Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос
Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше.
Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
Рис. Кривая спроса
Факторы, влияющие на спрос, называются детерминантами спроса. Рассмотрим влияние на спрос ценовой детерминанты, т. е. цены. При изменение цены меняется объем продаж, но спрос остается неизменным, меняется лишь его объем, т. е. в этом случае происходит скольжение по кривой спроса. Это позволяет сделать вывод, что цена не вызывает изменения спроса, а регулирует его объем.
Спрос определяют многие факторы, которые вызывают его изменение. Поэтому его можно представить как функцию не только от цены, но и от других факторов.
Если изменяется спрос, то это означает, что каждому уровню цен соответствует новая величина спроса. Вследствие этого происходит смещение кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, или влево – при уменьшении спроса
Рис. Изменение кривой спроса под влиянием неценовых
детерминант
Неценовыми факторами спроса являются:
1) изменение вкусов и предпочтений потребителей;
2) изменение доходов и платежеспособности населения;
3) изменение цен на сопряженные (взаимосвязанные) товары: товары-заменители и дополняющие товары;
4) ожидания потребителей в отношении изменения цен на товары и будущего дохода, наличия товара на рынке;
5) изменение количества покупателей на рынке.
Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.
Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.
На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.
Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.
На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.
Основными факторами рыночного спроса являются:
1) доходы потребителей;
2) предпочтения (вкусы) потребителей;
3) цена данного блага;
4) цены товаров-заменителей и дополняющих благ;
5) количество потребителей данного блага;
6) численность населения и его возрастная структура;
7) распределение доходов среди демографических групп населения;
8) внешние условия потребления;
9) реклама.
Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.