Понятие и виды государственного управления в сфере охраны окружающей среды
Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции .
Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.
Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними.
Подсистема органов экологического управления специальной компетенции имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство :
– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;
– самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями;
– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба :
– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;
– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.
Федеральное агентство:
– является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;
– ведет реестры, регистры и кадастры.
Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.
Государственные кадастры природных ресурсов (понятие, виды, органов)
Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических организационных и технических показателей, характеризующих качество, количество природного ресурса, состав и категории пользователей.
Данные кадастров служат обеспечению рацио-нального использования природных ресурсов и охра-не окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка при-родного ресурса, определяется его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Государственные природные кадастры служат основой при принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
Кадастры ведутся по отдельным видам природных кадастров и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством ведется государст-венный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Как особую разновидность кадастра редких находящихся на грани исчезновения видов животных и растений, можно рассматривать Красную книгу РФ.
Наряду с кадастрами отдельных природных ре-сурсов и объектов, экологическое законодательство предусматривает ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.