Иерахия потребностей по маслову
Ступень самореализации : достичь предельной для себя высоты в том, что является нашим призванием
Эстетическая ступень : красота, гармония, формы
Познавательная ступень : знания, смысл, порядок
Оценочная ступень : чувство собственного достоинства, уважение других и восхищение ими
Ступень любви и преданности : испытывать чувства любви и привязанности и получать их от других
Ступень безопасности : стабильность и защищённость от нападения преступников, болезни, бедности
Физиологическая ступень : воздух, пища, вода, крыша над головой, секс, сон
Вопрос заключается в том, спустилась ли Америка, ослабленная синдромом потреблятства, вниз по иерархической лестнице за последние тридцать лет? Такое впечатление, что ступени лестницы Маслова облили скользким маслом, как в мультфильме. Согласно данным социологических опросов, мы стали больше бояться. Мы боимся нападения преступников, возможной потери работы и смертельных болезней. Более 50000 американцев умирают ежегодно от преступной небрежности врачей, что заставляет нас еще больше беспокоиться о своем здоровье.
Как мы сможем удовлетворить внутреннюю потребность в общении, когда расползшаяся по стране сеть автомагистралей устанавливает дистанции между людьми? Как мы можем наслаждаться красотой, безопасностью, гармонией, если красивые места для гуляния в наших районах стираются с лица земли строящимися торговыми центрами и рядами абсолютно одинаковых домов?
(Иногда единственный способ отличить свой новый дом от других – это нажать на пульте дистанционного управления кнопку, открывающую гараж, и посмотреть, какой гараж откроется). Как мы можем испытывать чувство собственного достоинства на работе, если наша работа содействует разрушению окружающей среды, социальному неравенству, а также изоляции от всего живого? (Самое большое число сердечных приступов, по статистике, случается в понедельник утром: видимо, некоторые предпочитают умереть – лишь бы не идти на работу.)
Коль скоро Америка превратилась в нацию потребителей, которых с ложечки кормят продуктами, приготовленными автоматизированным способом, мало кто из нас способен теперь использовать в работе свои руки или ремесленную сноровку. В результате удовлетворение, которое дает творческий процесс, теряется в повседневной рутине, а вместе с ним мы лишаемся знаний, смысла, красоты, гармонии – всего, что занимает верхние ступени лестницы Маслова.
Психологи, антропологи, артисты и голос разума, звучащий у нас в голове, твердят, что для достижения богатства в новом понимании в Америке необходимы как изначальный потенциал, так и настойчивость. Если мы воспользуемся нашими собственными нематериальными источниками благосостояния – насколько меньше денег и оплачиваемой работы нам понадобится? Если мы придумаем себе свой собственный вид развлечения, начав, например, обучаться музыке, осваивать садоводство или ремесло плотника, попытавшись сделаться информированным и интересным собеседником, или если мы станем заниматься каким‑нибудь видом спорта вместо того, чтобы быть фанатами, скупающими билеты, тогда наши финансовые потребности существенно сократятся. Если мы какую‑то часть наших передвижений будем совершать пешком (в том числе, для тренировки ног) – это несложно, если поселиться поближе от работы, магазинов и мест для отдыха, мы сэкономим большую часть тех 7000 долларов, которые в среднем ежегодно тратит автовладелец. Действительно, вместо того, чтобы работать с 1 января по 10 марта просто для того, чтобы покрыть затраты на автомобиль, можно было бы покончить с работой уже в феврале.
Хорошее питание, работа, приносящая удовлетворение, регулярные физические упражнения – все это освободит наши тележки для покупок от ненужных нам дорогих медицинских препаратов, которые имеют побочные эффекты, а также предотвратит некоторые из 30000 смертей, которые ежегодно случаются в Америке от лекарств, купленных по рецептам врачей. Приготовление пищи из натуральных компонентов обрадует наши вкусовые рецепторы, синапсы и белые кровяные шарики в достаточной степени, чтобы сократить наши затраты на страхование здоровья. Если мы будем жить в домах, экономных с точки зрения энергетических затрат, мы сократим сумму на наших коммунальных счетах по меньшей мере на 300 долларов и просто сделаем наши дома более удобными. Подобные перемены не имеют отношения к потерям и лишениям, а, наоборот, содействуют обогащению нашей жизни и уменьшению сумм на счетах, стрессов и мусора. Качество приносит гораздо более глубокое удовлетворение, чем просто количество.
Маслов назвал основные физиологические потребности человека дефицитными потребностями и утверждал, что в то время, когда вы едите, удовлетворяются ваши потребности в еде. Если вы живете в доме или квартире (а не на улице), удовлетворяются ваши потребности в том, чтобы иметь крышу над головой. Как бы то ни было, его понятие недостатка (дефицита) не учитывает качество пищи или крыши над головой, а также то, какими способами были удовлетворены нужды – были ли это способы, дружелюбные по отношению к системам, за счет которых эти нужды были удовлетворены – к фермам, лесам, рыбным хозяйствам. Личное удовлетворение в конечном счете зиждется на устойчивости этих систем.
Маслов не рассматривал вопрос достатка и следствия чрезмерного удовлетворения основных нужд. Не добрался он также и до эффективности удовлетворения нужд – до технологий и направлений производства и потребления. Если технологии неэкономны и разрушительны, они не могут доставить полного удовлетворения, потому что они оставляют шрамы на теле природы. В условиях нашего свободного рынка мусор как таковой превратился в важный продукт, и гордиться тут нечем. Всевозможные ссуды, предлагаемые банками, налоговая полиция и налоговое регулирование толкают нас к использованию неэкономных методов и подходов, еще более мешая нашим поискам самореализации. Подводя итог, следует сказать – наша экономическая система запрограммирована на порождение чувства неудовлетворения!
ДА БУДЕТ И ВАМ ВИЛКА
При всех своих недостатках иерархия Маслова по‑прежнему широко используется как инструмент изучения персонального и культурного роста. Мы пользуемся ею здесь, чтобы показать, как синдром потреблятства встает на пути человека к достижению чувства удовлетворения. Вообразите, что вы несете огромный пакет с продуктами от супермаркета до вашей машины. Какую ценность имеют продукты, лежащие в пакете? Насколько. здоровыми способны они вас сделать? В период между 1950 и 2000 годами Америка достигла самой низкой в мире стоимости на единицу пищевых продуктов в процентном отношении к доходов американцев. Но в то же время она достигла самых высоких в мире затрат на здравоохранение, приходящихся на каждого человека. Какая здесь связь? Может быть, продукты в наших сумках ядовиты? А может быть, наши привычки – и привычки нашей промышленности – тоже опасны для здоровья?
Ожирение в Америке представляет большую угрозу для здоровья, чем голодание. Поскольку в традиционном для нас рационе питания содержится слишком много жиров и сахара и слишком мало неочищенных, медленно расщепляющихся углеводов,, семьдесят один процент американцев весит в среднем на десять фунтов больше нормы. Согласно расчетам, 300000 американцев:. ежегодно умирают от нездорового питания в сочетании с хроническим недостатком движения. Объем ВВП раздувается пропорционально увеличению ширины наших талий, несмотря на то, что потрачено уже 150 миллиардов долларов на организацию контроля над ожирением и лечение связанных с ним болезней!
В то время как мы продолжаем набивать себе брюхо, содержимое наших продуктовых сумок порождает диабеты, болезни желчного пузыря, повышает кровяное давление и увеличивает опасность удара.
Индустрия контроля за весом и здоровьем людей особенно быстро разрастается по мере того, как американцы безуспешно пытаются похудеть. Наши продуктовые сумки наполнены красиво упакованным разочарованием! В среднем мы ежегодно заглатываем бочку безалкогольных напитков объемом пятьдесят пять галлонов, съедаем 250 фунтов жирного мяса и потребляем ежедневно количество сахара, эквивалентное тридцати трем чайным ложкам этого продукта.
Значительная часть нашего неудовлетворения едой происходит от недостатка в ней энергетической ценности, который возникает в процессе изготовления пищевых продуктов. Утрата контроля над выбором продуктов тоже вызывает неудовлетворение. Хорошим примером в данном случае является сахар. В 1997 году объем потребляемого в Америке сахара на душу населения на три четверти превышал этот же показатель столетие назад, когда большая часть производимого в стране сахара поступала прямо в наши дома. В то время мы в основном сами готовили себе еду и сами определяли количество сахара, которое попадало в наши блюда. Сегодня мы в значительной степени утратили этот контроль! Более трех четвертей производимого сахара идет теперь на приготовление продуктов, которые мы покупаем в магазине.
Наш рацион, содержащий большое количество белков, является ярким примером неправильного удовлетворения нужд. Крупный рогатый скот съедает семьдесят процентов выращиваемых в Америке зерновых культур, однако если бы люди сами употребляли в пищу эти зерновые культуры, каждый фунт еды, входящей в их рацион, стал бы в семь‑восемь раз эффективнее.
Существенно то, что тогда мы перестали бы понапрасну тратить энергетическую ценность зерновых культур, чтобы производить горы коровьего, свиного и куриного навоза, который загрязняет наши водоемы.
«Когда Япония и Китай перешли на западный рацион питания, когда‑то редкие в этих странах западные болезни типа артериосклероза или некоторых разновидностей сердечных болезней появились вместе со сменой рациона, – поясняет специалист по вопросам здоровья Эндрю Вейл. – Японские женщины, питающиеся традиционной для их культуры пищей, имеют один из самых низких в мире показателей заболеваемости раком груди, но у тех из них, кто переезжает в Америку и начинает питаться как американцы, риск заболеть раком груди резко возрастает».
Вейл отмечает, что о еде можно сказать гораздо больше, чем то, что существует четыре всем известных и самых популярных ее разновидности (вероятно, это жирная, хрустящая, сладкая и соленая еда?). По его словам, еда всегда служила формой общественной жизни. Слово «компания» в буквальном переводе означает «с хлебом». Высококачественная еда приносит удовлетворение и здоровье, тогда как еда низкого качества ослабляет здоровье, провоцирует раздражительность, оставляет в организ ме пестициды, вызывает рак, эрозию почвы, а также утрату связи между жителями сельских районов, когда за дело берутса сельскохозяйственные гиганты. Не требующая возни высоко калорийная пища уменьшает наши шансы достичь высшей ступени лестницы Маслова. К сожалению, наш страдающий излишествами рацион слишком часто порождает апатичных или гиперактивных людей, которым не хватает энергии устремиться к своей потенциальной вершине.
СЕКС КАК ЦЕЛЬ?
Материальное благосостояние не является обязательным условием самореализации, но истинные, наполненные жизнью отношения между людьми – являются. В нашей культуре секс – это еще одна физиологическая потребность, которая становится препятствием на пути к самореализации вместо того, чтобы быть ее краеугольным камнем. Поскольку секс основывается на непреодолимых инстинктах, он стал одним из самых опасных переносчиков синдрома потреблятства. Секс продается. Но, как и еда, он является фундаментом отношений между людьми. Эрих Фромм пишет: «Когда люди занимаются чем‑то вдвоем, это поддерживает живые отношения между ними… А половой акт – праобразом которого является разделенная радость – зачастую оказывается настолько эгоистичным, самовлюбленным и собственническим, что можно говорить только об одновременном, но не разделенном наслаждении».
Какой секс может быть более самовлюбленным, чем «вирту‑1 альный секс», этот вызывающий опасения символ изоляции и отрыва от реальности? Доступность и анонимность Интернета ^ породила новый вид психологического расстройства среди мужчин и женщин, стремящихся добиться сексуального возбуждения с помощью компьютера. Некоторые из таких людей ежедневно проводят часы, мастурбируя на порнографические картинки в Сети или занимаясь по Интернету виртуальным сексом с кем‑нибудь, кого они никогда не видели, не слышали, до кого не дотрагивались, чьих прикосновений не ощущали и чьего запаха никогда не чувствовали». Можно считать виртуальный секс удовольствием, но здесь и речи не может идти об удовлетворении. Это удовольствие без последствий. Подумайте об этих мужчинах и женщинах как о мальчике из шутки Вуди Аллена, где мама застает сына, когда тот воображает, что занимается сексом. «Не делай этого, а то ослепнешь!» – кричит она. И, выражая самую суть нашей одержимой потребительской культуры, он умоляет: «Можно я поделаю это, пока мне не понадобятся очки?»
КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕЛОМ
Старая история о коренном жителе одного из тихоокеанских островов звучит правдоподобно в наш век синдрома потреблятства. Здоровый, уверенный в себе абориген спокойно лежит в гамаке, который мягко покачивается перед входом в его хижину, стоящую у моря. Абориген играет на флейте для себя и своей семьи. На ужин он собирает экзотические фрукты и ловит свежую рыбу. Он радуется тому, что живет, и он счастлив. (Подумайте только – он «в отпуске» большую часть своего времени!) Вдруг, нежданно‑негаданно, синдром потреблятства поражает остров. Джерри Мандер пишет: «Приезжает какой‑нибудь бизнесмен, скупает всю землю, вырубает все деревья и строит фабрику. Он нанимает аборигенов работать там за деньги, чтобы однажды аборигены смогли позволить себе иметь консервированные фрукты и рыбу с материка, чудесный дом из шлакобетонных блоков неподалеку от берега и с видом на воду, а также выходные дни, чтобы наслаждаться всем этим».
Подобно тому, как это случилось с аборигенами тихоокеанского острова, мы были вынуждены удовлетворять большую часть своих нужд с помощью продуктов, любезно поставляемых нам международными корпорациями – это можно назвать «выдаваемым удовлетворением». «Почти все стороны американской жизни охвачены теперь франчайзинговыми фирмами, – отмечает писатель Эрик Шлоссер, – от родильного дома в Колумбии/ больницы НСА до лаборатории для бальзамирования, которая принадлежит базирующейся в Хьюстоне Service Corporation Internation – которая на сегодняшний день распоряжается останками одного из каждых девяти американцев».
Что хорошо для Америки, то хорошо для всего мира – вот что скажет вам любой управляющий любой компании. Одно из семи современных чудес света, Золотые арки «Макдоналдса» теперь насчитывают 25000 ресторанов в 114 странах – целая империя, над которой никогда не заходит солнце. Недавно один из друзей Дэйва вернулся из Китая, где он наблюдал столкновение двух культур под сводами Золотых Арок. «Миссионеры «Макдоналдса» проповедуют благую весть об очень питательной, но недорогой пище быстрого приготовления, – говорит он, – но создается впечатление, что китайцам не нужна пища быстрого приготовления, хотя они и заинтригованы американскими гамбургерами. Они хотят сидеть и спокойно пить чай. Они не понимают, что предполагается, что им должно быть некогда. Кроме того, они не могут выйти на улицу и есть в автомобилях, потому что они приехали на велосипедах».
Теперь, когда Великая стена дала трещину, устоит ли ТаджМахал? Превратится ли индийская священная корова в священный гамбургер? Культурный перелом в большой степени достиг успеха в Испании, где хирургическим способом была удалена сиеста. В своей восхитительной книге под названием «Скачок» Терри Темпест Уильяме описывает разговор, который состоялся у нее в самолете с представителем компании «Проктор & Гембл», хваставшимся перед ней тем вкладом, что он внес в ликвидацию испанской сиесты. Тысячу лет или больше испанцы повышали качество своей жизни с помощью такой роскоши, как перерыв в середине дня, который не стоит ни одной песеты. Но с коммерческой точки зрения сиеста – просто‑напросто потеря времени. Миру нужно больше производить, больше потреблять, меньше расслабляться и зарабатывать побольше денег. Проснись и вперед к обогащению! Один друг из Англии сообщил нам, что английское чаепитие и традиционный семейный ужин тоже исчезают.
Как бы то ни было, наибольших успехов в области культуры коммерция достигла на когда‑то плодородной почве американских умов. Дошедшие до нас сведения о Северной Америке XVII века сообщают нам, что там росли настолько обширные леса, что белка могла добраться от Вирджинии до Иллинойса, «ни разу не прикоснувшись к земле». Теперь, благодаря свободному рынку, поддерживаемому средствами массовой информации, человек может ехать по стране не одну неделю, не имея в голове ни одной мысли, свободной от влияния направляющих его ум сообщений! Большая часть пространства между нашими ушами «колонизирована» рекламой. Вопрос вот в чем: если мы изгнаны даже из собственного ума, то кто мы?
ХОТЕТЬ ТО, ЧТО ИМЕЕМ
Давайте представим, что вы каким‑то образом удовлетворили физиологические потребности, потребности в безопасности, и даже «высшие» (по Маслову) потребности, заключающиеся в том, чтобы давать и получать любовь. Вам удалось избежать высококалорийной пищи, безалаберности индустрии здравоохранения и полей битвы, где калечатся человеческие взаимоотношения и подавляется потребность в любви и преданности. Будьте внимательны, потому что следующая ступенька, «оценочная», кишит вирусами. Вам лучше надеть перчатки, поднимаясь на эту ступень. Какая доля нашего поведения как потребителей продиктована самолюбием и желанием получить одобрение от окружающих? В погоне за удовлетворением этих нужд мы зачастую превращаемся в деятелей вместо того, чтобы быть людьми.
Мы оглядываемся вокруг себя, ища одобрения и громко рассуждая о том, что мы имеем, а не о том, что мы знаем или во что верим. Иметь то, что мы хотим, становится более важным, чем хотеть то, что имеем. Когда мы идентифицируем себя с социальным типом «потребителя», ощущение уверенности в себе начинает у нас зависеть от вещей, нам неподконтрольных. Наше настроение начинает колебаться в соответствии с экономическими приливами и отливами.
Что касается сегодняшнего дня, наша «потребительская самоуверенность» находится на рекордном уровне. («Мы при деньгах!») Но настоящий ли это взлет или он сознательно стимулируется? В том же газетном выпуске, где сообщалось о самом высоком за все времена уровне потребительской самоуверенности, была опубликована статья, объясняющая, «Почему невежественные люди счастливы». Дэвид Даннинг, профессор психологии в Корнелльском университете, показал, что люди, которые делают свое дело плохо, как правило, выглядят более самонадеянными, чем люди, делающие свое дело хорошо. «Они не только делают неверные выводы и совершают неудачный выбор, – писал Даннинг, – но их некомпетентность лишает их способности осознать это». Исследование показало, что люди, у которых были самые низкие результаты по логике, английской грамматике и в тестах на чувство юмора, чаще всего переоценивали качество проделанной ими работы.
Не являемся ли мы все, как культура в целом, счастливыми невеждами? Не пребываем ли мы в ошибочной уверенности относительно того, что найдем одобрение окружающих, чувство собственного достоинства и смысл жизни в материальных вещах, если будем продолжать искать их там?
ЧАСТЬ 2. ПРИЧИНЫ