Химические загрязнения среды

. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, поступая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

Вредные вещества очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия может являться смог, образующийся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Реакция организма на загрязнение зависит от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.

Медики установили прямую связь между ростом числа людей, страдающих аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами - веществами способствующих или непосредственно вызывающих трансформацию нормальных клеток организма в раковые. Еще рак детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще.

В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Многие говорят, что их причины установить трудно, однако учеными установлены причины большинства заболеваний, а подобное убеждение связано с тем, что многие люди просто не верят в то, что, например, курение в подростковом возрасте привело к развитию тяжелейших заболеваний во взрослом состоянии.

Курение наносит огромный вред здоровью человека. Курильщик не только сам вдыхает токсические смолы, но и загрязняет атмосферу, подвергая опасности окружающих. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают чуть ли не больше вредных веществ, чем он сам. Помимо заболеваний легких, курение способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушая его моторику. Это приводит к, казалось бы, безобидной изжоге, однако это раннее проявление заболевания, которое в дальнейшем может привести к развитию рака пищевода.


43. Экологическое состояние окружающей природной среды Верхневолжья
Регион является мощным биосферным фильтром , вносящим существенный вклад в регенерацию атмосферного воздуха центра Европейской части России. Верхневолжье обладает мощным воспроизводящим и восстановительным потенциалом как генератор чистой воды. Область занимает первое место в Центральном экономическом районе по водообеспеченности. Регион отличается высокой способностью к саморегуляции природных процессов. Механизм саморегулирования во многом определяет устойчивость геокомплексов. Устойчивость поддерживается также достаточно значительной степенью географического и биологического разнообразия и преобладанием малоизмененных стабильно функционирующих природных биосистем.

Климат формируется под влиянием солнечной радиации и циркуляции атмосферы, выраженной в преобладании западного переноса воздушных масс. Значительную роль в формировании климата играют рельеф, растительность, наличие водоемов, болот Тверская земля, расположенная в пределах уникального в экологическом отношении региона – Главного водораздела Русской равнины, богата водными ресурсами.

Здесь расположено более 500 крупных озер, в их числе «жемчужина» края – озеро Селигер.

На территории области протекает около 1000 больших и малых рек, общей протяженностью свыше 17 тыс. км. Здесь берут начало такие крупные реки как Волга и Западная Двина (Даугава). В области расположены 9 водохранилищ искусственного происхождения, крупнейшие из них Иваньковское, Рыбинское и Угличское. В западной части области на Валдайской возвышенности формируются источники питьевой воды для Европейской части России, Белоруссии, Украины и стран Балтии.

Тверской край обладает значительными запасами полезных ископаемых: песчано-гравийные материалы, пески строительные и силикатные, легкоплавкие и огнеупорные глины, известняки различного назначения, торф. Многие их разновидности (кварцевые пески высокой чистоты, мраморные известняки типа «Старицкий белый камень» и другие) имеют уникальные потребительские свойства.

Регион славится подземными минеральными водами,которые используются в качестве лечебно-столовых, а также для водолечения на курортах области.
Почвы на территории региона преимущественно супесчаные . дерново-подзолистые. Крупный массив Оршинского болота (Калининский район) богат торфяно-болотными почвами, встречающимися участками по всей области. Наиболее плодородные земли находятся на востоке области (Кашинский, Калязинский районы).

Ведущими в промышленности Тверской области являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая и химическая промышленность.

Электроэнергетика в промышленном производстве составляет 23%. Крупнейшими предприятиями являются Калининская АЭС, на которой функционируют 4 энергоблока, Конаковская ГРЭС. Около 4/5 произведенной в области электроэнергии поставляется за ее пределы.

Агропромышленный комплекс является одним из основных секторов экономики Тверской области. На селе проживает каждый четвертый житель области. В агропромышленном комплексе продукция растениеводства составляет 40%, продукция животноводства — 60%.

В последние годы уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории Тверской области остается стабильно низким. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране многие предприятия области были перепрофилированы, изменили технологию, производственную мощность, с этим связано значительное сокращение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу . Доминирующим загрязнителем атмосферы области является автотранспорт. В области насчитывается около 600 предприятий, имеющих свыше 11 тысяч источников, выбрасывающих вредные (загрязняющие) вещества.
Мониторинг уровня радиоактивного загрязнения атмосферы на территории Твери и Тверской области по всем наблюдаемым параметрам не превышал фоновых значений.
Реки Тверской области имеют преимущественно снеговое питание. Это накладывает свой отпечаток на их водный режим: весеннее половодье бывает высоким, а летняя и зимняя межень низкие. В межень реки почти полностью питаются за счет грунтовых вод. Ежегодно летом и осенью межень прерывается дождевыми паводками. Большая часть озер очень живописны и являются местами отдыха, туризма, водного спорта, любительского рыболовства и спортивной охоты. На берегах многих озер расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, пионерские лагеря, турбазы. Особой известностью пользуется озеро Селигер.

Увеличение зарастаемости водохранилища в последние годы привело к заболачиванию значительных площадей в верховьях заливов и межостровных пространств. Из всех водных объектов, где проводился мониторинг качества воды в 2012 году, наиболее грязным оказалась р. Тверца в г. Твери, наиболее чистым – озеро Селигер.

На территории Тверской области загрязнение вод имеет, главным образом, естественное происхождение, и обусловлено поступлением их с подземными и болотными водами, обогащенными минеральными и органическими веществами. Среди антропогенных загрязнителей наиболее характерными являются биогенные вещества (соединения азота и фосфора) и тяжелые металлы.

Состояние сельскохозяйственных угодий по-прежнему ухудшается, т.к. культурно-технические работы практически не проводятся. В области прогрессируют процессы зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. Зарастание угодий ведет не только количественному уменьшению площадей кормовых угодий, но и оказывает отрицательное влияние на качественные изменения травостоя лугов и пастбищ, происходит появление грубостебельных, сорных и ядовитых трав в травостоях.

Значительным неблагоприятным фактором в условиях ведения сельскохозяйственного производства является каменистость земель.Необходимо отметить наличие на землях сельскохозяйственного назначения эрозионных процессов.

В настоящее время проблема накопления отходов производства и потребления становится одной из основных угроз экологической безопасности в Российской Федерации в целом и Тверской области в частности. Возрастают объемы образования отходов, распространены несанкционированные свалки, слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот.

В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, неудовлетворительной организации плановой санитарной очистки населенных мест, происходит накопление токсичных веществ в почве.
Более половины территории области покрыто лесами. Наиболее лесисты (50-70%) юго-западные и северо-западные районы. Широко распространены хвойные (сосна, ель) леса, мелколиственные (береза, осина), местами встречаются дуб, липа. Лугав основном суходольные, в долинах рек – пойменные. Свыше 6% площади области занимают болота с торфяниками. Леса являются важнейшим стабилизирующим компонентом окружающей среды. Основными причинами ослабления, расстройства и гибели лесов Тверской области, по данным Министерства лесного хозяйства Тверской области, являются:
- повреждение вредными организмами,
- болезни леса,
- неблагоприятные почвенно-климатические воздействия,
- лесные пожары,
- антропогенные факторы.
Животный мир типичный для лесной зоны (лось, европейская косуля, бурый медведь, волк, лисица и др.), промысловые птицы (тетерев, глухарь, рябчик), на водоемах – дикие утки и др. Озера и реки богаты рыбой (лещ, щука, судак, карп, сиг и др). Формирование и развитие фауны Тверской области тесно связано с европейскими широколиственно-еловыми и сосновыми южно-таежными лесами, которые во много определили современный облик местной фауны. На сегодняшний день на территории Тверской области зарегистрировано 392 вида позвоночных животных (включая акклиматизированные виды). В последнее столетие природные комплексы Тверского региона были сильно видоизменены человеческой деятельностью. Широкомасштабное сведение лесов, образование полей, лугов, пастбищ, а в последствие городов, дорог, промышленных объектов, способствовало проникновению с юга лесостепных и степных животных. Одни из них широко распространились по территории области, стали обычными видами (серая куропатка, грач, заяц-русак),

45. государственные органы управления охраной окружающей природной среды в России

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

  • Федеральное Собрание РФ;
  • Президент России;
  • Правительство России;
  • администрация субъектов РФ, а также
  • органы местной администрации.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации.

Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом так и отдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей средыВ решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми

Министерство природных ресурсов РФ, на него возложено проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

Помимо Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ в систему специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды входят:

  • Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
  • Федеральная служба лесного хозяйства России.

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:

  • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;
  • Министерство здравоохранения РФ;
  • Федеральная служба геодезии и картографии России;
  • Министерство внутренних дел РФ;
  • Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Министерство строительстваРФ;
  • Федеральный горный и промышленный надзор России;
  • Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Федеральная пограничная служба РФ;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) охране и регулированию использования животного мира на территории России в части охраны и регулирования использования охотничьих животных и рыболовства.

Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) проведения экологического картографирования, а также мониторинга окружающей среды.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России) области охраны окружающей среды, и правоохранительным органом.

Специальные природоохранительные функции МВД России связаны с тем, что данное Министерство руководит Государственной автомобильной инспекцией, осуществляющей надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. МВД и его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации(Госстандарт России) области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает государственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стандарты, нормы и правила устанавливают экологические требования, ориентированные на соответствующие сферы. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; С учетом широкого использования в разных сферах радиоактивных и расщепляющихся веществ и материаловФедеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.

Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями

44. основные положения концепции устойчивого развития общества Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru

47. экологические проблемы России
Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru Химические загрязнения среды - student2.ru

48. система экологического контроля в России
Экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъек­тами и гражданами экологических требований по охране ОС и обес­печению экологической безопасности общества.

Цель Экол.Контроля состоит в предупреждении и устранении правонаруше­ний в области экологии и природопользования. В настоящее время сложились две формы ЭК — предупредитель­ная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введе­ние в действие нормативов качества Окр.Среды и рационального использова­ния природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их ан­нулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хране­ния твердых отходов и др. Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда послед­ствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предуп­реждением. Она выражается в наступлении различных видов юриди­ческой ответственности (материальной, дисциплинарной, админист­ративной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных дей­ствий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние Окур. Среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выпол­нение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов; со­блюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК состоит из следующих подсистем: 1) государ­ственная служба наблюдения за состоянием ОС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический конт­роль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК).В отличие от госу­дарственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законо­дательства и нормативов качества ОС.

Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществ­ления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов».

Производственный экологический контроль осуществляется непос­редственно на предприятиях, он регулируется внутренними докумен­тами и выполняется силами самого предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприя­тия на ОС в пределах установленных нормативов и благодаря этому избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны государ­ственного контроля.

Законодательством предусматривается также общественный эколо­гический контроль, осуществляемый силами общественных организа­ций, объединений и движений, профсоюзами и трудовыми коллекти­вами за выполнением нормативных природоохранных требований.

49. Международное сотрудничество в области окружающей среды и участие в нем России

В настоящее время на одно из первых мест в междуна­родных отношениях выходит проблема рационализации при­родопользования и охраны окружающей среды. Сложившие­ся и реализуемые в мировом сообществе модели экономичес­кого развития являются энергоемкими, природоразрушающими и усугубляющими неблагоприятную экологическую об­становку и кризисные экологические явления, возникающие в различных регионах Земли. Объединение усилий и сотруд­ничество государств в области природоохранной деятельнос­ти осуществляется и развивается как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Активное участие в сохранении гло­бальных общественных благ планеты, решении мировых эко­логических проблем принимает такая международная орга­низация, как ООН и ее структуры.

В связи с тем, что охрана окружающей среды является проблемой многогранной и комплексной, отдельными ее ас­пектами занимается также ряд следующих специализирован­ных организаций под эгидой ООН, имеющих статус автоном­ных, в том числе: ЮНЕСКО- выполняет работу по программе "Чело­век и биосфера", проводит исследования социально-экономи­ческих факторов развития и взаимосвязи между человеком и окружающей средой; ФАО — имеет своей целью улучшение производства и переработки продукции сельскохозяйственного производ­ства, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возоб­новляемых источников энергии; ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) — осу­ществляет работу по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха; ЮНИДО — содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического по­рядка; МАГАТЕ - разрабатывает нормы безопасности и за­щиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

Решение региональных проблем является целью деятель­ности комиссий ООН, изучающих социально-экономическое положение в различных странах и частях мира, вырабатыва­ющих рекомендации для правительств стран, участвующих в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Ази­атского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), Латинской Америки (ЭКЛАК), Европы (ЕЭК), в рамках которых суще­ствуют Комитеты по экологической политике.

Все более важную роль в решении глобальных экологи­ческих проблем играет такая международная организация, как Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Созданный в на­чале 90-х гг. XX в., указанный фонд предназначен для оказа­ния помощи в основном развивающимся странам при реше­нии экологических проблем планетарного характера. В дея­тельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений финансирования выделены четыре: гло­бальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

В последние годы получили широкое распространение такие формы межгосударственного и международного сотруд­ничества, как конвенции, двух- или многосторонние догово­ры, соглашения, резолюции, программы, что возлагает на страны соответствующие обязательства по различным аспек­там природоохранной деятельности.

Наиболее значимыми из них являются Конвенции о транс­граничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), об охране озонового слоя (1985), по предотвращению загряз­нения моря сбросами отходов и других материалов (1972), по защите Черного моря от загрязнения (1992), о биологичес­ком разнообразии (1992), о международной торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по защи­те морской среды региона Балтийского моря, об охране все­мирного культурного и природного наследия, по борьбе с опустыниванием, об изменении климата, о принятии между­народных мер в отношении отдельных стойких органических загрязнений, по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и другие.

Важным аспектом международного сотрудничества яв­ляется предоставление финансовых средств со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для эффективной реализации различных эколого-экономических программ. Эта финансовая поддержка оказывается, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специ­ализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и раз­вития (МБРР), Международный валютный фонд, Междуна­родный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и другие организации. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза.

Вопросами сохранения биологического разнообразия ак­тивно занимается Всемирный фонд дикой природы.

В последние годы Россия принимает непосредственное участие практически во всех формах международного со­трудничества в области природоохраны, основные принципы которого отражены в Федеральном законе "Об охране окру­жающей среды". С учетом их положений Россия исходит в своей политике в данном направлении из необходимости обес­печения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в инте­ресах настоящего и будущих поколений и должна руковод­ствоваться при этом следующим: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее бла­гоприятных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование при­родной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не мо­жет обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляемая на тер­ритории государства, не должна наносить ущерб природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы любые виды хозяйственной деятельнос­ти, экологические последствия которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на глобальном, реги­ональном и национальном уровнях за состоянием изменения окружающей среды и природных ресурсов на основе между­народно-признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный международный обмен научно-техничес­кой информацией по проблемам окружающей среды и приро­досберегающих технологий; государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях.

Всего в настоящее время в мире действует несколько сотен международных природоохранных организаций, что создает определенные предпосылки, возможности и перспек­тивы в поисках и осуществлении мероприятий по экологиза­ции мирового развития, его гармонизации с законами и жиз­нью природы.


Наши рекомендации