Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям
Тема1.Научные концепции и теории конфликта.
· Конфликтные проявления в представлениях древних мыслителей и классических философов: Аристотель, Сократ, Т. Гоббс, И. Кант, Ф.Гегель и др.
· Социологические концепции конфликта: Г.Зиммель, К. Маркс, М.Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Т.Парсонс, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер, Н. Смелзер, А. Здравомыслов, Ф. Бородкин, Н. Коряк, А.Н. Нечипоренко др.
3. Социально-психологические концепции конфликта: З.Фрейд, К.Хорни, К.Юнг и др.
Тема 2.Процесс переговоров и личные переговорные стили.
· Актуальность переговорных процессов в современной России и в мире.
· Принципы переговоров.
· Переговорные стили и их характеристики.
· Подготовительный этап в переговорном процессе.
· Отрицательные и положительные манипуляции в переговорах.
· Различные тактики, применяемые оппонентами в переговорах.
· Межкультурные коммуникации и народная дипломатия.
· Переговоры в форс-мажорных условиях.
· Межкультурные коммуникации для пиар-специалистов
· Переговоры как важный метод в работе персонала .
Тема 3.Конфликты в высших учебных заведениях: с учетом сервисной специфики.
· Реформа российской высшей школы. Инновационные направления в образовательной политике (реалии и перспективы, конфликтогенные тенденции). Инновации в процессе подготовки специалистов торгового бизнеса: обзор Интернет статей.
· Закон об образовании. Права, обязанности и академические свободы студентов, преподавателей высшей школы.
· Социально - психологический климат в студенческой среде: материальное расслоение, ценностные ориентации студентов (80-х и 90-х годов, н.ХХIв.)
· Своеобразие конфликтов в сервисных вузах среди субъектов учебного процесса
· Оптимальные пути и способы разрешения вузовских конфликтов.
Тема 4.Семейные конфликты и их влияние на жизнедеятельность личности.
· Понятие любви. Представления и высказывания «знаменитых личностей» об особом и возвышенном чувстве - о любви. Типология любви.
· Семейно-брачные отношения (традиции и инновации). Типы семей, эволюция института семьи. Функции семьи.
· Сексуальная революция. Эмансипация. Автономия партнеров в браке. Феминизм.
· Семейные конфликты (причины, формы проявления). Субъекты-участники. Особенности конфликтов на современном этапе.
· Роль конфликтолога в разрешении семейных конфликтов (отечественный и зарубежный опыт).
· Проблемы семейного воспитания детей (конфликтогенные тенденции).
· Ролевые конфликты (у женщин и мужчин в семьях).
· Влияние семейных конфликтов на трудовую деятельность персонала, работающего в сфере связей с общественностью .
Тема 5.Социальные конфликты на производстве
· Раскрыть «понятия» и обосновать влияние этих процессов на социальную конфликтность: модернизация, демократизация, социальная дифференциация, маргинализация российского общества (переход к рынку и рост социальной конфликтности).
· Концепции мотивации трудовой деятельности: А.Маслоу Ф.Херцберг, Д.Мак-Грегор, А.Здравомыслов и др. Отношение к труду в советском и капиталистическом российском обществе (сравнительный анализ).
· Проблемы адаптации современной молодежи в трудовом коллективе.
· Социально-психологические особенности трудовых коллективов на современных предприятиях с государственной и частной формами собственности. (Конфликты: вертикальные, горизонтальные, деловые).
· Забастовки в России как формы социального конфликта. Анализ общих тенденций.
· Закон РФ о трудовых коллективах, о трудовых спорах.
· Безработица в России реалии и перспективы. Социальные механизмы ее преодоления. Социальная работа с «незанятым» населением.
· Способы разрешения трудовых конфликтов. Роль и функции руководящего звена и персонала, работающего в сфере связей с общественностью
Тема 6.Деловой и светский этикет в работе пиар-специалистов.
· Прокомментировать ряд дефиниций: «Золотое правило», этикет, манеры, профессиональная этика, самообладание, стиль жизни, нравственная культура личности, теория моральной доброты.
· Действия субъектов общения в момент встречи (знакомство, приветствие, позы и расстояние между общающимися индивидами, мимика, жесты).
· Мужчины и женщины - правила, знакомства, общения. Этикет в различных ситуациях. Знаки внимания.
· Поведение на ужине (сервировка стола, манеры поведения, выбор блюд, темы для беседы).
· Разговор по телефону.
· Прием посетителей в офисе.
· Стиль одежды в различных ситуациях. Выбор цветовых гамм, дресс-код.
· Ситуационный выбор тем для бесед. Основные принципы полемики. Спор. Дискуссия. Дебаты. Диспут.
· Принципы бесконфликтного общения. Умение контактировать с разными типами оппонентов. Способы ведения деловой беседы.
· Особенности речевой коммуникации (тембр речи, интонация, сленг, речевые обороты, афоризмы, юмор).
· Проблемы культурного воспитания населения.
· Деловой этикет для персонала
Тема 7.Диспут для молодых специалистов о кризисе жизненных ценностей в России (Конфликт ценностных ориентаций современной личности).
· Как воспитать сегодня личность, чтобы «сердце было умным, а ум - добрым?»
· Что такое: честь, достоинство, долг, любовь, дружба. Почему некоторые люди воспринимают их как устаревшие понятия?
· Что можно реально противопоставить суперменству, психологии потребительства, мещанства?
· Как вы относитесь к мнению о том, что милосердие и жалость не являются необходимыми качествами человека?
· Общественная активность и работа - это нагрузка или радость. От чего зависит активная или пассивная позиция личности?
· Какие недостатки сверстников вызывают полное непонимание, неприязнь и почему?
· Определенная часть людей понятие смысл жизни стремиться заменить понятием умение жить. Как вы к этому относитесь?
· Что такое человеческое достоинство? Говорят, что тот человек, в ком развито чувство достоинства, обременителен для окружающих людей. Бывают ситуации, когда человек должен поступиться своим достоинством. В чем причины «раздвоения личности»?
· В чем сущность нравственной свободы и почему с ней связана нравственная ответственность?
· Что дает человеку любовь к Родине (радость, страдание)?
· Современный образ жизни, современный образ мыслей. Какое содержание вы вкладываете в эти понятия?
· Что значит для вас, быть современным? Каковы критерии подлинной и мнимой современности?
Тема 8.Многовековой конфликт поколений - «отцы и дети».
· Поколение как специфическая социально-демографическая группа. Особенности, признаки поколения критерии определения границ поколения. Теории поколений: позитивистко-натуралистическая ориентация (О. Конт, Д. Милль) и романтически-гуманитарная ориентация (В. Дильтей, Л. Фон Ранке, О. Лоренц, Х. Ортега-и-Гассет).
· Связь поколений как основа непрерывности человеческой истории и культуры. Поколенная периодизация истории (А. Курно, Ж.-Дромель, К. Маннгейм). Преемственность культуры (М. Мид).
· Социальный смысл единства всех поколений. Чувство любви к предкам. Пять типов поколений: демографическое, антропологическое, историческое, хронологическое, символическое.
· Своеобразие взаимоотношений поколений в России в советский и постсоветский период (сравнительный анализ).
· Глобальные теории конфликта поколений (З. Фрейд, Т. Парсонс, Л. Фойер, Ж. Мандель, Л. Флоренс и др.)
· Конфликт поколений конца 60-х г.г. ХХ в. - молодежное и студенческое движение на Западе. (Требования, лозунги, идеология бунтующего поколения).
· Конфликт поколений в России на рубеже веков.
· Специфические проявления конфликта «старшие-младшие»
Тема 9.Девиантность и делинквентность как специфические формы проявления социальных конфликтов.
· Семантика понятий: девиантность, делинквентность, социальные нормы, социальные санкции, социальные отклонения, социальный контроль, криминальная мотивация. Зарубежные и отечественные концепции девиантности. Обоснование взаимосвязи по схеме: «норма-девиация-конфликт».
· Преступность как социальный конфликт (причины обострения). Состояние проблемы в современной России. Новые тенденции возрастания делинквентного поведения у молодежи. Пенитенциарная работа с лицами в местах их заключения.
· Пьянство и алкоголизм (причины и последствия). Личный, семейный, производственный аспекты конфликтогенности, обусловленной алкоголизмом.
· Наркомания как форма ретризма (причины возникновения и современные тенденции). Токсикомания. Меры общественной борьбы и степень личной ответственности наркоманов.
· Самоубийство - внутриличностный, социально-психологический конфликт (концепции Э.Дюркгейма, Е. Амбрумовой и др.). Социально - реабилитационная работа с суицидентами.
· Морально-нравственные отклонения в современном обществе. (Понятия морали, нравственности, морально-нравственных конфликтов). Адюльтер, разводы, проституция, гомосексуализм и т.п. - признаки морально-нравственных конфликтов в социуме.
· Проблема позитивных отклонений у творческих неординарных личностей. Конфликт «Моцарт и Сальери». Социально – педагогическая и психологическая работа с «тефлоновыми детьми, детьми индиго», с талантливыми людьми.
· Армейские конфликты и уклонение призывников от службы, в рядах ВС РФ (дедовщина, неуставные отношения, армейский суицид). Деятельность общественных комитетов среди военнослужащих.
· Неформальные молодежные группировки и их конфликты с социальными и правовыми нормами.
· Маргинальный образ жизни (бродяги, бомжи, беспризорники и др., социально незащищенные категории населения России). Ретризм маргиналов как форма конфликтности.
· Общая стратегия и тактика социального контроля за девиантным поведением. Международный и отечественный опыт работы по реабилитации, адаптации девиантов в обществе.
· Табакокурение и курение спайсов. История борьбы с курильщиками.
· Типичные девиантные и делинквентные поступки клиентов ресторана, правовые механизмы их регулирования.
Тема 10.Политические конфликты: политическая компетентность пиар-специалистов
· Раскрытие понятий: кризис политики, политическая власть, вооруженный конфликт, международные отношения, внутригосударственные отношения.
· Место и роль конфликтов в политике. Источники политических конфликтов. Персонификация макроконфликтов.
· Типология политических конфликтов. Этапы развития.
· Общее и особенное в урегулировании политических конфликтов.
· Разработка проблем политической стабильности, политических конфликтов и внешней политики: - англо-американской политологической школой (С.Липсет, С. Хантингтон, Г.Моргентау, Дж. Сартори, Р. Дарендорф); французской школой (М. Дюверже, Ж. Бурдо, П. Бурдье); немецкой (К. фон Бейме, Г. Майер, И. Фетчер); польской (Е. Вятр, Ж. Бодио).
· Критерии и факторы социально-политической стабильности. Общественный консенсус в политической жизни. Проблемы войны и мира.
· Основные подходы к исследованию международных отношений и конфликтов - историко-социологический подход (Р. Арона), бихевиористкое направление (Д. Синтер, Р. Кокс, Г. Якобсон, К. Дойч), функционализм (М. Каплан, Дж. Бартон, Э. Хаас, Р.Рейнольд и др.).
· Содержание и формы международного сотрудничества. Модели международной интеграции/ «функционализм» (Д.Митрани); «неофункционализм» (Э.Хаас, Л. Миндберг); «федерализм» (А. Этциони); «плюрализм» (К.Дойч).
· Формирование новой модели российской национальной безопасности и безопасности мира.
· Гуманизм международных отношений. Зоны мира. Принципы мирного сосуществования. Роль международных миротворческих организаций.
· Осведомленность персонала о политических ситуациях и конфликтах современности.
Тема11.Национальные конфликты: информация для пиар-специалистов.
· Сущность национального вопроса в России (исторический обзор проблемы). Дискуссии 20-х годов. Образование и распад СССР. Социально-политические (внешние и внутренние) причины упадка советской державы в 90-х годах.
· Раскрытие научных понятий: этнос, народ, нация, национализм, национальные отношения, национализация, национальная дискриминация, геноцид.
· Проблемы возникновения этноса и наций (марксистко-ленинская концепция и теория пассионарности Л.Н.Гумилева).
· Предмет, содержание и направленность этнических конфликтов.
· Причины этнических конфликтов: экономические, территориальные, религиозные, культурные, социально-бытовые, национальные и др.
· Психология этнических конфликтов (интернациональное сознание и национальное самосознание).
· Национальные проблемы и права человека. Беженцы. Вынужденная миграция и эмиграция. Социальная работа с нуждающимся контингентом населения (мигранты, беженцы, эмигранты).
· Понятие насилия. Насильственное поведение субъектов конфликта. Взаимосвязь конфликта и насилия. Альтернативные подходы: философия ненасилия (Л.Толстой, И.Ильин, М. Ганди, Д.Сахаров и др.). Теории насилия (Макиавелли, Мальтус, Гитлер и др.).
· Политические механизмы решения проблем межнациональных конфликтов. Юридизация национального конфликта.
Тема 12.Религиозные конфликты
·Религия и атеизм (исторический образ противоборства двух мировоззрений). Религиозная вера, верования. Атеистическое воспитание и убеждения. Свобода совести. Функции религии.
·Место религии в духовной культуре общества и духовной жизни человека. Религия и нравственность. Общие черты нравственных заповедей в мировых религиях.
·Функционализм и теория конфликтов о роли и значении религии для общества (О. Конт, Б. Малиновский, З. Фрейд, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, К. Юнг и др.).
·Отношение государства к религии и церкви. (Исторический обзор борьбы и сотрудничества). Мировой и российский опыт.
·Религиозный экстремизм.
·Мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм и их отношение к социальным противоречиям, неравенству. Пути преодоления социального неравенства.
·Функционалистские и феноменологические направления в социологии религии. Эволюция религии по Р. Беллу.
·Проблемы секуляризации и религиозное возрождение. Концепции нового религиозного сознания (Кэмпбелл, Вутноу). Религиозная ситуация и религиозные конфликты в современной России.
· Молодежное сектантство в России («Харе Кришна», «Аум Сенрике», мунисты, Белое братство, сатанисты и т.д.) как специфическая форма личностного протеста и ретризма. Деятельность по реадаптации, реабилитации «жертв религиозных сект».
Тема 13.Экологические конфликты
· Глобальные мировые проблемы как макроконфликты Земной цивилизации и международное сотрудничество по их решению.
· Кризисная экологическая ситуация в России. Причины и последствия.
· Экологическая катастрофа и ее влияние на генофонд общества. Экология человека.
· Экологический детерминизм. /А. Хаит, О. Дункан./ Экологическая безопасность. Современные концепции: экологическая этика А. Швайцера: доклады Римского клуба; идеи инвайроментализма в американской социологии; теория экологического комплекса.
· Человек, общество и природа (единство и противоречивое взаимодействие). Проблема коэволюции (К. Циолковский, А. Чижевский и др. представители русского космизма) Концепция В.Вернадского о ноосфере.
· Экологическое воспитание и образование (задачи, цели и роль социальных работников). Соблюдение законов о природопользовании. Экологическое измерение международных отношений. Экологизация науки, техники, производства, государственной политики.
· Охрана окружающей среды. Становление движения «зеленых» (идейно-теоретическая позиция, социальная база). Конфликты «зеленых» с государственным и ведомственным консерватизмом.