Карточки - задания для самостоятельной работы (в ходе экскурсии)

Карточка 1

1. Местонахождение сквера, площадь, объекты, водоёмы.

2. Значение сквера - душ города (его влияние на климат, объект отдыха для горожан).

3. Растительность. Доминирующие древесные, кустарниковые и травянистые виды.

Их значение, характеристика состояния растительности в зоне сквера.

4. Влияние человека на природный комплекс. Общее состояние зоны сквера. Меры

охраны окружающей среды. Рекомендации по восстановлению растительности и

увеличения численности животных.

Карточка 2

1. Животные организмы, характеристика основных видов птиц, насекомых и других

животных, обитающих в зоне сквера. Характеристика состояния отдельных

представителей.

2. Состояние почвы. Фактор вытаптывания. Вытаптывание, как неизбежный фактор

экосистем, находящихся внутри густонаселённых районов. Непосредственное

воздействие вытаптывания на почву и травы. Состояние растений на территориях,

подвергающихся вытаптыванию.

3. Физическое загрязнение, свалки мусора, перечень веществ и материалов, их

влияние на природу, нарушение красоты природы. Повреждённые деревья.

4. Виды повреждений (людьми, погодными условиями). Разрушение участков

древесины после повреждений. Рекомендации по уменьшению количества

повреждённых деревьев.

Карточка 3

1. Изучите растительность сквера.

2. Рассмотрите ярусное расположение растение на участке и опишите, какие виды

растений составляют эти ярусы.

3. Опишите лесообразующую породу деревьев на данной территории. Дайте ей

систематическое описание

4. Выявите приспособленность растений к условиям обитания в сквере.

5. Заполните таблицу:

Ярусы Представители Морфологические особенности растений  
     

ПРАКТИКУМ ПО БОТАНИКЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

Цель практикума:

Изучение экологического материала, на котором можно рассматривать строение

растений в связи с условиями жизни.

В данный практикум включены растительные объекты, с которыми учитель

имеет дело на уроках природоведения в начальных классах. Рассматриваются темы:

«Растения и растительные сообщества природных зон», «Комнатные растения»,

«Правила сбора и хранения гербариев».

Практикум «Растения и растительные сообщества природных зон»

Задачи практикума:

- раскрыть на конкретных примерах раздел школьной про граммы «Природные зоны России»;

- выяснить общие черты приспособленности растений к условиям

природных зон.

План работы:

1. Проверить подготовку студентов к занятию по контрольным вопросам.

2. Назвать природные зоны / тундра, лесная зона, степь, пустыня, субтропики/.

3. Рассмотреть по картам географическое положение природных зон.

4. Определить климат/среднегодовое количество осадков, температура воздуха зимой

и летом/.

5. Дать характеристику почвам.

6. Определить гербарные экземпляры растений.

7. Охарактеризовать растительные сообщества, характерные для природных зон.

8. Назвать основные культурные растения, произрастающие в природных зонах

России.

Оборудование:

Гербарии и коллекции растений природных зон России», «Растительность

России», определительные карточки.

Задание:

Составить список видов и сделать зарисовки растений, записать название

растительных сообществ в природных зонах.

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие факторы внешней среды определяют распространение растений на земном

шаре?

Назовите природные зоны России.

2. Какие климатические и почвенные условия характеризуют каждую из этих зон?

3. Какие растительные сообщества встречаются в зоне тундры, в лесной зоне, в степях,

пустынях?

Практикум «Комнатные растения»

Задачи практикума:

- учить определять и паспортизировать комнатные растения;

- овладевать навыками ухода за комнатными растениями;

- формировать умение проводить опыты на комнатных растениях.

Оборудование:

Определители комнатных растений, коллекция комнатных растений /бриофиллюм,

молочай блестящий, плющ, узумбарская фиалка, хлорофитум и др.!, грунт,

инструменты для ухода за растениями.

Задания:

1. Определение и паспортизация комнатных растений.

Определить название 1-2 комнатных растений, используя литературу. Сделать

этикетки, где указать название, семейство, родину, условия произрастания на Родине.

Например, алое древовидный - семейство лилейные, Родина - Южная Америка,

скалистые склоны гор.

2. Уход за комнатными растениями.

Про смотреть листья комнатных растений, определить причины поражения, провести их

лечение:

а) Если на листьях серо - жёлтые пятна или их на нижней стороне сероватый или белый

налёт, значит растение поражено мучнистой росой. Растение

изолировать, больные органы удалить, почву перемешать.

б)Если на отмерших листьях обнаруживают пепельно-серый налёт, значит растение

поражено серой плесенью. Уменьшить полив, увеличить

освещение и проветривание помещения.

в) Если обнаружены на растениях вредители, отделить растение от здоровых, провести

обмывание листьев мыльным раствором, раствором марганца.

3. Проведение опытов по вегетативному размножению комнатных растений.

Опыт 1

Посадка растений. Посадить отростки или черенки растений (например, пандануса,

калатеи), соблюдая привила посадки комнатных растений.

Опыт 2

Перевалка растений (например, хлорофитума и др.). Применить знания по перевалке

растений.

Домашнее задание на группу студентов:

Пополнить живой уголок кабинета новыми видами растений.

Рекомендации по теме «Комнатные растения»:

Расставляя растения в классе, следует исходить из следующих правил:

1. у северного окна, в глубине кабинета, на шкафах и полках хорошо растут аспидистра,

сансевьера, традесканция, хлорофитум, папоротники, фикус, а укуба.

2. у восточного окна: аспарагус, узумбарская фиалка, бегония, амариллис, фуксия,

камнеломка.

3. у западного окна: пальмы, циперус, аспарагус, хойя, лимон.

4. У южного окна: кактусы и другие суккуленты, молочай, колеус.

Наши рекомендации