Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Управление рассматривается как важнейший элемент государственного воздействия на обеспечение рационального природопользования, воспроизводства, защиты и охраны окружающей среды.

В юридической литературе предлагаются различные определения понятия «управление в области природопользования и охраны окружающей среды». В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось как осуществление органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами функций, вытекающих из содержания права исключительной собственности государства на землю, недра, воды и леса. Главной задачей государственного управления в данной области являлась организация рационального использования и охраны природных богатств.

Для управления природопользованием и охраной окружающей среды характерны следующие черты:

- во-первых, это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера;

- во-вторых, деятельность, направленная не только на практическое исполнение нормативных правовых актов, но и нормотворчество;

- в-третьих, деятельность по регулированию специфических отношений, т. е. отношений в области природопользования, воспроизводства, охраны окружающей среды;

- в-четвертых, деятельность специально уполномоченных органов.

Представляется обоснованным рассматривать управление природопользованием и охраной окружающей среды не только как подзаконную, исполнительно-распорядительную деятельность, но и как нормотворческую деятельность компетентных органов.

Таким образом, управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды является составной частью социального управления. Его объектом выступают отношения по совершенствованию природопользования, сохранению и восстановлению окружающей среды. Правовая категория «управление окружающей средой» включает три важных аспекта:

- управление в области использования природных ресурсов,

- восстановления возобновляемых природных ресурсов и объектов и сохранения среды обитания.

Управление – ничто иное, как система или механизм организации жизнедеятельности общества посредством осуществления и функционирования ветвей власти и создаваемых ими государственных органов. В качестве основного элемента системы управления окружающей средой следует рассматривать республиканские и местные органы государственного управления. Управление таким важным и специфическим объектом, как окружающая среда, представлено сложной системой государственных органов. Функции и полномочия органов определяют их связи и отношения между собой, степень ответственности каждого за обеспечение рационального использования, восстановления и охраны окружающей среды. Организационная и правовая модели в каждом конкретном случае отражают уровень участия отдельных органов в управлении, их связи с центром и механизм их взаимодействия.

Система органов государственного управления окружающей средой объединяет разнообразные органы управления, для которых общим является то, что они осуществляют однородный вид деятельности – государственное управление в области использования, охраны природных объектов, ресурсов и окружающей среды в целом.

Система органов управления окружающей средой строится в соответствии с задачами и функциями, которые охватывают такие направления, как учет природных ресурсов, организация мониторинга окружающей среды, осуществление планирования и научного прогнозирования в области использования, воспроизводства и охраны природных объектов и ресурсов, проведение экологического контроля, обеспечение экономической эффективности производства, связанного с природопользованием. Система органов управления закреплена в законодательных актах.

Анализируя изложенное, приходим к выводу, что система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность организаций, учреждений, органов, выполняющих однородные задачи, наделенных конкретной компетенцией, имеющих определенное место в системе государственного управления, направляющих свои усилия на осуществление возложенных на них управленческих функций.

В качестве основного элемента системы управления рассматривается орган управления, наделенный определенной компетенцией. При установлении компетенции важным моментом является достижение необходимого соответствия между функциями и полномочиями.

Во-первых, содержание полномочий в полной мере должно вытекать и обуславливаться содержанием функций соответствующего органа управления.

Во-вторых, объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций, эффективно обеспечивать реализацию каждой функции относительно каждого объекта управления. Следует отметить, что распределение компетенции между различными органами определяется функциональным назначением и характером выполняемых задач. В соответствии с компетенцией происходит классификация органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Они подразделяются на органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции наряду с управлением в исследуемой области осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями экономики. К таким органам относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, районные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

Характерной чертой деятельности органов специальной компетенции является то, что содержание их компетенции определяется в основ-ном или исключительно возлагаемыми на них функциями управления природопользованием, воспроизводством, охраной и защитой одного или нескольких природных объектов. К таким органам относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство лесного хозяйства и др.

Органы управления межведомственной компетенции осуществляют определенные мероприятия, виды природоохранной деятельности по всем природным объектам, независимо от их ведомственной и другой принадлежности. К таким органам мы можем отнести Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел и т. д.

Властные полномочия органов управления ведомственной компетенции распространяются только на подчиненные структуры. К ним можно отнести Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство обороны.

Можно предложить также более простую и доступную классификацию органов управления окружающей средой –органы общей и специальной компетенции.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды мы рассматриваем как самостоятельный и специфический институт права, который в различной степени входит или тесно соприкасается с другими отраслями.

Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах:

- разделение функций природопользования и охраны окружающей среды;

- обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду;

- сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;

- подконтрольность органов государственного управления;

- гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления;

- ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды;

- информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;

- научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.

Вопрос 23. Система госорганов, осуществляющих управление в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и их компетенция.

Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.

Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:

- подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды,

- издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;

- в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение.

Парламент – Национальное собрание РБявляется представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

- определяет государственную экологическую политику;

- осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

- принимает законы в области охраны окружающей среды.

- рассматривает и утверждает государственные экологические программы

Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления - выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

- осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ;

- создает внебюджетные фонды охраны природы;

- координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды;

- утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- определяет порядок ведения учета природных ресурсов;

- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;

Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.

Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- организация планирования охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;

- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций.

Органы специальной компетенции:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:

1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов.

2. Проводит государственную экологическую экспертизу.

3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, отходов, торфяного фонда;

4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды.

5. Ведет Красную книгу РБ,

6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования).

На Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь возлагается управление по охране и использованию животного мира и рыбных запасов государства, регулированию рыболовства в рыбохозяйственных водоемах, лицензирования промышленной добычи рыбы и водных беспозвоночных.

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)осуществляет функции пожарной охраны, гражданской обороны, аварийно-спасательной службы. В области охраны окружающей среды МЧС осуществляет:

1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию их последствий;

2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды.

3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению,

Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи:

1. Государственное регулирование деятельности в области лесного хозяйства.

2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений.

3. учет и изучение лесного фонда.

4. осуществление мероприятий по охране и защите лесов.

Министерство здравоохранения Республики Беларусьв области охраны окружающей среды осуществляет следующие задачи:

1. Обеспечение развития здравоохранения населения.

2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения.

3. Утверждает санитарно-гигиенические нормы и правила, применяемые на предприятиях торговли, производства продуктов питании, в парфюмерно-косметическая промышленности т.п.,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусьв области охраны окружающей среды:

1. Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства.

2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства.

Наши рекомендации