Функции местоимения "it".
Разряд местоимений | Член предложения | Перевод |
1. Личное местоимение | Подлежащее, дополнение | Он, она, оно, его, ему, ей, её |
2. Безличное "it" | Формальное подлежащее (в предложениях, обозначающих даты, явления природы и действия, которые нельзя отнести к какому-либо предмету или лицу) формальное дополнение после глаголов: to believe, to consider, to think, to find, to maintain. | Не переводится. |
3. Указательное "it" | Подлежащее | Это |
4. Употребление "it" для усиления | Входит в состав усилительной конструкции"it is (was)…that (who)" | Именно, это, как раз, только сама конструкция "it is (was)…that (who)" не переводится. |
Схема английского повествовательного предложения.
1 2 3
Модель 1. Students translate texts.
1 2 3
Модель 2. Now the students of this group often translate English special texts.
Модель 3. This year the students of all the groups of our Institute very often
2 3
translate special texts from the American and English scientific journals.
Несмотря на появление второстепенных членов, расположение подлежащего, сказуемого и дополнения по отношению друг к другу не меняется.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой суффикс используется для образования множественного числа существительных? Назовите три варианта чтения этого суффикса. Назовите существительные, образующие множественное число не по правилам.
2. Какое окончание имеет имя существительное в притяжательном падеже? Как переводится это существительное на русский язык?
3. Какова роль артикля в английском языке? В каком случае они употреб-ляются? Назовите случаи, когда артикль отсутствует?
4. Какие разряды местоимений вы знаете? Какие функции может выпол- нять местоимение - it в предложении? Назовите их. Как употребляется местоимения "some", "any" и их производные в утвердительном, вопросительном и отрицательном предложениях?
5. Сколько отрицаний может быть в английском предложении? Где упот-ребляется местоимение "no"?
6. При помощи каких предлогов выражаются отношения, соответствующие в русском языке отношениям:
а) родительного падежа;
б) дательного падежа;
в) творительного падежа.
7. Какие предлоги:
а) времени;
б) направления; вы знаете? Назовите их.
в) места.
8. Назовите основные префиксы и суффиксы для образования:
а) существительных,
б) прилагательных,
в) глаголов,
г) наречий.
Задание 2. Выполните письменно следующие грамматические упражнения.
Упражнение 1. Напишите данные ниже имена существительные во множественном числе, переведите их на русский язык.
Модель: a student - students; студент - студенты
Man, branch, study(n), apparatus, discovery, library, faculty, industry, university, lecture, day, country, language, child.
Упражнение 2. Спишите и переведите группы слов, обращая внимание на перевод притяжательных конструкций.
Модель: Our Institute's laboratory - Лаборатория нашего института.
This professor's lectures, student's graduation papers, teacher's consultations, their examinations, at student's disposal, my friend's textbook, the laboratory's equipment, scientists' training, teacher's help.
Упражнение 3. Cпишите предложения, переведите их на русский язык. Объясните употребление артиклей или их отсутствие перед подчеркнутыми словами.
Модель: а) He is a first year student. Он студент-первокурсник (один из класса).
б) Students are always very busy. Студенты всегда очень заняты.
Артикль отсутствует, т.к. в единственном числе перед словом стоит неопределенный артикль.
в) The students of our group are in the laboratory now.
Студенты нашей группы сейчас в лаборатории. (определенный артикль употреблен, т.к. есть слова, ограничивающие понятие).
1. Have you a telephone?The telephone is out of order.
2. Many foreign students get higher education in our country.
3. The period of study at a higher school is usually from 4 to 6 years.
4. Penza is a big industrial center.
5. The lectures of our professor attract great attention.
6. We have English books at home.
7. He is clever student.
8. There are 6 sentences in this exercise.
Упражнение 4. Спишите предложения. Переведите их на русский язык, обращая внимание на предлоги, выражающие падежные окончания.
Модель: Qualified teachers deliver lectures to students. Квалифицированные преподаватели читают лекции студентам. (предлог to передает отношения дательного падежа).
1. The equipment of the laboratory is modern.
2. This task is too difficult to him.
3. We translate texts with the help of a dictionary.
Упражнение 5. Спишите предложения, переведите их на русский язык, обращая внимание на различные функции местоимения it.
Модель 1. I read your paper and found it very interesting.(личное местоимение). Я прочла вашу работу и нашла ее очень интересной.
1. You need this book. Take it please.
2. Come to this professor's lecture. It is very interesting.
Модель 2. It is out of the question to combine these substances.(безличное "it"). Невозможно соединить эти вещества.
1. It is 5 o'clock now.
2. It is too late to go to the library.
Модель 3. It is very difficult task.(указательное "it"). Это очень трудное задание.
1. Try to learn a foreign language. It is useful.
Модель 4. It was he who helped me.(в составе усилительного оборота). Это он помог мне.
1. It is in September that the academic year begins.
2. It is your friend who helps you pass your exam well.
Упражнение 6. Спишите предложения. Переведите их на русский язык, обращая внимание на значение местоимения it.
1. It takes 10 minutes to get to the Institute.
2. It is this method which helps to obtain (получить) good results in our laboratory work.
3. I do not find it difficult to solve the equation.
4. In ancient times it was believed that the earth was flat.
5. Take my dictionary. It will help you with translations.
6. Future engineers get a fundamental general and specialized training. It is very important for their future work.
Упражнение 6а. Спишите предложения, обращая внимание на местоимения.
1. Are these words difficult?
2. Let us speak English now?
3. Whose book is this?
4. Nobody goes to the Institute on Sundays.
5. Each student receives individual help and attention.
Упражнение 7. Спишите предложения, подчеркните глаголы "to be", "to have", переведите предложения на русский язык.
Модель: а). Students have all the facilities for studies. - У студентов есть (имеются) все благоприятные условия для занятий.
б).There are two terms in the academic year. - Учебный год включает два семестра.
1. My friend is a first year student.
2. It is necessary to study foreign languages.
3. The University has many good laboratories.
4. The students were always present at the lectures.
5. We have English books at home.
6. I shall be glade to help you.
7. The professor had three lectures yesterday.
Упражнение 8. Расположите данные группы слов согласно схеме построения повествовательного предложения в английском языке (см. схему выше).
Модель: is, in, she, the laboratory, now.
1 2 3 4
She is in the laboratory now.
1. I, at home, stay, in the evening, often.
2. Study, subjects, technical, students, at the Institute.
3. Lasts, each, 90 minutes, lesson.
4. Test-paper, write, at the end of each term, students.
Упражнение 9. Расположите следующие существительные в таблице согласно модели, переведите их.
№ | Суффикс | Существительное | Перевод |
1. | -er | Worker | Рабочий |
2. | -ing | ||
3. | -ist | ||
4. | -ent, -ant |
Teacher, scientist, assistant, writing, student, specialist, lecturer, graduating.
Задание 3. Выполните следующие упражнения по тексту.
Упражнение 1. Выполните устно упражнения по чтению.
а). Прочтите слова, обращая внимание на произношение гласной в корне слова.
[ei] - Age, make, up-to-date, paper.
[æ] - language, man.
[ɔ:] - all.
[⋀] - republic, subject, instruction, study.
[ju] - student, extra-mural, computing.
б). Прочтите данные ниже слова, обращая внимание на сочетания согласных.
Kn [n] knowledge.
Th [ð], [θ] method, mathematics, this, the.
в). Прочтите слова, обращая внимание на то, что главное ударение в многосложных словах падает на 3-ий или 4-ый слог от конца слова. Обратите внимание на второстепенное ударение в словах.
Education [,edju:'keiʃǝn]
Industry ['indǝstri]
General ['dʒenǝrǝl]
Fundamental [,f⋀ndǝmentl]
Material [mǝ'tiǝriǝl]
University [,ju:ni'və:siti]
Establishment [is'tæbliʃmǝnt]
Упражнение 2. Прочтите и переведите данные ниже слова с международным корнем:
Student, institute, professor, engineer, special, plan (n, v), lecture, form (n, v), material (n, a), industry, academic, lecturer, interesting, text, laboratory, mathematics, physics, training, biology, method, economy, culture, seminar, qualification.
Упражнение 3. Прочтите и переведите группы родственных слов.
Science – scientist – scientific
Research (n) – research (work)
Industry – industrial – industrialization
Technique – technology – technician – technical – technological
Specialist – specialize (n) – specialized (PII)
Educational – education
Help (n) – help (v) – helpful
Studies (n) – study (v)
Lecture (n) – lecturer – lecture (v)
Important – importance
Упражнение 4. Прочтите текст “Higher Education”, выпишите незнакомые слова, найдите их транскрипцию и значение в словаре. Занесите в свой словарь и запомните слова и словосочетания из упражнения 5.
Higher Education in our country
Our age is the age of scientific revolution. Scientists make new discoveries in physics, chemistry, biology and other branches of knowledge. Mathematical methods help to carry out research work. Our country needs more and more highly qualified specialists. More than 850 institutions of higher learning train specialists for our economy and culture. There are three types of higher educational establishments: Universities, Institutes and specialized institutes.
Our higher schools train specialists for different branches of industry and science. The period of study at a higher school lasts from 4 to 6 years. Future engineers, technicians, teachers, doctors, scientists get a fundamental general and specialized training.
Many people study without leaving their jobs. There are full-time (daytime) students, part-time (evening) students and extra-mural students in our country. Evening students must attend lectures and seminars after their working day. Extra-mural students get all the teaching material and different kinds of test-papers in writing and send them for marking.
The academic year begins in September and ends in June. Higher education is free of charge. Extra-mural students have an additional paid leave. Our higher schools have all the facilities for studies and research work. Large libraries provide all the students with textbooks, instructions and literature on special subjects and different languages. There are numerous laboratories at the disposal of the students. Their equipment includes up-to-date machine tools, modern instruments, computing technique. Experienced professors and teachers deliver lectures in mathematics, physics, chemistry, parts of machines, resistance of materials and many other important subjects. Consultations are also very helpful to the students. Each student receives individual help and attention. At the end of each term all the students take tests and examinations. It requires much time and hard work. Extra-mural students may pass their exams during the terms. After graduating from a higher school all young specialists get work according to their qualification.
Упражнение 5. Запомните следующие слова и словосочетания, внесите их в свои словари.
engineering – [,endʒi'niǝriŋ] – техника
to consist (of) – состоять (из)
term – семестр
subject (n) – ['s⋀bʤikt] – предмет, тема
to require – [ri'kwaiə] – требовать
extra-mural – заочный
at the disposal – в распоряжении
discovery – [dis'k⋀vəri] – открытие
to leave – оставлять, покидать
leave (n) – отпуск
branch – отрасль, область
free of charge – бесплатно
according to – [ǝ'kɔ:diŋ] – в соответствии
to graduate - оканчивать (зд. учебное заведение)
Упражнение 6. Выпишите из текста эквиваленты следующих слов и выражений:
Отрасль промышленности, квалифицированный специалист, посещать, заочный, контрольные работы, читать лекции, требовать, сдавать экзамены, внимание, учебные предметы, семестр.
Упражнение 7. Найдите в тексте предложение, в котором говорится о льготах, которыми пользуются студенты-заочники. Предложение переведите.
Упражнение 8. Найдите и переведите ту часть текста, в которой речь идет об оснащении лаборатории.
Упражнение 9.
1) Найдите в тексте 7 существительных во множественном числе и дайте форму единственного числа каждого из них.
2) Выпишите из текста все существительные, образованные при помощи суффикса -tion.
3) Укажите, сколько фраз с предлогами, соответствующие косвенным падежам, употреблено в данном тексте.
4) Найдите в тексте предложение с местоимением “it” в роли подлежащего в безличном предложении. Предложение переведите.
5) Выпишите из текста 2 предложения с глаголом “to have”, переведите их. Выпишите из текста 3 предложения, содержащие глагол “to be”, переведите их.
Упражнение 10. Ответьте на следующие вопросы по содержанию текста.
1. What are the three types of higher educational establishments in this country?
2. How long is the period of study?
3. How do extra-mural students get their teaching material?
4. When does the academic year begin?
5. Are there large libraries at our higher schools?
6. What is the equipment of laboratories?
7. When do students take their exams?
УРОК 2
Грамматика: времена группы Indefinite
(Active). Причастие I (Active).
Оборот “there + be”. Союзы.
Задание 1. Подготовьте следующий грамматический материал на русском языке.
1. Present, Past, Future Indefinite (Active).
2. Оборот “there + be” и его перевод.
3. Причастие I, его функции в предложении и перевод.
4. Союзы сочинительные и подчинительные.
Смотрите грамматические пояснения по имеющимся учебникам:
1. М.Я.Чистик. Учебник английского языка для технических вузов. – М., 1980.
1. Времена группы Indefinite: §4, стр.251-256.
2. Оборот “there +be” - §28, стр311.
3. Participle 1 - §17, стр.288.
4. Союзы - §31, стр.316
2. Л.Н.Андрианова. Учебник английского языка. – М.,1980.
1. Времена группы Indefinite - §41-47, стр.332-337.
2. Оборот “there + be” - §112, стр.383.
3. Participle I - §94.стр.366-367.
Времена группы Indefinite (Active Voice)
Времена группы Indefinite (Present, Past, Future) употребляются для обозначения действий, одинаковых по характеру (т.е. дейтвий-факторов, повторяющихся и последовательных, но относящихся к разным временам: к настоящему, прошедшему или будущему).
Пример: My father works as an engineer. -Мой отец работает инженером (сообщается факт, относящийся к настоящему времени).
Last year he worked as a laboratory-assistant. - В прошлом году он работал лаборантом (факт, относящийся к прошлому).
Next year they will graduate from the Institute. - В следующем году они окончат институт (факт, относящийся к будущему).
Оборот “there + be”.
Present Indefinite Past Indefinite Future Indefinite | There is, there are There was, there were There will be |
Перевод предложений с этим оборотом следует начинать с обстоятельств времени или места, которые обычно стоят в конце предложения. Оборот переводится словами “быть (есть), иметься, находиться”. Слово “there” не переводится. В вопросительной формы глаголы “is, are, was, were, will” ставятся перед словом “there”. В отрицательном предложении используется местоимение “no”, а при наличии слов “much, many, any” – частица “not”.
Participle I
Participle I Active образуется от инфинитива глагола без частицы “to” с суффиксом – ing.
To work – working, to make – making.
Член предложения | Вопрос | Позиция | Перевод |
1.Определение | Какой? | До или после существительного | Причастием настоящего времени (суффиксы -ущ, -ющ) либо придаточным определительным предложением с союзом «который». |
2.Обстоятельст- во | Где? Когда? Как? Почему? | Конец или начало предложения (до подлежащего). Перед причастием могут быть союзы “when, while”. | Деепричастием с суффиксом -я (союзы не переводятся) или придаточным обстоятельственным предложением. |
Примечание: Participle I с относящимися к нему словами, образуют причастный оборот. Причастный оборот выполняет функцию одного члена предложения. Если Participle I выполняет функцию определения, то оборот называется причастным определительным оборотом, если Participle I употребляется в функции обстоятельства, то оборот – причастный обстоятельственный.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Какая форма глагола является исходной для образования утвердительной формы в Present, Past, Future Indefinite? Имеет ли утвердительная форма глагола в Present Indefinite окончание, какое?
Как образуют утвердительную форму правильные и неправильные глаголы в Past Indefinite?
С помощью каких вспомогательных глаголов образуется Future Indefinite?
Какие вспомогательные глаголы используются для образования вопросительной и отрицательной формы каждого из этих времен? Какое место занимают вспомогательные глаголы в вопросительных и отрицательных предложениях по отношению к подлежащему?
Для выражения каких действий употребляются эти времена и с какими сопутствующими обстоятельствами времени?
2. Какими словами переводится оборот “there +be” на русский язык? Имеет ли самостоятельное значение слово “there” в этом обороте? С какого члена предложения следует начинать перевод предложений с данным оборотом? С какого слова следует начинать перевод предложения при отсутствии обстоятельства? Как образуется вопросительная и отрицательная формы предложения с оборотом
“there + be”?
3. С помощью какого суффикса образуется Participle I? К какой форме глагола он прибавляется? Какие функции в предложении выполняет Participle I? Как определяется член предложения? Как переводится Participle I в функции определения и в функции обстоятельства?
4. Назовите все сочинительные и подчинительные союзы. Как отличить союз от предлога в предложении? Переведите союзы “as, since, before, after”.
Задание 2. Выполните письменно следующие грамматические упражнения.
Упражнение 1. Спишите предложения, подчеркните в каждом из них сказуемое и определите его время, переведите предложения на русский язык.
Модель А. My friend works as an engineer. – Present Indefinite, Active.
Does your friend work as an engineer?
My friend does not (doesn’t) work as an engineer.
These students study at the Polytechnical Institute.
Do these students study at the Polytechnical Institute?
These students do not study at the Polytechnical Institute.
1. Scientists make new discoveries in different branches of knowledge.
2. Our country needs highly qualified specialists.
3. Many people study without leaving their jobs.
Модель В. He saw them at the laboratory yesterday. – Past Indefinite, Active.
Did he see them at the laboratory yesterday?
He did not (didn’t) see them at the laboratory yesterday.
1. Engineers’ course of training lasted 5 years.
2. Last week my brother, an extra-mural student, got test papers on all the subjects.
3. An experienced professor delivered lectures in physics some days ago.
Модель С. She will give you this book next week.
Will she give you this book next week?
She will not (won’t) give you this book next week.
1. Studies at an Institute will require hard work.
2. We shall make an experiment tomorrow.
3. In a year he will graduate from the Institute.
Упражнение 2. Определите время и залог сказуемых в следующих предложениях. Переведите предложения на русский язык.
1. Consultations of experienced teachers help extra-mural students greatly.
2. Young specialists will get work according to their speciality when they graduate from a higher school.
3. He sent his test paper by mail.
Упражнение 3. Поставьте следующие предложения с оборотом “there + be” в вопросительную и отрицательную формы. Переведите предложения на русский язык.
Модель: There are many books on this subject in the library.
Are there many books on this subject in the library?
There are not many books on this subject in the library.
1. There were numerous laboratories at the disposal of students.
2. There are full-time, part-time and extra-mural students in our country.
3. There will be many students at the lecture.
Упражнение. 4. Найдите в следующих предложениях причастные обороты, определите их функцию. Переведите их на русский язык.
Модель:While reading this text he found many interesting facts.
Reading – Participle I в функции обстоятельства
Читая этот текст, он обнаружил много интересных фактов.
Students coming from different parts of our country study at Moscow University.
Coming – Participle I в функции определения
Студенты, приезжающие (которые приезжают) из разных частей нашей страны, учатся в Московском университете.
1. When answering questions he made mistakes.
2. The professor consultating students is very famous.
3. Evening students study attending lectures and seminars after their working day.
Упражнение. 5. Спишите сложноподчиненные предложения, подчеркните в них союзы и придаточные предложения. Переведите предложения на русский язык.
Модель: As I am free now, I want to go to the library.
Так как я сейчас свободен, я хочу пойти в библиотеку.
1. Since higher education is free of charge, all textbooks are at the disposal of students free of charge also.
2. As extra-mural education requires hard independent work, consultations of experienced teacher are of great help for extra-mural students.
3. After students graduate from the Institute, they may continue their studies.
Задание 3. Выполните следующие предложения по тексту.
Упражнение 1.
а). Прочтите следующие слова, обращая внимание на чтение буквы “u” [⋀] (по правилу закрытого слога):
Such, instructor, multi, study, but, subject, under.
б). Прочтите следующие слова, обращая внимание на ударение в них:
Curricular, university, theoretical, considerable, competitive, independent.
в). Напишите транскрипцию следующих слов и прочтите слова вслух:
Higher, entrance, training, society, branch, charge, special.
Упражнение 2. Прочтите следующие слова и дайте русские слова с тем же международным корнем:
Physics, mathematics, geography, profession, programme, instructor, seminar, conference.
Упражнение 3. Прочтите и переведите группы родственных слов:
Enter – entrance, science – scientific, theory – theoretical, know – knowledge, possible – possibility, usual – usually, graduate – graduation.
Упражнение 4. Прочтите текст, выпишите незнакомые слова, найдите их транскрипцию и значение в словаре. Используйте слова и выражения, данные после текста. Прочтите текст вслух и переведите его устно.
Training specialists in our country
Every citizen in our country with a complete secondary education has the possibility to enter a higher school. He passes entrance competitive examinations. Some people get preference since they have experience in practical work. The universities are large centres of education. They offer broad training in sciences such as physics, chemistry, mathematics, biology, geology, geography, philology and so on.
The curricula of colleges and universities provide students with the necessary amount of theoretical knowledge and practical skills in their profession.
Due to new programs students have more time for independent work (under the supervision of instructors if necessary) beginning independent research as early as possible.
There are Students’ Scientific Societies in all institutions of higher learning of our country. Members of societies carry out research in a field of their choice. They also present scientific papers at seminars and conferences.
Polytechnic and specialized technical institutes offer engineering training in more than two hundred specialities. As Polytechnic institutes are multi-department institutions with a considerable choice of specialities, they give a sound theoretical training and broad knowledge in engineering specialities.
Specialized institutes usually train specialists for some definite branch of industry.
Economic institutes and economic departments of some universities train specialists in economy, trade and finance. Students receive pedagogical and medical education at special institutes as well.
While studying at a university or college students study not only fundamental theoretical and special subjects, but also social sciences.
Persons graduating from a university or college receive the degree of a certificated specialist. Universities and colleges also train post-graduate students. Their course will take another three years after graduation. They will do their research for higher degrees of a Candidate of Science and the degree of Doctor of Sciences.
In our country all types of education are free of charge.
Запомните следующие слова и словосочетания, внесите их в свои словари.
1. secondary education – среднее образование
2. competitive examinations [kǝm´petitiv] – конкурсные экзамены
3. curriculum [kǝ´rikjulǝm] – курс обучения, учебный план
4. curricula [kǝ´rikjulǝ] – множественное число от “curriculum”
5. independent work – самостоятельная работа
6. supervision [,sju:pə´viʒən] – наблюдение, руководство
7. certificate [sǝ´tifikit] – свидетельство
8. certificated specialist – дипломированный специалист
9. a post-graduate student – аспирант
10. free of charge – бесплатный
Упражнение 5. Найдите в тексте предложения, в которых говорится о:
а). Возможностях подготовки специалистов в политехнических вузах;
б). Продолжении обучения специалистов после окончания вуза.
Упражнение 6. Найдите в тексте:
1). Глаголы в Present, Future Indefinite (Active);
2). Participle I, определите его функцию, объясните перевод;
3). Предложения с оборотом “there +be”;
4). Предложения с союзами.
Упражнение 7. Найдите в тексте ответы на вопросы:
1. Who enters a higher school in our country?
2. The entrance exams are very competitive, aren’t they?
3. What subjects do students study at a university or a college?
4. What degrees do post-graduate students receive?
5. Do graduates get work according to their speciality?
УРОК 3
Грамматика: группа существительного
прилагательное и наречие, степени сравнения,
причастие II,
времена группы Indefinite (Passive).
Задание 1: Подготовьте следующий грамматический материал на русском языке.
1. Имя существительное в функции определения.
2. Образование форм степеней сравнения прилагательных и наречий.
3. Сравнительная конструкция «the…the».
4. Причастие II, его функции, перевод.
5. Образование форм и перевод Present, Past, Future Indefinite, Passive.
Смотри грамматические пояснения по учебнику.
1. М. Е. Чистик. Учебник английского языка для политехнических вузов. – М.,1960.
1. Indefinite Passive – §10, стр. 267-269.
2. Степени сравнения прилагательных, §22, стр. 299-300.
3. Группа существительного – §19, стр. 291-292.
4. Причастие II – §17, стр. 288-289.
2. Л. Н. Андрианова. Учебник английского языка для заочных технических вузов. – М., Высшая школа, 1980.
1. Indefinite Passive – §49-50, стр. 337-340.
2. Степени сравнения прилагательных, §22, стр. 321-322.
3. Сравнительная конструкция «the…the» - §24, стр. 323.
4. Группа существительного –§7, стр. 310.
5. Причастие II – §95-96, стр. 367-369.