Карточки - задания для самостоятельной работы (в ходе экскурсии)
Карточка 1
1. Местонахождение сквера, площадь, объекты, водоёмы.
2. Значение сквера - душ города (его влияние на климат, объект отдыха для горожан).
3. Растительность. Доминирующие древесные, кустарниковые и травянистые виды.
Их значение, характеристика состояния растительности в зоне сквера.
4. Влияние человека на природный комплекс. Общее состояние зоны сквера. Меры
охраны окружающей среды. Рекомендации по восстановлению растительности и
увеличения численности животных.
Карточка 2
1. Животные организмы, характеристика основных видов птиц, насекомых и других
животных, обитающих в зоне сквера. Характеристика состояния отдельных
представителей.
2. Состояние почвы. Фактор вытаптывания. Вытаптывание, как неизбежный фактор
экосистем, находящихся внутри густонаселённых районов. Непосредственное
воздействие вытаптывания на почву и травы. Состояние растений на территориях,
подвергающихся вытаптыванию.
3. Физическое загрязнение, свалки мусора, перечень веществ и материалов, их
влияние на природу, нарушение красоты природы. Повреждённые деревья.
4. Виды повреждений (людьми, погодными условиями). Разрушение участков
древесины после повреждений. Рекомендации по уменьшению количества
повреждённых деревьев.
Карточка 3
1. Изучите растительность сквера.
2. Рассмотрите ярусное расположение растение на участке и опишите, какие виды
растений составляют эти ярусы.
3. Опишите лесообразующую породу деревьев на данной территории. Дайте ей
систематическое описание
4. Выявите приспособленность растений к условиям обитания в сквере.
5. Заполните таблицу:
Ярусы | Представители | Морфологические особенности растений |
ПРАКТИКУМ ПО БОТАНИКЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ
Цель практикума:
Изучение экологического материала, на котором можно рассматривать строение
растений в связи с условиями жизни.
В данный практикум включены растительные объекты, с которыми учитель
имеет дело на уроках природоведения в начальных классах. Рассматриваются темы:
«Растения и растительные сообщества природных зон», «Комнатные растения»,
«Правила сбора и хранения гербариев».
Практикум «Растения и растительные сообщества природных зон»
Задачи практикума:
- раскрыть на конкретных примерах раздел школьной про граммы «Природные зоны России»;
- выяснить общие черты приспособленности растений к условиям
природных зон.
План работы:
1. Проверить подготовку студентов к занятию по контрольным вопросам.
2. Назвать природные зоны / тундра, лесная зона, степь, пустыня, субтропики/.
3. Рассмотреть по картам географическое положение природных зон.
4. Определить климат/среднегодовое количество осадков, температура воздуха зимой
и летом/.
5. Дать характеристику почвам.
6. Определить гербарные экземпляры растений.
7. Охарактеризовать растительные сообщества, характерные для природных зон.
8. Назвать основные культурные растения, произрастающие в природных зонах
России.
Оборудование:
Гербарии и коллекции растений природных зон России», «Растительность
России», определительные карточки.
Задание:
Составить список видов и сделать зарисовки растений, записать название
растительных сообществ в природных зонах.
Контрольные вопросы к теме:
1. Какие факторы внешней среды определяют распространение растений на земном
шаре?
Назовите природные зоны России.
2. Какие климатические и почвенные условия характеризуют каждую из этих зон?
3. Какие растительные сообщества встречаются в зоне тундры, в лесной зоне, в степях,
пустынях?
Практикум «Комнатные растения»
Задачи практикума:
- учить определять и паспортизировать комнатные растения;
- овладевать навыками ухода за комнатными растениями;
- формировать умение проводить опыты на комнатных растениях.
Оборудование:
Определители комнатных растений, коллекция комнатных растений /бриофиллюм,
молочай блестящий, плющ, узумбарская фиалка, хлорофитум и др.!, грунт,
инструменты для ухода за растениями.
Задания:
1. Определение и паспортизация комнатных растений.
Определить название 1-2 комнатных растений, используя литературу. Сделать
этикетки, где указать название, семейство, родину, условия произрастания на Родине.
Например, алое древовидный - семейство лилейные, Родина - Южная Америка,
скалистые склоны гор.
2. Уход за комнатными растениями.
Про смотреть листья комнатных растений, определить причины поражения, провести их
лечение:
а) Если на листьях серо - жёлтые пятна или их на нижней стороне сероватый или белый
налёт, значит растение поражено мучнистой росой. Растение
изолировать, больные органы удалить, почву перемешать.
б)Если на отмерших листьях обнаруживают пепельно-серый налёт, значит растение
поражено серой плесенью. Уменьшить полив, увеличить
освещение и проветривание помещения.
в) Если обнаружены на растениях вредители, отделить растение от здоровых, провести
обмывание листьев мыльным раствором, раствором марганца.
3. Проведение опытов по вегетативному размножению комнатных растений.
Опыт 1
Посадка растений. Посадить отростки или черенки растений (например, пандануса,
калатеи), соблюдая привила посадки комнатных растений.
Опыт 2
Перевалка растений (например, хлорофитума и др.). Применить знания по перевалке
растений.
Домашнее задание на группу студентов:
Пополнить живой уголок кабинета новыми видами растений.
Рекомендации по теме «Комнатные растения»:
Расставляя растения в классе, следует исходить из следующих правил:
1. у северного окна, в глубине кабинета, на шкафах и полках хорошо растут аспидистра,
сансевьера, традесканция, хлорофитум, папоротники, фикус, а укуба.
2. у восточного окна: аспарагус, узумбарская фиалка, бегония, амариллис, фуксия,
камнеломка.
3. у западного окна: пальмы, циперус, аспарагус, хойя, лимон.
4. У южного окна: кактусы и другие суккуленты, молочай, колеус.