Старший дошкольный возраст
На данном возрастном этапе игра достигает своего расцвета и хар-ся наиболее высоким уровнем развития. Этому способствует:
· предшествующая целенаправленная педработа по развитию игровой
деятельности детей в мл.и ср. дошк. возрасте,
· расширение детского кругозора развитее интереса к окружающему миру, в том числе к сфере общественной жизни,
· освоение коммуникативной культуры,
· развитие мышления и воображения.
Для игр старших дошкольников характерны многообразие тематики и сюжетов; бытовая, трудовая, общественная, на темы литературных произведений. Чем отличаются игры на темы литературных произведений от игр-драматизаций?
Содержание игр-драматизаций точно отражает сюжет литературного произведения, а на тему - творческая интерпретация событий, героев, при сохранении лишь канвы литературного произведения. Дети стремятсяотобразить в играх все то, что они узнали, что их поразило.
Для данного возраста представляет особый интерес возможность реализовать свои фантазии. Об этом свидетельствует возникновение особого вида игр - игр-фантазирований. По форме такие игры представляют собой совместные сочинения и разыгрывание сюжетов. Тематика их разнообразна, в них дети отражают и комбинируют реальные события, которые они наблюдали и в которых сами участвовали, в также' придумывают сказочные, фантастические сюжеты. Содержание таких игр нередко становится сюжетом игр.
Центром игры становиться отражение, взаимоотношения людей, героев сказок, животных. Этому способствуют как усвоенные детьми ранее способы игровой деятельности (игровые действия, ролевой налог, ролевое поведение), так и осознание в старшем дошкольном возрасте символического назначения действия, интонации, мимики как средств выражения человеком отношения к окружающему миру.
Игра хар-ся большей самостоятельностью, инициативностью в организации и осуществлении по сравнению с предыдущим возрастом. Основой развития самостоятельности становится:
· широкий кругозор детей (дети сами могут определять темы игр, насыщать их вариативным содержанием, освоенным посредством наблюдений, экскурсий, занятий, встреч с интересными людьми);
· свободная ориентация детей в игровой среде (владеют назначением разнообразных предметов, модификацией предметов, вариативно используют этипредметы для осуществления замысла, свободно владеют умением замещения различных предметов символическими, переконструированием игровой среды группы),
· высокий уровень коммуникативных умений и навыков (дети умеют договариваться, владеют способами корректного включения и выхода из игры, умеют изменять, дополнять и варьировать сюжет, разрешать конфликты).
Благодаря игровому опыту, приобретенного в мл.и ср. возрасте, а также освоению навыков сотрудничества в игре, игры старших дошкольников приобретают характер совместной коллективной деятельности. Дети этого возраста объединяются в подгруппы на основе привязанностей, симпатий и интереса к теме игры. Кол-во участников может быть до 10-15 человек (чаще 3-5). При выборе ролей старшие дошкольники ориентируются на их значимость для развития общей игры, характеристики героев. Количество ролей в совместной игре - 7-10. Время игр - от 30-40 мин до нескольких дней и недель.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся реализовать в роли собственное отношение к изображаемому герою. Они создают игровой образ, используя все возможные средства выразительности. Важно отметить, что дети этого возраста стремятся довести роль до логического завершения. Однако тематика и содержание интересующих детей игр часто требует большего количества участников, нежели имеющихся в игровой подгруппе. Отсюда направление работы - обучение умению изменять роль и ролевое поведение по ходу игры в зависимости от содержания новой игровой ситуации.
Игровые правила в сюжетно-ролевой игре детей могут устанавливаться самостоятельно, так как им понятны ролевые связи в сюжете. Реальные правила дети переносят из условий повседневной жизни, либо устанавливают их совместно с педагогом в процессе анализа игр.
Игра старшего дошкольника имеет завершенную структуру, в ней представлены: сговор, организация игрового пространства, собственно игра, планируемое завершение игры, уборка оборудования.
Характерной особенностью игр старших дошкольников является стремление объединить сюжеты разных игр в одну. Михайленко отмечает, что основное затруднение, с которым сталкиваются дети данного возрасте при организации игр состоит в неумении сочетать сюжеты друг с другом, выстраивая в общую линию. Отсюда задача - обучать старших дошкольников сюжетосложению. Это умение выстраивать разнообразные логически связанные события, охватывающие различное тематическое содержание, ориентируясь при этом на партнера сверстника (обозначая для него какое событие хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнера, соотносить собственное предложение с желанием партнера, комбинировать их). Основное средство, используемое при решении этой задачи - игра-фантазирование.
На этап старшего дошкольного возраста ярко обнаруживаются игровые предпочтения: тема, роли, партнеры.