнения воздуха считается высоким, если средние значения концентрации примесей в воздухе города выше средних по республике или ИЗА превышает 7; повышенным, — если концентрации примесей в отдельных случаях превышали ПДК; низким, — если среднегодовое содержание примесей было в пределах или ниже принятых стандартов качества воздуха. По показателю ИЗА высокие уровни загрязнения воздушной среды в последние годы наблюдались в Могилеве (8,8—10), Мозыре (7,8—8,6), Бобруйске (6,3—7,7), Гомеле (4,5—7,1), Витебске (5,8—8,3). Причем в Могилеве значительное превышение по сравнению со средними для страны значениями ИЗА наблюдается на протяжении многолетнего периода.
Основными источниками загрязнения воздушного бассейна страны являются автомобильный транспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. В 1999 г. на долю автотранспорта пришлось 73,7 % (1047,0 тыс. т), а стационарных источников — 26,3 % (374,0 тыс.т) суммарных выбросов в атмосферу. В структуре выбросов преобладали оксид углерода (55,3 %), диоксид серы (11,5 %), углеводороды (10,2 %), оксиды азота (10,1 %).
Диоксид серы и оксиды азота являются основными виновниками образования кислотных осадков, которые несут гибель живому миру поверхностных водоемов, повышают кислотность и без того кислых почв, губят леса и посевы, усиливают коррозию металлов, разрушают облицовку зданий и сооружений. Считается, что 2/3 кислотных осадков образуется за счет растворения в водяных парах атмосферы сернистого ангидрида, 76 % которого поступает в атмосферу от стационарных источников, главным образом, от объектов теплоэнергетики. Причиной 1/3 кислотных выпадений являются оксиды азота, образующиеся при работе автотранспорта и сжигании топлива. По данным регулярных наблюдений за качеством атмосферного воздуха на станциях Госкомгидромета Республики Беларусь, за пятилетний период (1994—1998 гг.) средние концентрации диоксида серы снизились на 36 %, диоксида азота, пыли и оксида углерода — на 13—20 %, выбросы серы и азота на душу населения сократились в 1,8 раза, что обусловлено сокращением общего количества сожженного топлива и снижением объемов производства. Однако по-прежнему нерешенной остается проблема обеспечения ТЭЦ и котельных низкосернистым мазутом, а также оснащения крупнейших из них современными системами очистки отходящих газов с утилизацией уловленных продуктов, особенно сернистых соединений.
Серьезную озабоченность вызывает повышенная загрязненность воздушного бассейна городов республики формальдегидом, основным источником выбросов которого является автотранспорт, поэтому наибольшее его содержание постоянно наблюдается в районах автомагистралей, особенно на остановках, перекрестках, а также в летнее время при высокой интенсивности солнечной радиации. Среднегодовые концентрации формальдегида составляли в Пинске, Орше, Минске 1—1,3 ПДК; Гомеле, Гродно, Бресте, Светлогорске, Бобруйске, Полоцке, Речице — 2—3 ПДК; Могилеве, Витебске, Мозыре — более 3 ПДК. В течение года на стационарных станциях Могилева, Минска, Новополоцка и Светлогорска зафиксировано 9 случаев с концентрациями формальдегида выше 5 ПДК.
Кроме собственных источников загрязнения, территория республики подвергается загрязнению вредными примесями, выбрасываемыми в воздух в соседних странах. Так, по данным Минприроды Республики Беларусь, доля трансграничной серы в выпадениях на территории Беларуси составляет 84—86 %, окисленного азота — 89—94 %, восстановленного азота — 38—65 %.
Несмотря на снижение за последние годы объемов выбросов загрязняющих веществ (рис. 23.1) и, соответственно, средних концентраций большинства контролируемых вредных веществ, проблема качества атмосферного воздуха в городах Беларуси сохраняется. Повышенные уровни загрязнения в прошлом году регулярно отмечались в Могилеве, Минске, Светлогорске, Новополоцке, Витебске. В итоге около 2,14 млн. жителей республики могли находиться под воздействием концентраций вредных веществ, в 5—9 раз превышающих IIДК.
Несмотря на достаточную обеспеченность водными ресурсами территории Беларуси, все большую тревогу специалистов и общественности вызывают проблемы, связанные с антропогенными нагрузками на водные объекты. Водообеспеченность республики составляет 175 м3/км2, или 3,4 тыс. м3 на человека. Это выше, чем в таких странах Европы, как Англия (2,6), Бельгия и Люксембург (0,9), Болгария (2,0), Венгрия (0,8), Германия (1,3), Италия (2,8), Польша (2,2), Украина (1,0), Чехия (1,8) и др. Ежегодный забор воды на нужды производства и населения Беларуси в 1999 г. составил всего 5,4 % от среднемноголетнего годового стока (без учета транзитного), или 184 м3 на душу населения. Это более чем в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 г., когда было забрано 8,5 % годового стока рек, и на одного человека приходился 281 м3.
Рис. 23.1. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории Республики Беларусь
Анализ водоемкости экономики Беларуси (отношение объема забранных природных вод к ВВП) показывает, что в 1990 г. она составляла 0,039 м3/дол. США и была ниже, чем в целом по СССР (0,69), США (0,11), ФРГ (0,066), но с 1992 г. этот показатель начал расти, несмотря на спад производства, и в настоящее время составляет 0,146 м3/дол. США. Следовательно, снижение объемов ВВП не сопровождалось адекватным сокращением водопотребления в отраслях материального производства.
Однако если по водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод является весьма острой, невзирая на уменьшение водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений.
Большинство рек республики относится к категории умеренно загрязненных (ИЗВ = 1—2,5). В категорию "загрязненные" (ИЗВ = 2,5—4) попадали участки рек Свислочи ниже г. Минска, Днепра ниже гг. Могилева и Быхова, Узы ниже г. Гомеля, Мухавца ниже г.п. Жабинки, Лошицы в г. Минске и некоторые др. В последние годы наблюдается увеличение ИЗВ по многим рекам республики, что на фоне сокращения объемов поступающих сточных вод свидетельствует о нарастании скорости вторичного загрязнения и деградации процессов самоочищения водоемов. Известно, что для нейтрализации 1 м3 очищенных сточных вод необходимо их 10—12-кратное разбавление чистыми природными водами, а загрязненные (неочищенные) стоки, которых в республике за 1999 г. было сброшено 26 млн. м3, требуют 50-кратного разбавления.
Ухудшение качества поверхностных вод в республике обусловлено не только сбросами в них неочищенных или недостаточно очищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков, но и поступлением ливневых и талых вод с урбанизированных территорий и сельскохозяйственных полей. С последними в водоемы попадает 50—60 % всех биогенных, органических веществ и нефтепродуктов.
Актуальной для Беларуси является проблема состояния подземных вод, которые служат основным источником водоснабжения республики и в значительной степени определяют качество среды обитания и здоровье населения. Высокая проницаемость пород обусловливает слабую защищенность подземных вод от поверхностного загрязнения, что сказывается на увеличении их минерализации, содержания в них хлоридов, сульфатов, нитратного и аммонийного азота.
Сильное загрязнение грунтовых и подземных вод происходит в районах промышленных центров, горнодобывающих предприятий, нефтехимических производств. Так, в районе солеотвалов и хвостохранилищ Солигорских калийных комбинатов глубина зоны хлоридно-натриевого загрязнения превышает 100 м, а минерализация подземных вод достигает 300 г/л. Загрязнение подземных вод наблюдается в районах размещения водозаборных скважин в селитебной зоне населенных пунктов, в районе очистных сооружений, свалок, животноводческих ферм и т.п. Неудовлетворительным является и санитарно-техническое состояние самих водозаборов, где отсутствует необходимая санитарная защита, не соблюдается режим зон санитарной охраны водозаборов.
Анализ данных радиоактивного мониторинга состояния природных вод свидетельствует о том, что концентрация радионуклидов в поверхностных водоемах республики не вызывает опасений. Максимальное их накопление приурочено к непроточным местам и донным отложениям. Если в реках южных районов Беларуси концентрация стронция-90 и цезия-137 за послеаварийные годы снизилась более чем в 20 раз, то в озерных экосистемах (замкнутого типа) отмечается ее возрастание в донных отложениях. Радиоактивное загрязнение подземных вод пока достоверно не выявлено.
Состояние природных вод республики требует совершенствования способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон, предотвращения попадания в водоемы стоков животноводческих комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения оборотных систем водоснабжения и т.п.
Серьезные нарушения экологического равновесия природных систем Беларуси вызваны проведением в течение долгих лет крупномасштабных осушительных мелиоративных работ. В результате осушения 16,4 % (3414,3 тыс. га) территории страны произошла интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети. Регулирование русел затронуло свыше 1,6 тыс. малых и средних рек, превращенных в спрямленные водотоки, по сути — в каналы. Протяженность мелиоративной сети оказалась на порядок выше суммарной длины рек и ручьев. Все это привело к нарушению водного баланса больших территорий (в частности, Полесья), изменению водного режима (уровней и скорости воды) отдельных бассейнов и водных объектов, понижению уровня грунтовых вод, исчезновению многих малых водотоков, высыханию колодцев в сельской местности и прочим негативным изменениям в экосистемах республики.
Мелиорация послужила причиной сокращения суммарной площади болот Беларуси более чем на 40 %, а ведь они являются мощным фактором регулирования объективных биосферных процессов, поддержания экологической стабильности всех природных систем. Поэтому важнейшим условием дальнейшего хозяйственного использования болот и разработки торфа, по мнению специалистов Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Беларуси, должно быть возобновление болотообразовательного процесса путем повторного заболачивания выработанных торфяных месторождений. Это позволит восстановить естественное состояние сохранившихся болот Беларуси, которые в значительной степени выполняют функцию легких всей Европы.
Интенсификация сельскохозяйственного производства в 70—90-е годы, которая осуществлялась у нас путем внедрения химико-техногенной системы земледелия, способствовала не только определенному повышению плодородия почв и урожайности, но и ухудшению экологического состояния земель. По данным почвенных исследований, эродированные и эрозионно опасные земли составляют 41,5 % площади пашни Беларуси. В результате неумеренного известкования кислых почв более 3 % пахотных земель переизвестковано, что негативно сказывается на росте кальциефобных культур (льна, картофеля, люпина). Применение повышенных доз минеральных удобрений в конце 80-х годов привело к избыточному накоплению биогенных элементов на 6 % пахотных земель, следствием чего является недопустимо высокое содержание нитратов в сельскохозяйственных культурах, выращенных на этих землях. Колоссальный вред здоровью человека и других живых организмов наносят пестициды, накопленные в почве за долгие годы их чрезмерного применения и десятилетиями сохраняющиеся в природном круговороте веществ.
До сих пор у нас не решена проблема удаления и утилизации стоков животноводческих комплексов, в радиусе до 3 км загрязняющих земли и поверхностные воды нитратными формами азота, хлоридами, фосфатами и т.п. Серьезное загрязнение почвенного покрова происходит в результате выбросов промышленных предприятий и автотранспорта. В промышленных центрах республики земли выше допустимых норм загрязнены тяжелыми металлами (свинцом, цинком, кадмием, медью). Загрязнение почв придорожных полос наблюдается на расстоянии до 25—50 м от полотна дороги.
Большой ущерб понесло сельское хозяйство в результате чернобыльской катастрофы, которая привела к загрязнению более 1,6 млн. га сельхозугодий и выбытию из сельхозоборота 265,4 тыс. га. Загрязнение почв республики носит чрезвычайно неравномерный характер. В большинстве типов почв основное количество радиоизотопов сосредоточено в верхнем пятисантиметровом слое, то есть в наиболее плодородном горизонте. Кроме непосредственного загрязнения почв радионуклидами, за время, прошедшее после катастрофы, обнаружено вторичное загрязнение почв вследствие применения загрязненного навоза и минеральных удобрений, золы после сжигания загрязненного топлива, а также в результате переноса загрязненных частиц транспортом, ветром.
Еще одна серьезная экологическая проблема Беларуси — техногенная деградация ландшафтов как следствие неполного извлечения полезного продукта при добыче минерального сырья, некомплексной его переработки, что ведет к скоплению огромных масс отходов так называемой пустой породы на территориях, пригодных для сельскохозяйственного использования, появлению пыльных бурь, концентрации вредных веществ сверх допустимых норм в почве, водоемах, воздухе. Ныне по вине промышленных отвалов ежегодно недобирается 8—10 % валовой сельскохозяйственной продукции. Накопление отходов производства и потребления ведет к нарушению равновесия природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Из почти 24,5 млн. т промышленных отходов, образовавшихся за последний год в республике, было утилизировано только 16,7 %. Основная часть неиспользованных отходов удалена на полигоны и шламонакопители предприятий (80,5 %), остальные вывезены на полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), оставлены на территориях предприятий, сожжены, слиты в канализацию, водоемы или вывезены в несанкционированные места.
Для размещения отходов из хозяйственного обращения изымаются сотни гектаров земли. Общая площадь земель, занятых у нас под полигонами отходов, составляет 2950 га, из которых 1250 га приходится на солеотвалы и шламохранилища Солигорских комбинатов. Другие отходы сконцентрированы на 164 полигонах (ТБО) и 80 накопителях промышленных отходов. Наибольшее количество отходов (81,3 %) образуется в Минской области, в основном за счет расположенного на ее территории высокоотходного предприятия ПО "Беларуськалий".
Сегодня в республике накопилось около 700 млн. т отходов. Сконцентрированные зачастую в не обустроенных местах, они являются источником загрязнения воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод. Вместе с тем многие виды отходов по своим качествам и содержанию в них ценных компонентов являются потенциальным вторичным сырьем. Номенклатура промышленных отходов составляет около 800 наименований. Это прежде всего галитовые отходы и глинисто-солевые шламы Солигорских комбинатов, на долю которых приходится 79,3 % всех промотходов, а также фосфогипс, формовочная горелая земля, лигнин гидролизный, отходы производства вкусовых и пищевых продуктов, промышленный мусор и др.
Уровень утилизации объемных отходов не превышает 18,4 % (лигнин), а наиболее массовые отходы — глинисто-солевые шламы — не используются вовсе. Более всего утилизируется отходов производства вкусовых и пищевых продуктов (67,4 %), а также отходов потребления: бумаги и картона — 76,0 %, стекла — 74,9 %.
Ежегодно в республике накапливается около 2 млн. т ТБО, основная масса которых вывозится на полигоны (городские свалки), занимающие в республике 815 га, и лишь 4 % утилизируется на опытном заводе по переработке отходов "Экорес" в Минске. На одного горожанина в 1999 г. приходилось 267 кг бытового мусора, что на 15 кг больше, чем в предыдущем году. Местоположение, обустройство и условия эксплуатации большинства полигонов ТБО не соответствует нормативным требованиям, что усугубляет экологическую опасность этих объектов. В то же время просчитано, что в случае утилизации всех ТБО только под Минском (как это сделано, к примеру, под Веной) может быть получено 220 млн. м3 биогаза, а это составляет около 170 тыс. тут в год.
Среди социально-экономических последствий негативного антропогенного воздействия на экологию основным является ухудшение здоровья населения, которое можно рассматривать как интегральный показатель качества жизни человеческой популяции. Продолжительность жизни характеризует меру здоровья в социально-демографическом контексте. Последние десятилетия в Беларуси она неуклонно сокращалась. Так, если в 1970—1971 гг. средняя ожидаемая продолжительность жизни населения Беларуси была 72,5 года, в 1990 г. — 71,1, то в 1999 г. — 67,9 года.
Еще сильнее сократилась продолжительность жизни в сельской местности. По данным медицинской статистики, за 20 лет (1970-1990 гг.), из которых 16 приходится на дочернобыльский период, средняя продолжительность жизни сельского населения уменьшилась на 2,6 года (мужчин — на 3,3 года), что в значительной степени связано с повышенной заболеваемостью селян в результате загрязнения природной среды химическими ингредиентами, применяемыми в сельском хозяйстве, и потребления загрязненной нитратами питьевой воды из колодцев. Нитратному загрязнению в Беларуси подвержено около 75 % обследованных в последние годы колодцев.
Состояние окружающей среды сказалось и на здоровье населения городов, где размещены крупные промышленные объекты (Бобруйск, Витебск, Гомель, Могилев, Мозырь, Полоцк, Новополоцк и др.). Загрязнение атмосферного воздуха — основная экологическая проблема городов — влияет в первую очередь на рост числа заболеваний органов дыхания, онкологических, аллергических заболеваний, отклонений со стороны иммунной системы вплоть до иммунодефицита, особенно у детей и подростков.
Следует отметить, что падение промышленного производства в республике, начиная с 1990 г., привело к некоторому сокращению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Необходимо воспользоваться кратковременной передышкой, которую получила наша природа, чтобы предпринять меры по экологизации дальнейшего социально-экономического развития страны. Это особенно актуально в условиях кризиса экономики, когда все средства направляются на решение очевидных, сиюминутных проблем (снижение инфляции, социальной напряженности, сокращение дефицита бюджета и т.п.). Причем любыми путями, что чревато дальнейшим усугублением экологической ситуации.